«Парень-каратист» — фильм не о каратэ

Я не смотрел его раньше, либо это было так давно, что я уже просто позабыл о чем фильм. Но наш редактор Сергей все время вспоминает о нем, даже делал отдельный пост с цитатами из него. Как вы понимаете, не посмотреть «Парень-каратист» было невозможно, тем более что я скачал первый сезон сериала, снятого как продолжение фильма.

Учитывая категорическое непринятие, с недавних пор, всякого рода «кунгфуишных» и  «каратэшных» боевиков из-за невероятной, просто зашкаливающей неправдоподобности, могу с уверенностью сказать, фильм мне понравился.

Конечно, он так же наивен, как и все фильмы про восточные единоборства, которые когда-либо были сняты. Но эта наивность понятна, она даже естественна и, в чем-то, ностальгически, приятна. Вполне естественно она смориться для тех времен,  когда западный мир еще пребывал в сладких грезах о мудром и утонченном востоке, собственно, отчего и рождается миф о глубокой философичности восточных стилей, их непогрешимости и непобедимости. Это была, своего рода, реакция на ужасы мировых войн, разочарование в прежних ценностях. Мир искал выхода из этого кризиса, находя его то в постмодернизме и отказе вообще от любой иерархии и ценности смысла, то в архаике, в виде возвращения в «золотой век», наполненный чудесами, эльфами, магами, отсюда невероятно сильное влияние романов Толкина. Как раз, восточные стили для западного мира стали таким вот возвратом в архаику со своими «эльфами и магами», что нисколько не умаляет их достоинство, как видов физической культуры, тут дело в отдельном их восприятии.

Повторюсь, все это понятно и нормально для того времени, но когда смотришь нынешние вариации с невероятно крутыми мастерами, а-ля Ип Ман, который легко разбрасывает кучу каратистов, становится просто тошно.

Но все, кто писал об этом фильме, часто упускали самое важное, этот фильм не о каратэ. Вернее, не совсем о каратэ. Сразу оговорюсь, я смотрел только первую его часть, боясь испортить впечатление продолжениями. Так часто бывает, что на фоне успеха определенного фильма, начинают снимать продолжения, еще и с другими актерами, с другим режиссером, напрочь порча успешную франшизу.

Этот фильм о жизни подростка. Обычного, среднестатистического подростка начала 80-х со всеми вытекающими прелестями и недостатками той жизни. Здесь все те проблемы, которые испытывали, в разной степени, каждый из нас, пребывая в этом непростом противоречивом возрасте.

Надо отметить, что в фильме неплохо проработаны характеры главных героев, я бы даже сказал, что они достаточно противоречивы. Возьмите тех же хулиганистых товарищей Джонни  — главного антигероя фильма, далеко не все из них негодяи, это даже видно по финальным поединкам, по дракам на улице.

Да и сам Даниэль – главный герой, он не типичный персонаж неудачник, как часто принято изображать в подобных фильмах. Он вполне нормальный подросток, спортивный, смелый, так как не боится заступаться за девушку, строить козни своим недругам. Просто он становится заложником безвыходности, ведь каким бы смелым ты не был, как бы хорошо не дрался, противостоять толпе крепких ребят, практически, невозможно. Иногда он и сам делает глупые вещи, из-за которых и страдает, например, случай со шлангом в туалете, когда он обливает Джонни, тайком забивавшего «косяки».

Здесь еще показан момент не то, чтобы противостояния, но некоторого антагонизма общества Джонни и общества Даниэля. Первый, как и его друзья – «золотая молодежь» небольшого провинциального городка, второй – мальчик, росший без отца, чья мать, скорее всего из-за финансовых трудностей, вынужденная уехать из крупного города.

А теперь об его учителе – Мияги. Это собирательный образ некоего супер мастера: скромного и незаметного, владеющего «магией» каратэ. Он толком не тренируется, по крайней мере, мы не видим этого в фильме, но, несмотря на это, он способен «творить чудеса». Между прочим я не иронизирую. В фильме прямо показано, как он излечивает «наложением рук», скорее всего это был намек на систему Рэйки, созданную в Японии в эпоху Мэйдзи.

К слову, Мияги – фамилия, действительно, существовавшего мастера каратэ, основоположника стиля годзю-рю.

На самом деле, несмотря на привычную шаблонность, фильм наполнен определенной иронии на представление о каратэ, что особенно воплощается в словах Мияги. Эта ирония граничит с определенным философизмом. Например, это отчетливо просматривается, когда Даниэль спрашивает, какой у Мияги пояс, когда тот помогает решить проблему подростка или с той же ловлей мух.

Сам мастер тоже несет в себе определенные противоречия. Мы видим драму его личной жизни, правда не совсем понятно, как он мог убивать немцев на войне, если Япония входила в ось «Рим-Берлин-Токио», но это сути фильма не меняет. Собственно, он и не идеал, по большому счету, вспомним хотя бы момент, когда он предлагает Даниэлю с ним выпить. С другой стороны, он видит в нем не мальчика с «детскими глазками», как его мать, а личность, которой помогает раскрыться. Я бы сказал, что, несмотря на весь восточный антураж, его методика сугубо западная по всем канонам, так как в восточном обществе личность всегда подчинена целому, в нем нет места индивидуализму.

Конечно же, подготовка главного героя к турниру проходит в стиле «если у тебя есть пятнадцать минут, я научу тебя кунгфу», но это и неплохо, иначе бы каратэ совсем бы вытеснило драму вокруг подросткового мира.

«Парень-каратист» кино очень уютное, даже милое. Те же драки, и турниры, показанные в нем, какие-то мягкие, теплые, от них не веет угрозой или особой жестокостью. Да даже подростковый сложный и агрессивный мир в нем показан каким-то милым. В принципе, это тоже неплохо, так как его можно показывать более младшему возрасту.

В целом, хорошее семейное кино, со здоровой долей иронии, с реалистичностью показанных в нем проблем.