Гичин Фунакоши: освободи свой разум

- Полезная реклама -

Гичин Фунакоши (1868-1957) безусловно был той самой фигурой в мире карате, кто привез искусство пустой руки из провинциальной Окинавы в Японию. И кто сделал его распространение возможным не только в Японии, но и во всем мире.

Гичин Фунакоши в этом процессе был конечно же ключевой фигурой. Однако, несмотря на все его заслуги, были на Окинаве и более опытные мастера карате, которые также приложил руку к его популяризации.

Доподлинно известно, что Гичин Фунакоши был выбран на роль посла карате в Японии благодаря своему отличному образованию. Он был способен общаться с японцами на уровне достаточном чтобы не быть изгнанным, как неотёсанной деревенщине. А ведь именно так многие японцы и относились к жителям Окинавы в то время.

Поэтому давайте представим Фунакоши в более реалистичном свете. Он не святой, он просто очень значимая личность.

20 заветов Фунакоши

- Полезная реклама -

Гичин Фунакоши оставил после себя 20 заветов – дистиллят его философии карате. Они даже выгравированы на мемориальной доске над его могилой. Его шестая заповедь, как мне кажется, является ключом к пониманию его личности.

一、心は放たん事を要す
Hitotsu, kokoro wa hanatan koto o yosu

«Будь способен освободить свой разум»

Смысл в том, чтобы не быть закостенелым и быть способным адаптироваться к изменениям и окружающей тебя действительности.

Гичин Фунакоши цитировал китайского философа, жившего задолго до нашего времени, Шао Юн (1011-1077), который являлся конфуцианским мыслителем во времена правления династии Сун.

Как отлично эрудированный ученый, Гичин Фунакоши конечно же был хорошо знаком с трудами Юн. Он включил строку из поэзии философа в свои заветы. Быть способным освободить свой разум означает выйти за рамки предрассудков и стать гибким, прежде всего своим мышлением, что было очень важно именно в той ситуации, в которой оказался Фунакоши.

Бурлящая Япония

Только представьте: Гичин Фунакоши отправился с крошечной, тихой Окинавы в бурлящую Японию. Страну, которую ещё лишь несколько десятков лет назад раздирало восстание Сацумы (все мы помним фильм «Последний самурай»).

Восстание, которое было направлено на свержение правительства нового императора, и которое погрузило страну в пучину хаоса. Япония начала 20-го века была ареной яростной политики с коммунистами и профсоюзами частенько устраивавших публичные разборки.

Тогда проходили ожесточенные дебаты о будущем Японии. В них военные настаивали на экспансионизме (что скоро трансформируется во вторжение и оккупацию Кореи), индустриалисты и прочие были за изоляционизм.

Демонстрации часто перерастали в столкновения с силами правопорядка. Политических оппонентов частенько избивали или вообще убивали. Для Фунакоши всё это выглядело, наверное, как апокалипсис.

Кроме всего прочего он был один. Мастер оставил дома свою жену и двоих из трех сыновей. Плюс ко всему этому он пытался представить иностранное (для японцев) боевое искусство. Полагаю, что многие знают об этом, просто не многие хотя бы пытались представить, насколько тяжелой была эта задача. Ни ютуба, ни инстаграма тогда у Фунакоши не было. Таргетированную рекламу не запустишь ))

- Полезная реклама -

Жившие тогда в Японии Окинавцы даже не считались полноценными гражданами.

В дополнение ко всему вышесказанному на карате смотрели, как на какой-то сырой продукт в сравнении с элитарными воинскими традициями японского будо. Просто представьте, что вы поехали в Бургундию (Франция). Регион с богатыми винодельческими традициями и родину самых известных сортов. И там вы будете пытаться представить там свое вино, которое вы недавно сварили подвале…

Примерно в таких условиях Фунакоши презентовал карате.

Дзигоро Кано

Гичин Фунакоши был в неоплатном долгу перед основателем дзюдо Дзигоро Кано. Он предоставил место и организовал демонстрационные выступления, которые позволили Фунакоши поставить карате в один ряд с другими японскими видами будо.

Но это был лишь первый шажок к вершине горы. Карате ещё предстоял долгий путь в борьбе за место под солнцем. Избавления от репутации некоего стиля, используемого разбойниками и полубомжами.

Гичин Фунакоши также противостоял критикам на самой Окинаве. Те встретили проводимую им «японизацию» карате в штыки. Он переделал названия ката на японский лад. Адаптировал программу обучения в соответствие с японскими обычаями.

На Окинаве же карате преподавали в неформальной обстановке.

Но Фунакоши ввел групповые занятия с выстроенными в ряды и двигавшимися в унисон учениками, на армейский манер.

Примерно, как это было в школах кендо.

«Осс», «Хай» и «Сенсей», все это пришло оттуда же. Со времен, когда милитаристские настроения в стране были очень сильными и армия оказывала очень сильное влияния на будо.

Все жители Японии и Окинавы того времени переживали не простые времена, включая разрушения второй мировой войны. Но несмотря на все это, Гичин Фунакоши удалось продолжать двигаться к своей цели. Он может и не был самым великим каратистом Окинавы того периода, но он стал Великим благодаря своим достижениям.

Многое из того, что он совершил стало возможным благодаря его способности быть гибким и адаптироваться. Он всегда был «способен освободить свой разум».

- Полезная реклама -
Аватар
Сергей Власовhttp://budokarate.ru
Главный редактор сайта "Каратэ длиною в жизнь". Изучаю каратэ с 1989 года. Блогер, писатель.

Это интересно

Присоединяйтесь

9,381Читателей
21,725Подписчиков

Новые публикации