Всего Один Гвоздь! (Каратэ-Ги и Оби)

1
151

«Ранним утром воин вскочил на коня и помчался. Было темно, а солнце еще и не думало подниматься. Промчавшись по тропе сквозь бамбуковый лес, самурай выскочил на дорогу и перейдя на галоп погнал коня. Эта дорога вдоль реки шла до самого замка. Самурай стиснув зубы скакал и думал, что он должен успеть попасть в замок, до того, как взойдет солнце. И тут, внезапно он почувствовал, что его конь замедлил ход и стал прихрамывать. Жеребец потеряв подкову и стал хромать. Как не хлестал самурай его, конь скакал все медленнее и медленнее.
Из-за того, что в подкове не хватало всего одного гвоздя, — конь потерял подкову и стал хромать. Из-за того, что конь хромал, всадник с письмом не поспел в замок до восхода. Из-за того, что он не успел предупредить самураев в замке о нашествии врага, они были не готовы к отражению столь огромного войска противника и замок пал. Из за того, что этот замок пал, полчища врага вторглись на мирные земли и погибли сотни тысяч мирных и невинных людей. А все это всего лишь из за одного гвоздя».

Не так давно, в переписке с коллегой у меня был разговор о том, каким должно быть кимоно (каратэ-ги) и пояс (оби) на самом деле. Соответствуют ли наши каратэ-ги нормам. Я ему долго рассказывал, из какой ткани должно быть изготовлено каратэ-ги, какой покрой должен быть, как должен быть изготовлен пояс, как подгибаются края ткани на конце пояса и многое другое. В итоге, после этого разговора он попросил меня написать об этом статью.

Помимо боевых искусств, я имею отношение к музыке и приведу вам аналогию именно по музыке. К чему это? Объясню.
Иногда в интернете натыкаешься на «экземпляров», которые с пеной у рта мне заявляют, — «Да, какая разница, какое на тебе кимоно? Главное то, какой ты боец!», «Пояс нужен для поддержания штанов!», «Ну и что, что мое кимоно такое! За то оно удобное!» и тому подобное…
Говоря об удобствах… Возьмем к примеру музыкальный центр из 90х)))

Это коробочка, на 3 CD, со встроенным радио и с двумя «шахтами» под кассеты. Там же встроен и аж пятиполосный эквалайзер, ручка регулировки тембра и т.д… Вы скажите удобно? Да, некомпетентному человеку это покажется очень удобно. Эти аппараты не дотягивали даже до уровня Hi-Fi.
А теперь сравним это изобретение с CD проигрывателем класса Hi-end. В отличие от музыкального центра, в CD-проигрывателе всего один лоток, на один диск, одна «крутилка» громкости, кнопки Пуск, Стоп, Вперед, Назад и Пауза. ВСЕ! Музыкальный центр тогда стоил 3000-7000 рублей, а вот CD проигрыватель класса Hi-end (который не играет без усилителя и без колонок) стоил и стоит приличную сумму. Вот и разница.

Если у вас настоящий, оригинальный CD с хорошей записью в студии, то проигрыватель класса Hi-end, выдаст всю красоту звука, всю плотность и насыщенность всего диапазона звучания в колонках. Вы будете слушать качественную музыку на качественном аппарате и получать океан удовольствия. Но если у вас «левый» диск, с плохим качеством записи, то он эту грязь точно так же выдаст в колонки и все будет заметно (в отличии от музыкального центра, на котором и оригинальный фирменный CD не звучит). Об MP3 я вообще не говорю. Там половина музыки вовсе не слышна. Там нет звука.

Точно так же и относительно каратэ-ги. Хорошее каратэ-ги, из правильной ткани и с правильным кроем, как и CD проигрыватель класса Hi-end. Вот точно так же и хорошее и правильное каратэ-ги, — если у вас корявая техника, то в хорошем кимоно она будет еще более заметна. Будут заметны все ваши ошибки. А если у вас хорошая техника, то хорошее кимоно передаст всю силу, красоту, четкость и мощь. Приятно будет смотреть на ваше исполнение техники, будь то кихон, ката или кумитэ, – без разницы.
Вы скажите, – «какая разница, в чем тренироваться?» Да, разницы нет. Можете надеть кирзовые сапоги и выполнить ката. Можете  надеть боксерские перчатки и выполнять кихон. Может быть, тогда вы почувствуете разницу. Да, собственно если вы не хотите этого понимать, – можете тренироваться хоть в кимоно, сшитом из простыней, хоть в семейных трусах. Разницы для вас все равно нет! Правильно сказал Олег Цой, в одном из своих интервью, — «Каратист в перчатках, это все равно, что футболист в валенках». И скажите футболисту, что разницы никакой нет, а плохому танцору всегда что-то мешает. А теперь поговорим о правильных вещах.

«В мелочах дьявол кроется».

Что такое кимоно? Кимоно — это тип кроя рукава. Цельнокроеный рукав называется «кимоно». Если рукав пришит к полочке в области плеча и направлен вниз под углом, то такой тип рукава называется «реглан». К примеру, на куртках-самбовках рукав реглан. Хотя многие и не видят разницы.
А вот на куртках для занятий дзю-до (дзюдо-ги), рукав кроится по типу кимоно. В таком случае, стыкующий шов соединяющий верхнюю часть куртки с нижней, выполняется чуть выше пояса. Обратите внимание, что на плече нет соединительного шва, но шов находится на животе (см. фото 1). Вся куртка состоит из двух кусков ткани (1 — верхняя часть с рукавами, 2 — нижняя часть + ворот).

Фото 1. Дзюдо-Ги

Относительно каратэ-ги, то на них делается соединительный шов в рукаве, но он находится чуть ниже плеча, в области верхней части бицепса (см. фото 2). Несмотря на это, рукав имеет прямой крой, как в варианте «кимоно».

Фото 2.

Полочка и спинка кроется одним куском ткани, без соединения, а для запаха куртки добавляется на передней части треугольная вставка (см. фото 3). Таким образом куртка каратэ-ги состоит из 3-х частей (1- цельная куртка, 2- рукава, 3- треугольные вставки на животе для запаха + ворот).

Фото 3.

Далее… На правильном каратэ-ги должны быть многострочные манжеты как на рукавах, так и на брюках (см. фото 4).

Фото 4.

Внизу, на подоле куртки также делается многострочный манжет (см. фото 5).
На дешевых псевдо-кимоно вы найдете шов соединения передней части куртки (полочки) со спинкой, прям вдоль плеча. Так же, на дешевых каратэ-ги, на рукавах и брюках, вместо манжета будет просто одна или максимум 2 строчки в подгибе.

Фото 5.

Еще на дешевых каратэ-ги, брюки делаются на резинке. Брюки должны быть на завязках, независимо плотное/тяжелое у вас каратэ-ги или легкое (как сейчас модно называть – для кумитэ/ката).
На брюках каратэ-ги, между ног, в паху делается вставка ткани в форме ромба, которая позволяет садиться на шпагат, делать высокие удары ногой и при этом ткань не ограничивает ваши движения (см. фото 6).

Фото 6.

На дорогих кимоно класса Elite или Premium внутренний шов делается двойным. То есть вставляется полоса ткани, примерно 8-10 сантиметров (см. фото 7). Именно эти два шва делают соединение между ног очень плотным.

Фото 7.

Пояс на брюках бывает стандартный и высокий и в любом случае он должен быть на завязках (если это не дешевое кимоно). Шнурок, вставленный в пояс брюк, как и сам пояс, обматывается вокруг талии дважды.
На куртке каратэ-ги, от ключицы до лопаток, с внутренней стороны имеется дополнительный слой ткани. Это делается для того, чтобы во время тренировок кимоно впитывало ваш пот, а если каратэ-ги из жесткой ткани, то чтобы оно, становясь мокрым вам не натирало плечи и ключицу.
Все части на каратэ-ги соединяются «бельевым швом». Это подгиб ткани и заворота концов друг в друга. После чего сверху проходят двойной строчкой. Нет никаких стандартных швов со стыковкой и предварительной обработкой ткани оверлочной машинкой.
Относительно длины рукавов и брюк, во всех школах и организациях это дело индивидуальное. Например, в Кекушинкай Каратэ-До рукава короткие, а брюки длинные. В традиционном каратэ организаций ITKF или Fudokan, рукава на куртке длиною три четверти, длинная куртка, а брюки коротковатые с открытой голенью.
В классическом японском каратэ-до длина рукава должна быть такой, чтобы у вас было слегка приоткрыто запястье, примерно 4 пальца. Фактически так же и брюки. Длина куртки должна быть такой, чтобы сзади она закрывала полностью ваш зад, а спереди не видно было из под куртки штаны в области промежности.
Ваш пояс должен быть длиной не короче поло куртки, но и не длиннее середины бедра. Иначе он будет хлестать вам по щекам или глазам, при ударах ногами. Разрезы по бокам куртки, по высоте доходят до пояса (см. фото 8). Это делается для того, чтобы при работе ногами вам не мешала куртка.

Фото 8.

Ворот куртки должен быть достаточно плотным. Для плотности ворота, внутрь вставляется дополнительная ткань и вдоль ворота идут множество строчек. Внешний край ворота, (со внутренней стороны) не укрепляются строчками (см. фото 9). Это делается для того, чтобы край ворота был чуть мягче и не натирал шею.

Фото 9.

Существуют еще модные модели каратэ-ги. Например, эта мода навязана именно с целю сбывать дешевый товар по стандартной цене. Той продукции, на которой экономят, но продают ее по хорошей цене из-за бренда. Есть такие каратэ-ги, где только одна спинка сшита из 4-х различных кусков. Это экономия ткани маскируется под веяния моды и вместо цельной спинки делается комбинированная, из кусков (см. фото 10).

Фото 10.

Бывает когда каратэ-ги изготавливают из 100% синтетической ткани. Она хорошо хлопает при ударах, но не дышит и не впитывает пот. Это не гигиенично и вредно.
По своей сути, правильное каратэ-ги шьют из хлопка, из ткани Канвас. Это же плетение нитей ткани можно увидеть и на обычном брезенте (см. фото 11). Это холстообразное плетения, как парусина.

Фото 11.

Бывает, когда каратэ-ги изготавливается из смесовой (смешанной) ткани, в которой используется немного полиэстера — синтетической ткани. Но в таком случае состав полиэстера не должен превышать более третьей части по соотношению с хлопком. Полиэстер делает ваше кимоно износостойким и хорошо держит форму изделия.
В нашей стране в большинстве случаев продаются каратэ-ги, которые сшиты из ткани Саржа, диагонального плетения. Сейчас эту ткань называют новым модным заморским словом Твил. Такая ткань чаще используется для изготовления армейской полевой формы или рабочей спецодежды.
К примеру, настоящие джинсы шьются из саржи 100% хлопка, но к сожалению, мы сейчас живем в эпоху, где псевдо-джинсы тянутся как резинки, а настоящие джинсы нужно хорошо поискать, чтобы найти в продаже. Точно так же и с каратэ-ги.

Хорошее каратэ-ги стоит порядка от 180$ до 300$ (на средний рост). Можно найти бюджетное, но хорошее каратэ-ги. Его цена будет от 140$ до 180$.
Я долгое время не мог понять причину, по которой цена на нормальное кимоно такая огромная. Эта цена огромная для простого человека, проживающего вне мегаполисов. Бывало, что найдешь каратэ-ги по карману, но оно сидит как-то не так или не из той ткани изготовлено. Некоторые люди скажут – «какая разница», «это все мелочи». Да…
Для сравнения приведу пример.

Например, вы стоите в паре с вашим товарищем и работаете в кумитэ. На вас каратэ-ги из ткани Канвас, из 80% хлопка и 20% полиэстера, а на вашем товарище кимоно из простой Саржи. Он попал вам ногой в живот и на белом каратэ-ги остался грязный отпечаток. Вы разок хлопнули ладонью по ткани, и она чистая. Пыль сразу стряхивается. В случае с Саржей, вы будете 3 минуты отряхивать след от ноги, а после этого, вам все равно придется прийти домой, замочить кимоно и возможно это место придется тереть и отстирывать вручную. Вот такая вот разница.

Что касается поясов, то тут тоже масса правил. Огромное значение имеет то, как сложены края пояса при пошиве. Ткань не просто подгибается, а прячется внутрь. Концы ткани вставляются друг в друга. Таким образом, концы пояса имеют ровные и аккуратно сложенные края (см. фото 12 и 13).

Фото 12.

Фото 13.

Строчки на поясе должны быть ровными, а ткань не должна идти волнами (см. фото 14).

Фото 14.

Когда вы складываете пояс, то в местах сгиба ваш пояс не должен собираться гармошкой, а углы на концах должны быть ровными (см. фото 15 и фото 16).

Фото 15.

Фото 16.

На хороших поясах, обычно делается вышивка не печатным книжным шрифтом, а прописным — каллиграфическим шрифтом, но без «фанатизма». Этот шрифт должен читаться.
Ширина пояса имеет 2 стандарта. Это либо 4 см, либо 4,5 см.
Конечно, некоторым без разницы как этот пояс изготовить, а другим, таким же, точно так же без разницы, — какой пояс носить.
Именно одни люди, которые говорят «какая разница», — шьют как попало каратэ-ги и пояса и относятся к своему делу халатно. А вот другие люди, которые часто говорят «какая разница», — заказывая пояс, просят вышить на нем не имя и фамилию, не стиль или название организации, а что угодно. Например, встречались мне люди, у кого на поясе было написано: «Воин Ветра», «Иккен Хисацу», «Аллах Всемогущий», «Бог с Нами» и т.д.

Относительно вышивки на поясах…. На одном конце пояса вышивается либо название вашего единоборства, либо название стиля вашего единоборства, либо название международной организации, в которой вы аттестованы. То есть, именно ту надпись, что указана в вашем международном дипломе, как латинскими буквами, так и иероглифами Кандзи. На фото ниже, я их специально отметил, поместив в красный квадрат (см. фото 17).

Фото 17.

Пояс сам по себе ничего не значит. Это лишь дополнение к вашему диплому и будо-паспорту. Это точно так же, как и орден. Орден можно купить, но к нему должен быть и документ. Вот какой у вас документ, – такой должен быть и пояс.
На втором конце пояса, на стороне где располагается лейбл (этикетка производителя), пишется фамилия, или имя и фамилия. Европейские имена и фамилии по-японски пишутся азбукой катакана. Если ваше имя или фамилия имеют очень длинное написание азбукой катакана, то еще можно написать инициал и фамилию или же фамилию и инициал. При этом инициал пишется латинской буквой, а фамилия азбукой катакана (см. фото 18).

Фото 18.

Вышивка на поясах делается следующим цветам ниток: Gold (золотой), Silver (серебряный), Amber (янтарный), Red (красный), Yellow (желтый), Grey (серый).
Пояса с вышивкой золотом чаще носят руководители организаций, а с серебряной вышивкой руководители отделений. Но это практикуется не во всех организациях. Для тех, кому «какая разница», можете смело себе заказывать пояс с вышивкой голубого, розового или зеленого цвета. Разницы для вас все равно никакой. )))

«Хочешь, чтобы было хорошо, – сделай сам».

Я много лет искал для себя и для своих воспитанников каратэ-ги и пояса из правильной ткани, с правильным кроем и пошивом, но по приемлемой цене это сделать было невозможно. При заказе именных поясов тоже были постоянно какие-то нюансы, которые меня не устраивали. Либо пояс прошит криво, края собраны криво, косо, либо плотность пояса не та, либо для вышивки использовали печатные книжные иероглифы, а не прописные каллиграфические, либо ткань с синтетикой и плотный пояс постоянно развязывался во время тренировки. В итоге я решил, что сам займусь этим. Так появились каратэ-ги и пояса Fudoshin. Мы заказали первую партию ткани из Пакистана. Цена доставки этой ткани нам обошлась в 2-3 раза дороже самой ткани. Качество ткани меня приятно удивило. Снаружи ткань была плотная и даже жесткая, а внутри, будто бархатная и мягкая. Мы изготовили первую партию именных каратэ-ги для инструкторского состава. Результат очень впечатлил. Себестоимость такого каратэ-ги обошлась каждому от 7500 до 8400 рублей. Но все, кто заказал, кто имел терпение и смог подождать изготовления такого каратэ-ги остались довольны.

Да, это оказалось значительно дольше, чем взять и купить штамповку, которую изготавливают конвейерным образом. В данном случае каратэ-ги и пояса изготавливает один мастер по пошиву. То есть, один заказ продукции – один работник. При изготовлении оружия, такое оружие называют «штучным» и стоит оно на порядок выше штамповки. Но это будет правильное оружие, которое будет радовать, как своим видом, сроком эксплуатации и надежностью, так и результатами стрельбы из него. Вот так и мы стараемся шить кимоно и пояса правильно. Очень обидно, что мы живем в огромной стране, в которой столько всевозможных ресурсов, столько умных и трудолюбивых людей, но, к сожалению, приходится закупать ткань в Пакистане, тетрадки в Китае, а носки в Турции. И дело вовсе не в материальном состоянии, а в отношении. Дело в том, что у нас часто закрывают глаза на мелочи и на детали. Дело именно в халатном и небрежном отношении к таким мелочам и деталям. Вот это вовсе неправильно. А что касается восточной культуры, то в ней формализм имеет огромное значение.
Мы стараемся относиться к своей роботе правильно. Да, это не всегда легко. Но видя то, как люди радуются нашей работе, хочется делать ее еще лучше и лучше.

Кто-то, читающий эту статью, по прежнему будет говорить заученными фразами: «что важнее содержание, чем внешняя форма», «что пояс нужен для поддержания штанов», «что каратэ-ги не имеет значения, а главное то, как ты умеешь биться», «что это все мелочи, на которые не стоит обращать внимания». Именно по этому я начал писать статью с притчи, в которой, всего из за отсутствия одного гвоздя в подкове погибли сотни тысяч мирных людей. Мелочей в жизни быть не может. Любая мелочь играет огромное значение для чего-то значимого и важного. Есть такая поговорка, — «В мелочах дьявол кроется».

«Изменись сам и изменится мир вокруг себя».

Нельзя быть человеком, который наплевательски относится к важным вещам. Нельзя быть человеком, который халатно относится к чему-то по своей неграмотности или некомпетентности. Вы же хотите, чтобы хирург делал вам операцию добросовестно и правильно? Вы же хотите, покупая автомобиль, чтобы он был без брака и дефектов? Вы же хотите, чтобы, когда юрист составлял для вас юридический документ, в нем не оказалось никакого подвоха? По этому, поступайте правильно и относитесь добросовестно к тому, что вы делаете и как вы делаете. Вот тогда к вам и к вашей работе будут относиться серьезно, и не важно, дворник ли вы или садовник, шофер или хирург, учитель или юрист, директор компании или продавец.
Проще всего быть человеком, которому «плевать», которому «никакой разницы». Поступать так, как вам хочется или как вам выгоднее, — всегда проще, нежели поступать правильно. А что касается тех, кто не перерос подростковый максимализм и хочет выделиться, – можете смело продолжать высказываться, что каратэ-ги никакого значения не имеет, а лучшее средство для поддержания штанов – шнурок от унитаза.

Осс!!!

Армен Мовсесян
Родился в 1973 году. В Каратэ-До с 1987 года. Инструктор Международной Федерации Шотокан Каратэ-До России - S.K.I.F. Ветеран отряда специального назначения.

1 КОММЕНТАРИЙ