Шоу, снобизм и философия в боевых искусствах

- Полезная реклама -

На первый взгляд может показаться, что в заглавии все намешано, но это не так. Хотя, признаюсь, хотел написать только об элементах шоу в боевых искусствах, но потом решил, что там, где стоит вопрос о шоу в единоборствах, там найдется тот, кто будут говорить о философской составляющей, в противовес первому явлению.

Когда-то, в пору своих занятий восточными единоборствами, я, категорически не мог переносить «смешанные» турниры. Я их считал возней, «гладиаторскими боями», шоу, где все куплено, как в любых спортивных турнирах. С моим научруком в университете мы обсуждали вопрос о написании курсовой на тему философии боевых искусств, ведь среди философов серьезных исследований в этой области не проводилось.

Не проводилось… Шоу…

И так – ШОУ:

- Полезная реклама -

%d0%bf%d0%be%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d1%83%d1%85%d0%b0А вы знаете, прошло много лет с тех пор, я успел позаниматься «западными» единоборствами, и пришел к выводу, что не с того начал. Слишком я идеализировал «утонченность» единоборств Азии. Если говорить языком дзен-буддизма, наши умы поглотил демон одержимости разделения на «боевые» и «не боевые», мы застряли на одной мысли, видели все только через призму этого симулякра единоборств.

Чтобы все прояснить, давайте начнем с «Шоу». А шоу, как известно, должно продолжаться.

«Бои без правил», UFC, Прайд, Панкратион, К-1, профессиональный бокс. Всем на ум приходят менеджеры, промоутеры, рейтинговые турниры , имидж, порой, искусственно созданный.

Все верно. Но есть одно «но».

Шоу есть везде. Сама суть востока, особенно в Японии, в Китае, это формализм, ритуалистика, с другой, это яркая маска, в духе Пекинской оперы, театра Но, Кабуки. Это некая статика, намек, мазок и остановка, чтобы замереть в статичности. Отсюда и своеобразный, порой условный характер поединков в каратэ или ушу. По сути, это обратная сторона шоу. Только турниры по смешанным единоборствам, профессиональный бокс, К-1 говорит об этом открыто. Хочешь, приходи – дерись, не хочешь – не дерись. Эти турниры и единоборства не берут на себя много, не хотят выглядеть как-то иначе, чем они есть на самом деле.

ntfnh

Да – шоу. А тамешивари, разве не элемент шоу? Кстати, даже некоторые мастера восточных единоборств это признают. Я не говорю о разбивании предметов, как о технике, хотя, давайте уж на чистоту, прикладного навыка в тамешивари немного. Сколько бы вы не разбивали черепиц или ледяных глыб, они вам сдачи не дадут и с линии атаки не уйдут.

В Америке популярны чемпионаты, по, так называемым «боевым искусствам». Когда представители тех или иных школ восточных единоборств выходят в красивых разноцветных кимоно, дабы показать театрализованное действо. По сути, это чемпионат ката, только с добавлением театрализации.

Многие читатели скажут, это не каратэ, это не ушу, это просто представление, шоу. Но тогда и я скажу, что есть техника смешанных единоборств, теперь уже техника, а есть коммерческие турниры по правилам этих единоборств, это, немного разные вещи.

Вернемся снова к востоку. В свое время выйти из тени Фунакоси, Кано, Оямы, Мияги, да и многим другим позволил именно элемент шоу. Среди всех цветистых стилей нужно было как-то прорекламировать свой стиль.

- Полезная реклама -

Красивые ритуалы, красивые кимоно, эмблемы, фотографии патриархов стиля. Дань традиции или элемент внешнего антуража. Этакая подпитка себя, чтобы не стало однообразно?

Мы всегда ищем экзотики. Многие находят ее в восточных стилях, кто-то в ММА. Только, как правило, секции бокса, самбо, выглядят проще, в силу не такого высокого финансирования, как в секциях айкидо, ушу, БЖЖ.

Если мы посмотрим показательные выступления, то картина будет такая же. Чем более «традиционней» школа, тем больше театрализованного представления она даст зрителям. А многие и вовсе уходят на стезю, так называемых «театров боевых искусств».

Так выходит, где же больше элемента шоу?

ФИЛОСОФИЯ:

Все-таки, тему философии боевых искусств в курсовой пришлось отложить. Я выступил с ней на конференции и только. В курсовой же пришлось поднять более серьезный пласт, уйдя в тематику «Китайской военной стратегии» (тогда меня вдохновил сборник В.В. Малявина).

И я правильно сделал. Дело в том, что где, на самом деле «боевое», «воинское», там мало философии. Философствовать просто некогда, когда ежеминутно твоя голова занято тем, как тебе выжить. Все философствования, красивые речи и система подготовки начинается, когда на это есть время. Но, обратная сторона этого процесса: боевые искусства теряют «боевую» составляющую. Заниматься боевыми искусствами могли только аристократы, если мы говорим о Японии. Даже на Окинаве, первые «каратисты» были выходцами из аристократических слоев, при этом, зачастую, даже им запрещалось носить оружие. Окинавское каратэ, изначально несло в себе элемент мистики, как, впрочем, многие из нынешних японских направлений, таких как айкидо, дзю-дзюцу, как многие из китайских стилей ушу.

И здесь мы подошли к главной проблеме.

Многие, даже не в боевых искусствах, путают ритуалистику, эзотерику и мистику с философией. И, теперь, смотря на студента-философа, который хочет писать научную работу по вопросам философии в боевых искусствах, я начинаю понимать, что под звание «философии» мы очень многое «подтягивали за уши».

Нет, я не говорю, что философии в единоборствах нет совсем, я намекаю на то, понимает ли предмет разговора те, кто активно эксплуатирует термины «духовность», «философия».

СНОБИЗМ:

Я мало слышал снобизма от боксеров, самбистов, ММАшников (хотя были и такие), но вот «национализм» я встречал от поклонников восточных стилей. Особенно яростно нападают на другие стили и направления ребята из стилей, отказывающихся от поединков. Хочется их спросить: «А какая вам разница? Человек боксирует и боксирует, выходит на татами, пусть он занимается спортом, это его выбор. Вы считаете, что все «игрушки», выйдите-докажите. Сможете ли доказать?».

Какая странная не любовь у ребят из, к примеру, WKF к киокушинкай. Мол, стиль однообразный, упрутся друг в друга и лупят по животу и бедрам. Знаете, я так тоже раньше думал. А потом, вдруг меня словно осенило. Так было с боксом, ММА, я вдруг понял «дао» этих направлений. Я, вдруг, увидел красоту в киокушинкай. И хотя заниматься я бы им не стал, но встречался в спаррингах с ребятами из киокушинкай, которые разнообразили технику. Должен сказать, что они хорошо адаптируются к другим условиям, их идеология проверки боем сыграла хорошую роль. Я всегда придерживался мнения, что стиль только тот может называться «боевым», который может противостоять другим направлениям, а не «варится в собственном соку».

Когда я ушел в дзюдо, многие меня вообще не понимали, потом, к сожалению, запоздалые увлечения боксом, так же вызвали непонимания у тех, с кем я занимался тэквон-до, йогой, ци гун. Им все это казалось таким скучным, ограниченным. А меня, буквально, начало воротить от всей этой яркости и мишуры. Немного прозанимавшись кикбоксингом и боксом, я просто отдохнул душой.

%d0%bf%d0%be%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d1%83%d1%85%d0%b0

И знаете, вот именно после борьбы я понял «ударку», а после бокса я снова смог принять восточные единоборства.

Я бывал на секциях «боевых искусств», там где даже слово «спорт» вызывает сразу негодование. Помню, как приемами из тэквон-до и дзюдо одолевал соперников, а тренера усмехались, все это спорт, так не надо делать. Тогда я был студентом и, в силу, юношеского максимализма, верил «горе-мастерам». В итоге все началось «ломаться», ничего не работало, пока я снова не вернулся к «спортивной» технике и снова все стало получаться.

После армии я снова приходил в несколько таких вот «боевых» сект/секций пришел к ответвлению этой секции. Ну и, как положено, экс-дзюдоисту, швырнул соперника, выведя из равновесия, с помощью рукава и отворота кимоно. И снова те же речи, это спортивное, боевой вариант другой. Так нож к горлу не приставляют, так против ножа не обороняются.

Кто это говорит? Офисные клерки? Они знают, как нападает вооруженный ножом человек?

И, знаете, теперь я не могу и не хочу предаваться снобизму, говорить о «духовности» в боевых искусствах, о «спортивности» и «боевитости». Мне кажется, во многих вещах, в том числе и в единоборствах, в боевых искусствах, называйте, как хотите, нужно исходить из принципа «Бритвы Оккама». Нужно отсекать все лишнее.

- Полезная реклама -
Nikolai Sokirkin
Nikolai Sokirkin
Писатель, публицист, колумнист журнала "Мир дзюдо"

Это интересно

6 КОММЕНТАРИИ

  • http://luarvik-1221.livejournal.com/profile Евгений Булацескул

    Жаль, не повезло Вам с учителями по восточным единоборствам. Вот этот вот снобизм о котором Вы говорите (и который, в свою очередь, подтолкнул меня к собственной писанине) я неоднократно слышал от представителей обоих лагерей. Адепты спортивных направлений говорят «Ну чем вы там у себя занимаетесь, это же не будет работать на улице». Им в ответ — «А вы там у себя в ринге (на ковре) возитесь один на один по полчаса. В реальном бою противников будет несколько и решать надо будет всё в секунды». И правы, и не правы обе стороны. Конечно, спортсмены будут иметь преимущество в контактном поединке. С другой стороны, кто мешает «традиционщикам» проверять свои навыки в спаррингах как внутри школы, так и во встрече с «контактниками»? Спортсмены заявляют о том, что они лучше подготовлены к уличным поединкам? Но это только в том случае, если шпана решила «помахаться», а не потыкать (причём со знанием дела) в кого-то ножичками. Другой вопрос, что такое «реальный поединок»? Как к нему подготовиться, наработать необходимые навыки, где найти спарринг-партнёров, в конце концов.
    Вот тут мы и подходим к такому понятию как «философия боевых искусств». Она есть (смотрите интервью с Мастерами). Это, с одной стороны то, как понимает цель и предназначение боевых искусств конкретный Мастер, с другой — их попытки достичь гармонии с самим собой и окружающим миром. Но это тема отдельного разговора.
    Что касается последнего абзаца, то «отсекание лишнего» больше подходит для спортивных единоборств (спортсмен отказывается от неудобных ему приёмов и техник в пользу более эффективных, опять же для него). А вот для боевых искусств в целом… Нет, не соглашусь.

    • so_kir_kin

      Ну, это ваше мнение, навязывать ничего не хочу. но я к тому, о чем говорил пришел через личный опыт.

      На самом деле, именно «боевые» искусства все лишнее и должны отсекать. Вопрос стоит о бое, о выживании.
      Философия появляется, когда «боевое» исчезает, когда это становится традицией, ритуалом, идеологией для целой нации.

      «Реальный» поединок… Реальный поединок, это когда рисунок боя схож с тем, что бывает в агрессивных ситуациях.

      Тут уже исторический фактор, каратэ изначально зарождалось в среде окинавских аристократов, среди которых популярны были мистические школы и кружки. А изначально, «сухое» каратэ, до возникновения японского каратэ было очень лаконичным единоборством. с малочисленными ката.
      В принципе, боевые искусства Японии и Китая, в том виде, в котором мы их видим сейчас, воссоздавались ни с целью «боевого» назначения, их цель была создание некой идеологии, «реставрации».

      Если, к примеру, кикбоксинг помог достичь гармонии с миром, гармонии в себе, это тогда боевое искусство?

      • http://luarvik-1221.livejournal.com/profile Евгений Булацескул

        Спасибо за ответ, очень интересные замечания! Если позволите. выскажу ещё ряд своих.
        Само словосочетание «боевые искусства» как бы говорит нам о двух различных подходах к его культивированию.
        Первый — именно тот, о котором Вы говорите — Мастер почти постоянно вынужден находиться на грани жизни и смерти, сражаясь за свою жизнь (не секрет, что лучшими бойцами в средневековом Китае были разбойники и бандиты, а вовсе не монахи).
        Второй — развитие боевого искусства в рамках школы. В этом случае будет присутствовать бОльший акцент на внутреннюю работу и работу с учениками, передачу им своего опыта, как боевого так и жизненного. Тут уж без философии не обойтись:-)
        Насколько я знаю, у прежних Мастеров присутствовали оба эти варианта (в молодости — боец, в старости — Учитель, если утрировать). Полагаю, у них подобного раздвоения этого понятия не возникало:-)

        • so_kir_kin

          Если смотреть в такой интерпретации, то тут уже вопроса выходит за рамки конкретного стиля.

  • Pervuhin Nikita

    Задета очень важная тем. Осмелюсь высказаться исходя из своего скромного опыта на тему практики и философии. Считаю, что философствовать пора лишь после того, как «поработал на земле», т.е. после долгих банальных тренировок, поединков, соревнований, где все, о чем происходит философствование, сначала ощущается на собственной шкуре. Я видел людей, которые грешат обратным — лишь придя в зал начинают рассуждать о ци, дао, иккен хисацу, будо, причем теоретически все выглядит складно, но не выдерживает никакой проверки на татами. Я и сам этим грешил, когда только начинал заниматься тайским боксом в университете: рассуждал о мужестве и решимости в духе романтизма и т.д., но реальное понимание, что такое решимость, начало приходить ко мне тогда, когда на соревнованиях после нокдауна у меня начали ноги «заливаться свинцом». Потому что понять теоретически и пережить — две разные вещи. Однажды, придя в секцию айкидо, я увидел массу людей грешащих тем же, но совершенно этого не понимающих. Более того, даже саму проверку своих теорий они считали чем-то грязным и недостойным боевых искусств. Также с бесконтактным каратэ, когда учатся контролю удара раньше, чем самому удару. По-моему, это самообман. Такие люди занимаются симуляцией боевых искусств, играют в «голых королей», лукавят, окружая себя пафосом, тешат свое эго. Сначала работа — потом философия. На словах и я Лев Толстой…) С другой стороны, в том же боксе мне сказали однажды «это не каратэ — здесь бить нужно». Пафоса достает с обеих сторон, и растет он, как правило, от желания повысить свою самооценку не за счет личных «реальных» достижений, а с помощью «сучка в чужом глазу», когда у самого там лес густой.

    • so_kir_kin

      Правильно подмечено

Комментарии для сайта Cackle

Присоединяйтесь

9,381Читателей
21,725Подписчиков

Новые публикации