Про организации, экзамены и присуждение званий в каратэ

Карате длиною в жизнь

Что из себя представляют современные организации каратэ? Вначале разберёмся с термином «организация» — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Как это обычно происходит в каратэ? Несколько отдельных школ или клубов объединяются для достижения тех или иных целей. Каковы цели? Ну, как правило, это популяризация и развитие каратэ. То-есть нечто обобщенное и мало понятное.

Каким же образом достигается популяризация каратэ?

По средством соревнований, что должны привлекать много зрителей. Развитие — это некое совершенствование каратэ в общем и в частностях.

Каждая школа каратэ имеет некую программу обучения. Главный инструктор, по умолчанию, является носителем знаний. Именно он решает, кто из его учеников освоил в той или иной мере программу школы, пришёл к пониманию неких «секретов».

Вначале спросим — а возможно ли совершенствовать каратэ будучи большой организацией? Организация сама по себе совершенствовать ничего не может, разве что навести некий порядок и структурную дисциплину среди своих членов (клубов и школ). Каратэ совершенствуют личности, мастера, что отдали своему делу много лет и немало сил.

Организация сильна лишь в том случае если в ней присутствуют эти самые мастера.

Организация, как правило, имеет некую программу обучения, пройдя и усвоив которую, ученик получает подтверждение уровня своих знаний, некий сертификат, диплом.

Система технических уровней (кю и дан) является показателем пройденного и усвоенного материала.

Кю (ученические ступени, от 9 до 1-го).

Этот этап обучения можно назвать вступительным и начальным. Ученик осваивает азы каратэ, основные методики, правильно формирует тело для дальнейшего изучения каратэ.

Дан. Мастерские ступени. То-есть показатель мастерства в каратэ.

1-й дан обычно присваивается после усвоения основной программы, другими словами — ученик готов приступить к изучению каратэ. Принципы сформированы, базовые упражнения отработаны, основа готова — начинаем учиться серьёзно. Дан является показателем усвоенной программы школы. Чем он выше, тем мастерство совершеннее.

Программа обучения, обычно, достаточно растянута по времени (10-15 лет). В некоторых школах получение 3-го дана является концом обучения, в других 5-го. Но это не значит, что каратэ изучено и усвоено в совершенстве. Далее личный поиск, собственные идеи, и возможно пересмотр всего раннее изученного. Иногда так появляются новые школы и даже стили.

Обычно уровни кю и дан присваивает глава школы. Но если школа большая и имеет несколько филиалов, то лишь главный наставник (Шихан) оценивает мастерство старших учеников. От школы к школе правила разнятся, и негласным является присвоение на два уровня ниже собственного. То-есть обладая 5-м даном можно присвоить 3-й.

Но, есть исключения. Некоторые инструктора присваивают и уровни не ниже своего. Это может быть так же верным если понимание каратэ действительно глубокое.

В других случаях, школы организовываются в федерации и ассоциации. Там свои системы экзаменов. Обычно некий высший наставник (Шюсэки Шихан) решает, кто и какого уровня достоин.

В большинстве случаев, в школах и федерациях, уровни учеников соответствуют одни другим. 1-й дан JKA соответствует 1-му дану SKI или любой другой организации. Так как основы каратэ везде одинаковы. Но далее, методы, цели и задачи школ и федераций зачастую отличны.

В одной школе 5-й Дан, может технически соответствовать 3-му из другой; 7-й, 2-му…. и так далее.

С одной стороны это является проблемой, с другой мир каратэ многообразен, понимание мастеров, как оно всё должно быть, субъективно. Есть так, как оно есть.

А что при переходе из одной школы в другую?

Где-то, перейдя из одной организации в другую, кю и даны сохраняются и имеют силу. В других необходима пересдача. В третьих, требуют заплатить за регистрацию каждого уровня и лишь затем сдавать на следующий.

Мы можем наблюдать отношение этих самых организаций к своим ученикам, да и вообще к каратэ в целом.

Карате длиною в жизнь

Приемлемым является, когда мы вступая в новую федерацию, имея некий технический уровень, его сохраняем. Идеально, если получаем подтверждение нашего уровня дипломом этой новой организации. И абсолютно не приемлемо если от нас требуют запалить за каждый уровень для перерегистрации! В таком случае возникают справедливые вопросы: А почему? Зачем? И, что вы можете предложить, и чему можете научить? И чем вы отличны от других?

Большинству федераций предложить нечего.

У большинства сформировался некий центр, что считает, что он в праве решать кому и что присвоить и, что признать или нет.

Справедливый ещё один вопрос: а на чём основывается эта уверенность в исключительности, и претензии к обладанию некими знаниями что другим не доступны?

Будучи большой организацией, передавать знания весьма не просто, и так сложилось, что уровни мастерства присваиваются за общее соответствие определённым требованиям.

То-есть общий критерий мастерства весьма усреднён. И это приводит к тому, что уровни дан и кю во всех организациях практически качественно одинаковы. Так как программа, что обучения, что экзаменационные требования, везде едины.

Отличия федераций.

Отличен ли JKA от какой либо иной федерации? Да, отличен. В JKA немало неплохих инструкторов. Исключительны ли они в своём мастерстве? Скорее нет чем да. Хороших инструкторов много и в других организациях. Организация пропагандирует спортивно-соревновательное каратэ, и очень хорошо с этим справляется.

SKIF является некой исключительной организацией мире каратэ Шотокан? Также нет. Во главе этой организации стоят несколько неплохих инструкторов ушедших некогда из JKA, а ныне ведущими инструкторами стали уже их ученики. Так же основная цель это пропаганда здорового образа жизни и спортивно-соревновательного каратэ.

WSKF является ли нечто иным? Так же нет. Основан одним инструктором покинувшего SKIF, в прошлом хороший спортсмен.

FSKA являются ли носителями неких тайных знаний? Так же нет. Основатель бывший ученик JKA. Проводятся множество соревнований, цели и задачи вполне очевидны.

JKS претендует на исключительность? И так же вроде нет. Главный инструктор бывший ученик JKA развивающий свою организацию в спортивно-соревновательном русле.

ISKF. Организация основана учеником и сподвижником мастера Накаяма. Отличается ли эта организация, их методики от других? Нет, всё так же как и у всех.

ITKF, так же основанная учеником и сподвижником мастера Накаяма, но к сожалению уже покинувшего нас. Есть ли в ней отличия и тайные знания? И так же скорее нет, чем да. Всё как и у всех. Возможно с небольшим отличием, так как основатель был личностью незаурядной, и его каратэ, его личное каратэ, достаточно сильно отличалась от общепринятого стандарта Шотокан каратэ. Но к сожалению, с уходом главного инструктора, постепенно и исчезает и сама федерация.

Исторически мы знаем что в каратэ Шотокан изначально была лишь одна организация — JKA (Японская Ассоциация Каратэ). И по причинам разным, но весьма понятным, мастера начали покидать её и создавали собственные организации.

Будучи школами маленькими, вначале, возможно они и могли преподавать каратэ иначе, по своему, индивидуально. Но перерастая в большие, системы неизбежно усредняются до обще принятого некого стандарта.

Поэтому мы и имеем множество клонов отпочковавшихся от JKA, и качественно ни чем не отличающихся.

Шла ли борьба с сепаратизмом в JKA? Обязательно. На официальном сайте организации, фамилии отделившихся мастеров были помечены как «уволенные из организации»… . Кю и Дан выданные ими не признавались долгое время. До недавних пор JKA не признавали дипломы других организаций, исключений было мало — ITKF и ISKF (если я точно помню). Но, времена меняются, и наконец-то дипломы иных организаций стали признаваемыми.

Получается, что не имеет значение в какой организации вы получите свой Кю или Дан, так как требования везде одинаковы как под копирку. Конечно, это справедливо лишь в том случае, если основатель (основатели) организации являются сами мастерами, имеющими высокий уровень мастерства, подтверждённый в своё время некими мастерами ещё большего уровня.

Но встречаются организации во главе которых стоят лица чьё мастерство весьма сомнительно, и подтверждений своего мастерства (сертификата) они не имеют (или выдали его себе сами). Вполне возможно, что они хорошие бойцы, глубоко понимают каратэ. Но как правило, это лишь их личное видение предмета, и как часто бывает, их каратэ не соответствуют общепринятым стандартам. (Наличие некого стандарта есть принадлежность к определённой школе. Например, Шотокан имеет свои стандарты исполнения базовой техники, Годжю-рю свои).

Подведя итог, всему выше написанному повторимся — стандарты Шотокан каратэ во всех организациях практически одинаковы. Если хотим предмет понимать глубже, то учиться мы должны у определённого мастера.

Получая диплом организации, мы получаем лишь некое общее подтверждение своего мастерства. Получая у мастера, у которого мы учимся постоянно и последовательно, мы получаем знания более глубокие, систематизированные, что и является по сути Школой (индивидуальным, более глубоким видением предмета), знаниями глубокими, настоящими.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here