- Полезная реклама -

Чем боевые искусства Востока полезны на Западе?

Восток и Запад… эти понятия всегда были антагонистичными в культуре, философии и, конечно, политике. Неизменно противостоя друг другу, две крупнейшие парадигмы развития человека при этом неизменно интересовались друг другом, взаимно дополняя и обогащая «оппонента» во всех возможных сферах. Боевые искусства – та плоскость, в которой западный и восточный подходы пересеклись особенно явно, ведь здесь речь идет не об опосредованном противостоянии и столкновении, а о непосредственном – в войне, уличном бою или спортивном поединке. Обсудить эти боевые искусства Запада и Востока, их философию, этику, особенности преподавания и применения мы решили со спортивным блогером, писателем и практиком единоборств Николаем Сокиркиным.

Николай, мы хорошо знаем, что великие мастера Востока – Фунакоси, Ояма, Кано и др. были не просто спортсменами. Они – писатели, философы, интеллектуалы, создатели новых методик и систем. При этом и спортсмены, и тренеры тоже. На Западе, примерно в то же время, это было как-то проще — там рубаки рубились, а мыслители мыслили. Почему так и как правильнее?

- Полезная реклама -

На самом деле, образ мастера восточных единоборств как некоего уникума, сведущего во всем, что только создал человеческий ум, был создан, отчасти, в западной культуре, благодаря кино. То же самое и с образом восточных стилей, как некоего синтеза философии и боевого навыка. Если говорить именно о воинских искусствах, времен феодальных войн, в той же Японии или в Древнем Китае, то философов и философии там вы найдете не много.

Чтобы философствовать, нужно время и, какая-никакая, но личная безопасность. Нужно время, чтобы все переосмыслить, теоретизировать. Собственно и все воинские трактаты, вроде «Хагакурэ» или «Книги пяти колец» появляются не раньше 16 столетия, когда начинается более мирный период, происходит романтизация прошлого, тогда же зарождаются красивые легенды о ниндзя, самураях и прочее.

Кано, Уэсиба, Фунакоси, тем более Ояма работали над своими системами, философией своих направлений в эпоху Мэйдзи (кроме Оямы, конечно), когда Япония начала выходить на международный уровень, одновременно с этим, создавая тот самый образ, который знаком нам теперь. Это было время прогресса, с учетом национальных особенностей. Это поддерживалось, это требовалось. Нужны были только люди, которые смогут подхватить запрос общества и государства, ими стали вышеуказанные деятели.

Это умаляет их достоинство?

Нисколько.

Были ли они настоящими бойцами… Здесь вопрос. Они были просветителями, может, неплохими борцами, каратистами, но их стиль, как правило, представляли именно «дуболомы», а вот переговоры вели, писали трактаты уже интеллектуалы – Кано, Фунакоси или Уэсиба.

Это не значит, что они были дилетантами, но, тем не менее.

Если говорить о западном мире. В частности, о Европе, то и воинские искусства там могут похвастаться своими трактами, философией и, уж точно, рыцарством. Не в той форме, не в таком размахе, но стоит вспомнить ту же античность с ее образом гармоничной личности, в которой знаменитые мыслители были и философами и ветеранами войн.

Об этом рекомендую почитать и послушать у В. Сечина, в его выступлениях на тему «Европейские боевые искусства».

Кстати, как пример, стоит привести трактат «Розовый куст войн», написанном французским королем для своего сына дофина, сказано, что рыцарь подобен доктору в других науках. Он о войне знает тот объём и ту глубину, которую необходимо знать юристу, или богослову, или медику. Это все датируется с рубежа XIV-XV вв (то есть раньше, чем самурайские кодексы в Японии).

Чем вам не «Сокрытое в листве»? Весь вопрос в том, как это все преподнести. В конце концов, в Европе было рыцарство, целое воинское и, одновременно, этическое учение. Предвкушая голоса «уверовавших» в непобедимость «шаолиня», отмечу, что рыцари не были идеальными блюстителями своих же порядков, но и преданность господину со стороны самураев тоже сильно преувеличена.

Что касается китайских единоборств, то ситуация с пресловутым Шаолинем схожа с политикой Мэйдзи, с той лишь разницей, что компартия Китая, сначала всех монахов репрессировала, потом, когда стал вопрос о создании «китайского бренда», их нашли, но никто ничего не смыслил в боевых искусствах.

Что касается моральных качеств занимающихся западными видами и восточными, то здесь совершенно никаких отличий нет. В СМИ постоянно приходится слышать о скандалах, как в среде боксеров, борцов, так и скандалы в среде каратистов, чего только стоят недавние новости о тренере-педофиле или о том, как некий тренер по окинавскому карате, Скалдин, кажется, избил тренера по спортивному карате Степанову. Ну и где тут дух «Сокрытого в листве»)))?

Восточные стили несут в себе определенную отсылку к этике и философии, но больше на уровне популизма.

Можно ли, однако, сказать, что каратэ, дзюдо или другие БИ Востока – больше, чем просто система быстрой и рациональной победы над противником – это системы воспитания, и физического, и духовного, и нравственного, в отличие от западных бокса или борьбы?

Я бы сказал, что они изначально именно системы воспитания. Если взять тоже самое карате, то оно генерировало и развивалось в среде сельских окинавских старост, которые обучались стилям Белый журавль и Пяти предков в Китае, в рамках факультативных занятий в конфуцианской подготовке. Насколько это было боевым, сложно сказать, в принципе, во всех странах мира аристократы любого уровня проходили какую-либо боевую подготовку, начиная от фехтования, заканчивая стрельбой или даже борьбой. Применять они это могли? Конечно могли. Но насколько это носило профессиональный характер… В конце концов, если брать ту же Японию, одно дело самурай, чье дело – война, хотя бы номинально, другое – сельский староста.

Тоже самое и с ушу. Даже в советских довоенных хрониках о среднеазиатских республиках, вы найдете упоминания о бродячих цирках, где выступали ушуисты, как сейчас выступают спортсмены на чемпионатах по таолу.

Я бы здесь разделял стили и направления. Большое влияние на практическую составляющую карате или ушу оказали американцы и европейцы, которые, в силу присущей Западу рациональности и практичности, не могли довольствоваться формальной стороной. Им нужен был результат и они его получали. Японцы и китайцы стали догонять западных единомышленников, создавая такие стили как саньда, кудо, косики и прочее.

Дзюдо ведь тоже задумывалось как система физического воспитания и популяризации японской культуры на международном уровне. О своем джиу-джитсу японцы благополучно забыли, редко, кто из современных японцев слышал о нем и услышал бы, если бы не бразильцы.

Карате, дзюдо и прочие – рабочие вещи, просто к ним нужен определенный, западный подход, чтобы они заработали.

Judo

Насколько вообще рационально воспитание через спорт? Может быть это – удел школы, педагогики, а спорт должен заниматься только физическим состоянием организма – «Выше быстрее, сильнее»?

Я часто был свидетелем того, как спорт социализировал. Несмотря на то, что у простых обывателей боксерский зал не может ассоциироваться с этикой и моралью.

Я работаю с трудными подростками и должен сказать, что образ такого качка-хулигана сильно натянут. Да, среди профессиональных спортсменов хватает отморозков, но дело не в боевых искусствах. Спорт не панацея, академиков и философов, конечно же, он не воспитывает, но он требует определенной самодисциплины, целеустремленности, а значит, каких-то волевых и даже моральных качеств.

Если мы посмотрим на спортсменов, у которых сносило крышу, то чаще всего это происходило уже на пике их славы, когда они начинали пренебрегать ограничениями и правилами для спортсменов.

Достаточно популярная тема – философская составляющая в БИ… Но что значит – философия в боевых искусствах, и какова она? Насколько рационально постигать философию через удары и броски? Не проще и не рациональнее заниматься этим через теорию (книги, учеба) или практику (жизненный опыт)?

Я сам философ по образованию и даже писал научные работы и статьи на эти темы. И могу теперь уж точно сказать, что сильно натянуто все философское в боевых искусствах, да и в прочих сферах, с философией не связанных. Зачастую под нее подгоняют какие-то обрывочные знания, а то и вовсе религиозные концепции или даже эзотерику, в том числе и в боевых искусствах.

Постичь какую-либо философию через боевые искусства нельзя, но можно ею заинтересоваться. Все же, спорт, это целая наука, целая педагогика, чтобы быть хорошим тренером по тем же боевым видам, нужно знать и педагогику, и медицину, и психологию. Взрастить чемпиона не так просто, поэтому, к каким-то вещам через спорт, ты, тем не менее, придешь.

Что касается конкретно философии, то она уже «подтягивалась» в единоборства позже, теоретизировалась, зачастую, людьми далекими от боевых искусств, например, Такуаном Сохо. Опять же, в эпоху Мэйдзи карате откровенно «японизировалось» и «буддизировалось», в него привносили аспекты из дзен-буддизма.

Так что, заинтересоваться «высокими» вещами через спорт можно, но придется выбирать –  ты либо спортсмен, либо тренер, либо уж ученый.

Каким образом на боевые искусства востока оказали влияние религиозно-философские традиции? В частности, буддизм или дзэн-буддизм?

Есть несколько видов влияния. С одной стороны, это национальные виды борьбы, связанные с тем же синтоизмом, например сумо, то есть когда состязания носили ритуальный характер. С другой, это уже деятельность отдельных личностей по внедрению философских и религиозных аспектов, например, в случае с айкидо. Айкидо вышло из джиу-джитсу, воплотив в своей теории сектантский синтоизм Омотоо-рё. Или Шаолинь, о к котором уже говорилось – целая государственная программа реставрации «китайского образа», но будем откровенны, шаолиньские монахи, это – спортсмены, весь комплекс шаолиньской подготовки был разработан пекинским институтом физкультуры. Монахи же, занимающиеся религиозными практиками, никаких кирпичей не разбивают и кульбиты не выполняют.

Часто с реальными монахами путали наемных охранников, которых тоже брили, даже в монахи могли принять, но они не занимались религиозными практиками, да и к монастырской жизни имели косвенное отношение.

Косвенно философия даосизма и дзена оказывала влияние на тех же самураев или китайских воинов. Но напомню, что и среди крестоносцев были рыцари-монахи (члены духовно-рыцарских орденов).

Shaolin

Мы знаем, что дальневосточная философия и религиозные традиции – и буддизм, и даже даосизм имели корни в Индии. Оттуда монахи приносили и первые приемы, первые боевые искусства и системы рукопашного боя. Почему в итоге мы не видим в Индии какой-то серьезной воинской традиции или спортивной составляющей в БИ? Йога есть, а БИ за исключением чего-то очень деревенского и маргинального практически нет…

Ну, про воинские традиции Индии, привнесенные монахами, однозначно не скажешь. Есть такие теории или даже легенды, но конкретного подтверждения нет. Наверное, ты имеешь ввиду Бодхихарму, но истории о его рукопашном бое и какой-то особенной йоге, это красивые мифы. Владел ли он чем-то, применял ли, не знает никто. Ровно как и ситуация с Буддой. Если он был из кшатриев, то точно что-то да умел, но нигде в буддийских источниках вы не найдете сцен рукопашных схваток Шакьямуни, когда он стал Буддой, да и до этого. Как бы не тиражировался образ монахов-воинов, все же нужно понимать, что «мухи идут отдельно, котлеты отдельно».

Что касается боевых искусств в Индии, то они там были и есть, у них есть своя национальная борьба, очень похожая на вольную. И я еще раз повторюсь, все дело как это преподнести, если над PR карате или ушу работала целая индустрия и, самое главное – Голливуд был той самой фабрикой, который заставил весь мир полюбить эти виды, то индийские виды единоборств остались в тени, равно как и тайский бокс до 80-х. Индия, это как Греция в Европе. Много ли сейчас мы слышим о Греции, а ведь Эллада создала всю западную культуру.

Конечно же, сильными бойцами или сильной армией, несмотря на численность, Индия вряд ли похвастается, но будем откровенны, много ли в UFC чемпионов из Китая и Японии? Они есть, японцы хорошо выступали в PRIDE, в К-1 неплохо, в Бусидо, то есть там, где они сами были организаторами и судьями. Сейчас есть азиатский аналог UFC, так что мы скоро узнаем об азиатских чемпионах.

Chzhan

Насколько важны в боевых искусствах медитативные практики, и как он реализуются на татами или в ринге? Могут ли они дать что-то БИ на Западе?

Это дело вкуса. Сейчас я предвкушаю возгласы хейтеров и «уверовавших» в свои стили, но я сам прошел путь от лютого традиционщика, к более трезвомыслящему адепту БИ. Я практиковал различные практики, имею степени по ци гун, занимался йогой, тай цзы и точно могу сказать, медитация является факультативным и, часто, сомнительным занятием. В нем надо знать меру.

На татами же и на ринге эти навыки реализуются также как и ваше умение разбивать доски с кирпичами или красиво выполнять ката.

То есть – никак.

Опять же, «мухи отдельно, котлеты отдельно». Вы можете поверить в свою непобедимость, раскрошив кучу кирпичей, у вас даже может быть супер сильный удар, даже некоторые практические навыки после многочисленных ката, ощущение спокойствия после медитации, но все это рухнет в одночасье при встрече, даже не с профессионалом, а просто с наглым и агрессивным противником.

Обидно.

А что поделать?

Но это не значит, что надо все забросить, и сжечь свое кимоно, убивать себя на тренировках по ММА или по греко-римской борьбе. Просто нужно трезво относиться к тому, чем занимаешься. мне и самому нравится каратисткий дух, даже айкидошные фишки, может даже с моими грепплеровскими навыками я смогу их применять, но не больше.

Что на твой взгляд  — самое полезное в БИ Востока, и что было аккумулировано и, возможно, следует аккумулировать Западом?

Мы говорили выше о популизме в вопросе этики и философии. Ну, несмотря на популизм, все же, вот эти вещи можно было бы взять. Этакий античный образ гармоничной личности. Особенно, если речь идет о молодых спортсменах. Пусть киношный, но образ самураев и мастеров кунгфу какое-никакое, а оказывал влияние. Другое дело, что ожидания не подтверждались, и боевого эффекта нет, но сам образ, в том числе, и меня заставлял проявлять определенный аскетизм, стремиться к разносторонности. Так что это стоило бы взять.

Ну и поведение в зале. Часто не хватает «старой школы», хотя я не люблю все эти стариковские брюзжания, но когда я начинал заниматься за мат в зале, всякие там шуточки, тем более, сидение в телефонах, можно было и получить наказание.

Вам понравилась статься? Поддержите проект, чтобы мы и дальше могли радовать вас отличным контентом!

Похожие статьи

Хабиб vs Гэтжи — битвы титанов не произошло

Состоялся еще один бой Хабиба Нурмагомедова, на этот раз против Джастина Гэтжи. Гэтжи проиграл досрочно, попавшись на «гильятину», еще и умудрившись «уснуть».

ПЕРВАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МУАЙ ТАЙ

Совсем недавно у меня в руках оказался один из экземпляров настоящей интерактивной энциклопедии муай тай «FIGHTBOOK. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БОЯ», первой в своем роде...

Cамый главный враг каратиста и как с ним бороться

Аристотель сказал, что лучший способ изучить какое-либо искусство - это имитировать великое искусство. Он это называл словом мимезис. Винс Ломбарди пошёл ещё...

Присоединяйтесь

Новые публикации

Хабиб vs Гэтжи — битвы титанов не произошло

Состоялся еще один бой Хабиба Нурмагомедова, на этот раз против Джастина Гэтжи. Гэтжи проиграл досрочно, попавшись на «гильятину», еще и умудрившись «уснуть».

ПЕРВАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МУАЙ ТАЙ

Совсем недавно у меня в руках оказался один из экземпляров настоящей интерактивной энциклопедии муай тай «FIGHTBOOK. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БОЯ», первой в своем роде...

Cамый главный враг каратиста и как с ним бороться

Аристотель сказал, что лучший способ изучить какое-либо искусство - это имитировать великое искусство. Он это называл словом мимезис. Винс Ломбарди пошёл ещё...

Спортсмены в политике

После очередного перла Исинбаевой стало ясно, что не только в Украине есть Кличко, нам тоже есть чем гордиться. Напомню, Исинбаева у нас,...

Старое каратэ для чего оно создавалось?

Говорят что в старину дрались лучше, что каратэ старинное было настоящим, а вот современное уже не то. Может оно конечно и так,...