Кодзё-рю – загадка окинавского каратэ

0
43

Информации об этой школе традиционного окинавского каратэ крайне мало. Впервые это название мне встретилось в книге Марка Бишопа «Окинавское Каратэ». Много позже, уже во время путешествий на Окинаву, я иногда спрашивал у знающих людей об этой школе, но все ответы в той или иной форме сходились в одном – что староокинавская школа каратэ Кодзё-рю исчезла с Окинавы и что единственное место, где еще остались отголоски древней традиции, это префектура Тоттори в центральной Японии, где огонь школы Кодзё-рю по-прежнему поддерживается силами энтузиаста и исследователя Синго Хаяси и его учеников.

Совсем недавно на просторах интернета мне попалось видео, где довольно подробно продемонстрирована традиция семьи Кодзё, в связи с чем в архивах моих переводов был поднят текст о Кодэё-рю, с которым я предлагаю познакомиться всех интересующихся историей каратэ.

Одна из древнейших рюха — Кодзё-рю – была основана в 1392 году, когда лучшие и ярчайшие представители Китая, известные как «36 семей Кумэ», прибыли в Королевство Рюкю и стали полноправными гражданами этого государства. В Китае «36» означает «много, множество», поэтому «36 семей Кумэ» вовсе не означает иманно такое количество семей, но означает «Множество семей, поселившихся в Кумэ». Саи Дзё, прародитель Кодзё-рю и один из тех самых «36», был выходцем из китайской провинции Фуцзянь.

Семья Саи поселилась в деревне Кумэ вместе с другими «36 семьями Кумэ», и одна из ветвей семей Саи носила имя Кодзё. Семья Кодзё принадлежала воинскому сословию региона Наха. Эта семья долгое время состояла на службе у правительства Рюкю и поддерживала королевство. В конце 17 века Кодзё Пэтин собрал воедино все техники стиля Кодзё и стал обучать им других представителей семьи. Таким образом, техника Кодзё-рю какой мы знаем эту школу сейчас базируется на стиле мастера Кодзё Пэтин. Особенность Кодзё-рю заключалась в том, что атака начиналась серией ударов руками, а заканчивалась воздействием на суставы или броском.

Родоначальник стиля Кодзё Пэтин, получил прозвище «Умарэ Буси», что означает «Рожденный Воином». Второго патриарха, Саи Сё И, звали «Святой Танмэ» или «Великий Мастер». Третий, Кодзё Исэи, которого также звали «Великий Мастер», со своим двоюродным братом Кодзё Тайтэи посетил Китай, где в то время правила Династия Мин, чтобы изучать китайские боевые искусства под руководством китайского воина И Фа.

В 1879 году Кодзё Исэи снова вернулся в Минский Китай, когда Королевство Рюкю стало одной из японских префектур. В Китае в то время было очень неспокойно – на смену династии Мин приходила династия Цин. Исэи остался в Китае и открыл там свой додзё . Интересен тот факт, что основатель Уэти-рю мастер Канбун Уэти во время своего путешествия в Китай практиковал там боевые искусства под руководством Кодзё Исэи.

Кодзё Тайтэи, двоюродный брат Кодзё Исэи, был одним из величайших мастеров каратэ, а также большим знатоком других видов боевых искусств и Конфуцианства. Известно, что он спорил с Канрё Хигаонна по поводу Сантин. Также говорят, что он учил каратэ Гитина Фунакоси в самом начале его пути в каратэ.

  • Четвертый Патриарх, Кодзё Кахо (1849 – 1925)
  • Пятый Патриарх, Кодзё Сайкё (1873 – 1941)
  • Шестой Патриарх, Кодзё Кафу/Ёситоми (1909 – 1996)
  • Седьмой Патриарх, Кодзё Сигэру (1934 — 1999?)

Все мастера Кодзё-рю были выдающимися людьми, однако к сожалению Седьмой Патриарх Кодзё Сигэру из-за болезни закрыл свой додзё в 1975 году и с той поры Кодзё-рю в списках окинавских додзё не числится. С тех пор как на Окинаве вот уже около 45 лет нет ни одного додзё Кодзё-рю, эту школу называют «Призрачным Каратэ». Однако додзё Кодзё-рю существует в префектуре Тоттори, где преподает Синго Хаяси, прямой ученик Кодзё Кафу/Ёситоми.

Говорят, что каждый комплекс Ката в Кодзё-рю был создан в соответствии со знаками китайского зодиакального календаря.

Ката

В Кодзё-рю существует 6 ката:

  1. 白鶴 – «Белый Журавль», «Хакуцуру»
  2. 白龍 – «Белый Дракон», «Хакурю»
  3. 白虎 – «Белый Тигр», «Хакко»
  4. 天巻 – «Свиток Небес», «Тэн-маки»
  5. 空巻 – «Свиток Неба», «Ку-маки»
  6. 地巻 – «Свиток Земли», «Ти-маки»

Также в рамках школы передаются ката старой традиции Сюри-тэ, дзё-дзюцу, бо-дзюцу и сай-дзюцу.

«12 позиций» («Дзюни-но Камаэ»)

В ката школы включены так называемые «12 позиций», список которых приведен ниже, где каждая позиция соответствует определенному животному китайского календаря.

  1. 正真型(子) — Сэйсин-гата (Крыса)
  2. 不動型(丑) — Фудо-гата (Бык)
  3. 陳風型(寅) — Дзинпу-гата (Тигр)
  4. 十文字型(卯) — Дзюмондзи-гата (Кролик)
  5. 雲竜型(辰) — Унрю-гата (Дракон)
  6. 合気型(巳) — Айки-гата (Змея)
  7. 正眼型(午) — Сэйган-гата (Лошадь)
  8. 動光型(未) — Доко-гата (М.Бишоп – Сэйха-гата)(Овца)
  9. 天地型(申) — Тэнти-гата (Обезьяна)
  10. 吹下型(酉) — Суика-гата (Петух)
  11. 地正眼型(戌) — Тисэйган-гата (Собака)
  12. 一文字型(亥) — Итимондзи-гата (Кабан)

«Тэн-маки», «Свиток Небес»

  1. 正真型(子) — Сэйсин-гата (Крыса)
  2. 不動型(丑) — Фудо-гата (Бык)
  3. 陳風型(寅) — Дзинпу-гата (Тигр)
  4. 十文字型(卯) — Дзюмондзи-гата (Кролик)

«Ку-маки», «Свиток Неба»

  1. 雲竜型(辰) — Унрю-гата (Дракон)
  2. 合気型(巳) — Айки-гата (Змея)
  3. 正眼型(午) — Сэйган-гата (Лошадь)
  4. 動光型(未) — Доко-гата (М.Бишоп – Сэйха-гата)(Овца)

«Ти-маки», «Свиток Земли»

  1. 天地型(申) — Тэнти-гата (Обезьяна)
  2. 吹下型(酉) — Суика-гата (Петух)
  3. 地正眼型(戌) — Тисэйган-гата (Собака)
  4. 一文字型(亥) — Итимондзи-гата (Кабан)

Двенадцать знаков китайского календаря делятся на три группы – «Тэн», «Ку» и «Ти», в свою очередь, соответствующие каждому из знаков позиции «Дзюни-но Камаэ» также разделены на три группы.

В конечном счете, ката этих трех групп объединяются в одну довольно продолжительную ката двенадцати животных. Эта ката, которую невозможно увидеть в мире современного каратэ, является поистине ценнейшим образцом культурного наследия. Ката «Белый Дракон» и «Белый Тигр» также содержат в себе сбалансированную технику «Дзюни-но Камаэ». В ката «Белого Журавля» не содержится техники «12 позиций», эта форма является самостоятельной «журавлиной» ката школы Кодзё-рю.

Особенностью Кодзё-рю является то, что здесь не используются удары «сэйкэн-цуки», которые широко используются в большинстве других стилях каратэ. Контратаки проводятся с использованием ударов фалангой пальцев «иппон-кэн» («ко-са» — окинавский диалект), ударов локтем «хидзи-ути» («энпи»), ударов основанием ладони «сётэй» (одной или двумя одновременно). Кроме того, техники контратаки заканчивались не как обычно в каратэ – ударом руки «цуки» или ноги «кэри». Основой особенностью контратаки являлось применение техники воздействия на суставы «туиди» или «кансэцу-вадза», с помощью которой противника обездвиживали, и только затем наносили последний удар. Существует одно выражение, приписываемое Кодзё Кафу «Стряхнув все ветви и листву, изрубить ствол». Согласно Кодзё Кафу, в школе Кодзё-рю техника «цуки» и «кэри» (техника каратэ) и бросковая и болевая техника (техника туиди) представлена в равном пропорциональном соотношении.

В настоящее время с тех пор как Кодзё Кафу закрыл двери своего додзё в 1975 году традиция школы Кодзё-рю в семье Кодзё не наследуется. Единственный, кто в настоящее время практикует Кодзё-рю в своем додзё в префектуре Тоттори, это врач-дантист по профессии, сэнсэй Хаяси Синго, старший ученик Кодзё Кафу. Если верить преданиям Кодзё-рю, в 17 веке начиная с эпохи императора Сё Сицу (1648-1668 гг.) на Рюкю уже существовало искусство рукопашного боя. Однако неизвестно, связано ли как-либо это искусство боя голыми руками с современным каратэ и его предтечей – окинавским боевым искусством Ти.

Источники:
«Сэйсэцу. Окинава Каратэ-до» под ред. Уэти Канэй, изд. Уэти-рю Каратэ-до Кёкай
Журнал «Гэккан Каратэ», Апрель 2003 г., изд. Фукусёдо