С чего начинается ката?

Максим Клементьев

Я многих спрашиваю — с чего начинается ката? Ответов много, кто-то говорит с блока, другой со взгляда и т.д…

Нет! Ката это просто еще одно упражнение к которому вы подошли, а начали вы даже не тогда когда вы «изучили» первые блоки, вы начали тогда — когда вы полностью поняли , что хотите быть каратэкой — человеком каратэ.

Но сегодня о другом.

Если вы решили идти по пути каратэ-до, то должны осознавать, что каратэ — это живой и сложный организм со своими процессами внутри. И кихон, и ката, и кумитэ — это все ради победы. Победа тоже бывает разная и это зависит от цели которую вы преследуете, можно победить соперника на чемпионате, на улице, но самое сложное — победить себя.

Так вот, каратэ — это кихон, ката и кумитэ. Значит нужно правильно понимать свои цели, значит не надо бояться и решать задачи по мере их поступления. И вот мы определились с задачами, взяли цель и начали… Пинан… разберем техническую проблему, прежде чем вы начали изучать ката, вы учите кихон, это как алфавит, без которого невозможно читать технику. Что дальше — дальше рендзёку-вадза (кто как называет, если я ошибусь — не возражаю если кто дополнит или поправит) и вот тут уже появляется проблема — если ваш кихон не верен — дальше все будет не верно, и когда вы подойдете к ката — там вообще уйдете в дебри.

Вопрос к знатокам: почему кихон не верен?

Ситуация такова , что многие мастера изучали каратэ в то время, когда информации не было, были крохи, которые мы ловили в кино, книгах, плакатах, и я в том числе, редкие счастливчики изучали каратэ от первых лиц, так что первая проблема самоучек — это двумерное изображение в книгах, там не виден объем стойки, блока и т.д. так что приходилось самим додумывать и не всегда правильно. Вот первый ответ.

Ответ номер два: отрабатывая кихон, ученики не проверяют его на прочность и практичность, просто машут руками как им показали, а ведь каждое движение в кихон имеет свой прогресс, и то, что мы позволяем делать на 10 кю, непозволительно делать на 3 кю, и с этими ошибками зачастую подходим к ката. Какое у нас будет кумитэ, я вообще молчу…

Не будем говорить о манере преподавания, у каждого Сенсея свой подход, но заденем такую проблему — если Сенсей сам не развивается, не посещает семинары, соревнования, он стоит на месте. Мы все понимаем, что это шаг назад. Значит кихон — устаревает, ошибки обрастают как снежный ком и этот коктейль передается молодому поколению.

Вот третий сценарий развития ошибок:

Почему ката многих так пугают, а многих, наоборот, притягивают?

Начнем издалека — от динозавров.

Первым способом передачи информации был танец (тогда еще даже танцем это нельзя было назвать) но тем не менее, некий дикарь завалил мамонта и вечером у костра его соплеменники просили показать как он так умудрился завалить мамонта или там еще кого-то? Вот — отсюда и пошло.

На сто первый раз показа, этот дикарь уже где-то приукрасил, где-то урезал свои действия, где-то сделал более гибко, и вот тут произошло заучивание его действий, и он сам и его товарищи положили начало прогрессу боевых искусств.

Прошли века и действия первого воина приобрели новые свойства, они стали более четкие, скоординированные, приобрели систематизацию. Появились последователи, соответственно появились секреты, вот за этими секретами и стали охотиться более продвинутые войны и охотники, появились школы боевых искусств, толчки у костра и детская борьба породила понятие удара, блока, захвата, более искушенные адепты стали систематизировать каждое движение.

Зачем это нужно, возникает вопрос? Время — на все ответ, время на решение боевой задачи, вот эта система и стала — кихон, рендзеку и как итог — ката — комплексное упражнение.

Учитывая, что имея знания как быстро победить, мастера не торговали ими налево и направо, это была тайна. Тайна которая родила романтическое начало в искусстве боя, тайна всегда притягивала не только бойцов, но и желающих наживы, поэтому родилось куча легенд, сказок и т.д.

По сей день многие ищут тайны спрятанные в ката, по этой причине не все берутся за изучение ката, многих пугает тайна и способы ее раскрыть. Отдельно для них я скажу — вся тайна в понимании своих действий во время исполнения ката — секрет в бункае и труде, не понимая ката Вы не раскроете его секрет, и для этого нужно очень много пахать, размышлять, проверять действия, это все очень не просто и трудно, эта совокупность мероприятий и пугает многих адептов каратэ-до.

Когда же вы начинаете понимать, что вы делаете, начинаете получать удовольствие от своего труда, совокупность химических реакций в организме и моральное удовлетворение приводит вас к самоутверждению в своих же глазах и это затягивает все сильнее и сильнее. Развитие нейронных связей в мозге начинает проявляться в жизни, поднимается успеваемость в школе, улучшается самочувствие.

Скажем проще — все налаживается потому что вы развиваетесь. Плюсов очень много, но есть и минусы — вы становитесь фанатом. Так что все в меру и всему время, иначе можно перегореть и остыть.

Резюмируя — ката, это просто комплексное упражнение развивающее не только тело, но и разум, не надо его бояться, нужно просто брать и делать.

О системе ката Гичина Фунакоши, есть ли там тайна? Общаясь со многими мастерами каратэ сложилось впечатление, что Фунакоши просто систематизировал ката сенсея Итосу. Возможно, но…

Фунакоши писал стихи, работал в газете. Он был творческий человек, и мое мнение, что он не был лишен романтической нотки, возьмите названия ката (многие переименованы), конечно на это многое могло повлиять, (вражда с Китаем и не только) но есть еще и камаэ — там проглядывается некий смысл, зашифровка для настроя дзаншин.

Может залез в дебри, куда не стоит лезть, но все это я переживал сам, описываю только свое мнение…

Для меня ката — это поэма в движении. Там все в рифму, нет ничего лишнего и сюжет развивается на глубину понимания адепта. Ката — это не фитнес, это реальный пересказ боя с победой в конце. На этом и нужно учить молодежь, это огромный материал с огромным потенциалом не имеющий финальной стадии, когда вы можете сказать — все, я изучил это ката! Спешу разочаровать, одно и то же ката можно изучать десятилетиями и не все ответы найти.

Многие ученики, бросают изучение ката — говорят надоело, что в этом такого… я и так буду биться … биться — возможно, а вот вести поединок — вряд ли. Чтобы показать хорошее каратэ на татами (повторюсь — каратэ, а не кик-бокс, рукопашь, или школу угловой метлы) вам нужно думать техникой каратэ, а для этого вам и нужен КИХОН И КАТА. Кихон -это буквы алфавита, ката — это стихи, только изучая эти техники ваше кумитэ станет КАРАТЭ-ДО.

Осс!

Ниже вот тоже ребята ката делают: