Макивара, – неотъемлемый, почти культовый тренировочный снаряд в каждой более-менее серьезной школе каратэ. Об этом слышали все, кто так или иначе на практике соприкасался с каратэ.
Но почему-то о том, для чего, кроме общих слов о «набивки ударных частей», она предназначена, как ее сделать самому и как правильно её использовать, информации не так много.
Раньше под макиварой в каратэ понимали некий, назову его «традиционный» вариант – неподвижно закрепленную одним (нижним) концом и вертикально установленную довольно толстую доску, высотой, как правило, до уровня плеча или подбородка, верхний конец которой должен быть обмотан грубой веревкой из рисовой соломы или просто привязанным снопом соломы (собственно — «макиварой»), который в процессе работы по нему становился все тоньше и тоньше, и постепенно удары наносились уже по голой доске.
Затем постепенно верёвку или сноп стали заменять другими материалами – кожей, свернутым брезентом, резиной, полиуретаном и т.п., но «общая конструкция» оставалась неизменной: под термином макивара как правило понималась вкопанная в землю (или вмонтированная в пол) специальная упругая доска различной толщины с выделенной рабочей зоной для нанесения удара в её самой верхней части.
Сейчас к рассмотрению (и особенно к приобретению))) предлагается довольно много самых различных вариантов макивар: и «традиционная» вертикальная и ее разновидность — горизонтальная, и современная настенная, сделанная на основе автомобильной покрышки, и компактная металлическая многорычажная с изменяемой сменной системой натяжения, требующая для своего изготовления промышленного оборудования, а также макивара на растяжках, переносная портативная, даже авторские макивары.
Я не буду давать им оценку – пусть это сделает каждый для себя сам, я буду говорить о том , как лучше и как правильно макивару использовать.
Если взглянуть на наиболее распространённые в сети фото макивары, а также на некоторые видео мастеров, работающих на своих «традиционных» макиварах, то, как правило, видим в качестве её основы довольно толстую деревянную доску шириной до 20 см и толщиной около 4-6 см , а у некоторых – даже толстенный брус толщиной в 10-15 см., обмотанный в верхней части грубой веревкой или прикрытым современным комбинированным «бойком» (термин — не мой, взят из параллельной статьи Володи Воловикова))).
Такие макивары действительно существуют, но они подходят лишь единицам, годами готовившим свои конечности к работе на таком «агрегате». А вот комментарии к подобным фото и видео, в которых читаешь, что кто-то делает на подобной макиваре по 300-500 ударов каждой рукой, причем – ежедневно, вызывают массу вопросов…
Если к разговору о работе на макиваре подходить серьезно, то начинать надо с того, что макивара должна подбираться каждым человеком индивидуально под себя, с учетом своей текущей подготовленности и своего роста, и при этом он должен помнить – макивара должна быть разная на разных этапах подготовки.
Не претендуя на изложение окончательной истины и описание всех существующих вариантов, я просто напомню, чему и как нас (ещё в СССР!) учили наши первые УЧИТЕЛЯ, и чему учили и учим мы, постоянно переосмысливая опыт своих тренировок.
Хочу также предупредить, что я не ставил задачу дать детальное и подробное описание методики работы с разными «ученическими» макиварами и на каждом этапе, поскольку это сложно, если не невозможно в «заочном варианте».
Цель статьи — прежде всего предостеречь нашу каратэ-молодежь от неправильных рекомендаций, выводов и ошибочных подходов к тренировкам, которые могут быть сделаны на основе увиденного в сети, помочь им сохранить собственное здоровье, и обратить внимание на основные важные составляющие работы на макиваре, часто по тем или иным причинам остающиеся без внимания.
Началу работы на любой макиваре обязательно должны предшествовать специально-подготовительные упражнения для укрепления мышц и связок кисти, запястья, предплечья и т.д. Это — и отжимания на кулаках и пальцах, и различные прыжки на кулаках и тыльной стороне кисти в упоре лежа, и упражнения с отягощениями (тиси), и упражнения на тренажёре Сотского, и т.п.
Как правило, параллельно с ОФП и СФП идет начальное изучение техники. И только когда ученик уже может более-менее правильно выполнить технику удара «по воздуху» – начинается работа над точностью, над скоростью (быстротой) и силой, и собственно над постановкой удара .
При наличии необходимого оборудования и инвентаря в тренировочный процесс активно включается работа на макиваре, мешках, грушах, лапах, кольцах и т.п.) Т.о. в процессе теперь уже этих специализированных тренировок происходит дальнейшее укрепление и подготовка мышц, связок, костей к ударным нагрузкам, недоступное при «работе по воздуху», но крайне необходимое для выполнения точных ударов в полную силу по различным поверхностям.
Не секрет, что у работы на каждом их перечисленных снарядов — своя методика использования для эффективных тренировок. Ограничусь описанием правильной работы только на традиционной макиваре.
Бытует мнение, что макивара предназначена только для набивки и закалки ударных частей как основы для постановки удара. Но не акцентируется, что для каждого этапа тренировки и закалки подбираются различные макивары переменной жесткости, и на каждой — используется специфическая методика работы.
Стандартные макивары, как правило, изготавливаются из досок прочных пород дерева равной (одинаковой по всей длине) или переменной (равномерно или особым образом уменьшающейся кверху) толщины и ширины, и, соответственно, разной степени упругости и жесткости.
Сразу хочу сказать: распространённая в интернете рекомендация работы на макиваре, идущая якобы от восточных мастеров – «не умничай, подходи и бей» – это самый прямой и самый короткий путь к ссадинам и повреждениям кожи, ушибам надкостницы, бурситам, травматическому артрозу и малоподвижности пальцев и кисти.
На самом деле тренировка на макиваре должна представлять длительный, постоянный, постепенный, строго контролируемый и непрерывный процесс «выращивания прекрасного цветка», в роли которого – наше собственное физическое и психологическое здоровье.
Макивары условно можно подразделить на Скоростные (ученические) и Силовые (мастерские).
Толщина верхней части скоростных макивар разная и подбирается в соответствии с задачами :
- для первичной закалки кожи;
- для уплотнения подкожной клетчатки, укрепления и закалки надкостницы;
- для укрепления капсулы ударной поверхности суставов;
- для укрепления связок пясти, кисти, лучезапястного, локтевого и плечевого суставов.
Соответственно, толщина верхней части макивары под «бойком» варьируется от 5 мм до 15 мм. Такая «скоростная» макивара под воздействием удара должна отклоняться от вертикали на расстояние от 30 см до 10-15 см…
При работе на таких макиварах используют расслабленные удары на различную (постепенно увеличивающуюся) глубину правильно «сформированной», но не напряжённой ударной частью руки.
И начинают работу на скоростных макиварах обязательно с почти «бесконтактной» тренировки точности, нанося удары по пластилиновому шарику на бойке макивары (как обязательной предпосылки предотвращения повреждения целостности кожи) и первичного умения дозировать требуемое усилие для выполнения удара на различную глубину.
Затем шарик убирают и начинают работу с ударов для уплотнения кожи – наносят точные удары глубиной 1-2 см, затем — для укрепления надкостницы -удары глубиной — 4-5 см, далее — для укрепления суставных капсул – удары глубиной –от 5 до 10 – 15 см…
Такая последовательность работы имеет, с одной стороны, прежде всего формирование психологической готовности ударить в твердый предмет, постепенно укрепляя ударные поверхности, но главное — избежать формирования «подсознательного тормоза», неизбежно возникающего из-за ссадин кожи, ушибов и даже первых бурситов от ударов.
С другой – она позволяет как можно позже подойти к своему «скоростному барьеру».
Еще раз подчеркну, что скоростные макивары предназначены (наряду с закалкой ударных частей) прежде всего для как можно более позднего возникновения «скоростного барьера» и для предотвращения «внутреннего подсознательного «тормоза», неизбежно возникающего из-за опасения получения ушибов и растяжений связок, особенно на начальных этапах работы.
После работы на «скоростных» макиварах переходят к работе на «силовых».
Силовые макивары предназначены:
- прежде всего для корректировки выстраивания взаиморасположения различных костей тела для передачи максимального усилия в ударную часть и их гармоничного взаимодействия при «продавливании» сопротивления макивары;
- для развития взрывной силы участвующих в ударе мышечных групп;
- для «прочувствования» включения именно нужных групп мышц в выполнение удара на определённых режимах работы;
- для тренировки «разделения тела» как важной предпосылки мощных ударов на заданную глубину. (Кто «в теме», тот знает, что при работе по голове и туловищу, особенно- целенаправленно по конкретным внутренним органам для различных последствий применяются удары разной глубины и направления передачи импульса, и т.д.). Иногда для контроля этого на макиваре используют дополнительный контрольный маятник как показатель достаточной глубины «пробива».
Толщина таких силовых макивар – от 5-6 см в нижней части до 1,5-2 см в верхней. «Сводится» или уменьшается толщина доски от максимума внизу до необходимой вверху специфическим образом, обязательно с тыльной стороны доски, что позволяет не терять прочность при убывании жесткости. Индивидуальная высота силовой макивары – также примерно до уровня подбородка или плеча. Количество «рабочих зон» или «бойков» на ней — в зависимости от предназначения конкретной макивары – от одного до 3-5…
Кроме соблюдения последовательности смены макивар важными условиями работы являются:
- правильное использование «сформированного», но не напряженного кулака, прямого положения запястья, обеспечивающие способность встретить цель на любом участке ударной траектории и правильно и безопасно передать усилие;
- тренировка «точности» и своевременности вращения кулака перед попаданием в «боёк» как условие предохранения от ссадин. (Для ускоренного формирования точности любителям «экстремальной» тренировки предлагаю использовать отработку удара в цель, вызывающую болевые ощущения при ошибках, например в днище консервной банки или маленькой кастрюльки, подобранной по размеру так, чтобы в неё свободно проходил кулак, оставляя по бокам пространство примерно в 5 мм. В такой работе, если ошибёшься с точной центрирования удара – будет очень больно, а боль — учит лучше и быстрее любых слов.)))
- разминка и подготовка ударной части и окружающих суставов, и обязательная «заминка» после окончания работы.
- необходимо соблюдать не только последовательность работы на макиварах различной толщины, но и не превышать допустимую частоту работы в неделю для разных типов ударов (хлестких, силовых, таранных..) и выдерживая оптимальные перерывы для восстановления после нагрузок ударных поверхностей , суставов и связок – каждую ударную часть прорабатывать не чаще 2-х раз в неделю.
При энергичной работе на силовых «мастерских» макиварах имеют смысл использование фарм-препаратов (растирок) и тепловых спец-процедур в течение первых 2-х часов после ударной работы, а также придерживаться правильного питания.
Повторюсь: к отработке импульсных ударов на силовой макиваре можно переходить только после длительной предварительной работы на скоростных макиварах, обеспечивших достаточную подготовку всего суставно-связочного и опорного -двигательного аппарата к большим нагрузкам, и соответствующую подготовку нервов, связок и участвующих в работе мышц.
Критерием возможности начала перехода к более жесткой макиваре может служить субъективное отсутствие болевых ощущений в костях и связках как при работе на макиваре, так и после тренировки, при ощущении некоторой «наполненности» и «теплой тяжести» в ударных частях после тренировки.
Количество сильных ударов не должно превышать 30-50 на каждую ударную часть, и повторяться не чаще чем 2 раза в неделю. За одну тренировку желательно «обрабатывать» не более 3-х ударных частей.
Другие Обязательные пункты, которые надо соблюдать при работе на макиварах:
- первое требование – работа на макиваре является логичным продолжением и закреплением Кихона. Не должно быть искажения ранее изученной правильной техники. Этого достигают как подбором правильных исходных положений и выбором местоположения перед макиварой, а также и изолированной работой над отдельными фазами ударов;
- второе требование — обязательны согласование ударов с дыханием, и работы задней ноги — с правильным моментом окончания вращения бёдер и вариантом напряжением мышц кора;
- соблюдение требований «разделения тела» для нейтрализации «обратного удара» за счет соответствующего расслабления и «выстраивания» тела, шеи и плеч, особенно в случае так называемого таранного и «залипающего» удара, располагая тело в соответствии с анатомическими «лучами силы»;
- проработка разных типов включения мышц кора при работе на макиваре (прямое, перекрестное, двойное и т.п.) при импульсном ударе;
- помнить об особенности работы бедер и ног при отработке варианта удара типа «плеть», и избегание «рассеивание силы» за счет широчайших мышц спины;
- правильная работа колена передней ноги – как условие того, что «удар не уйдёт в пол», моменты его расслабление и включение для сохранения устойчивости и равновесия;
- особенность работы колена задней ноги в «бедро-импульсе» для согласование вращательного и поступательного движений.
Работа на макиварах выполняется сначала одиночными ударами с места, затем — со значительным перемещением ОЦТ, с различными передвижениями, в связках с блоками и ударами ног, и т.п.
Специфика подобной работы – уже за пределами данной статьи.
Таковы лишь некоторые существенные моменты, общие для всех. Детали, нюансы, акценты и поправки в каждом отдельном случае делаются тренером (учителем) уже по ходу тренировки.
К сожалению, большинство людей, приходящих на тренировки в каратэ, не обладают развитыми способностями кинестетического самоконтроля, и не могут самостоятельно определить причины неправильного исполнения. Иногда кому-то может в этом помочь использование видеосъемки с последующим анализом, и сопоставление с видео мастеров, и т.п.
Но самым лучшим (и безопасным! вариантом является тренировка под «присмотром» учителя или у хорошего тренера, способного не только научить, но и помочь учиться.
Когда-то в одной из своих статей я написал:
Каждому ученику не лишне помнить:
- ни один учитель, каким бы «великим» и известным он не был, не может никого научить насильно. Насильно можно только «выдрессировать», и только в том случае, если у обучаемого есть необходимые предпосылки;
- учитель может только помочь научиться тому, кто этого сам очень хочет и готов работать;
- хороший учитель поможет выбрать наиболее эффективные и подходящие только этому ученику тренировочные методы, научит анализировать успехи и причины неудач, и тем самым ускорит процесс обучения, поможет развить сильные стороны ученика и ликвидировать его слабости;
- и только очень хороший учитель может сделать все это вместе взятое, но еще он может найти такие слова, которые зажгут в душе ученика неугасимый огонь стремления к совершенству, вселят в него непоколебимую уверенность и дадут силы преодолеть любые препятствия на своём Пути, сохранив и даже улучшив при этом своё здоровье».
Я по-прежнему искренне желаю всем встретить на своем жизненном пути и Пути боевых искусств такого хорошего учителя.
Осс!