Ёшитака Фунакоши — сокрытая звезда шотокан

0

Влияние Ёшитака Фунакоши на развитие каратэ-до Шотокан было настолько сильным и перспективным, что сегодня немыслимо говорить о будущем каратэ-до и Будо в целом, не осозновая величие этого мастера, чья звезда до сих пор не потеряла своей славы и сегодня, спустя 74 лет после его смерти.

 Автор статьи: Славко Бубало. Перевод И. Садовникова 

Сейчас, когда спортивное каратэ медленно, но верно начинает погружаться в пропасть своей собственной чепухи, обучение Йошитаки снова приобретает успех, потому что дальнейшее развитие каратэ-до возможно только через Будо.

Ёшитака Фунакоши начал свои первые шаги в каратэ, будучи одинадцатилетним мальчиком, когда он, вместе со своими братьями и отцом отправлялся на тренировки к учителям Азато и Итосу. Учителя Фунакоши, хотя и не состоящие в каких-либо родственных отношениях, имели одну и ту же фамилию — Анко. Гичин Фунакоши в своей книге-автобиографии «Каратэ-до, мой жизненный путь» выражает огромную благодарность своим учителям и за доброту к его сыновьям:

«Я часто навещал учителей со своими детьми, где они им показывали некоторые детские ката, а затем поощряли их делать то же самое. В качестве награды учителя давали моим детям конфеты, которые я не мог себе позволить (иногда сладкий картофель был лучшим, что я мог в то время!). Учителя любили моих детей, и они относились к ним так, как будто они были их внуками. Вскоре дети начали сами приходить к учителям, как это я делал в детстве. Им нравилось каратэ-до, как и мне когда-то. Когда я оглядываюсь назад, я и мои дети — есть два поколения, которым были очень полезны знания этих двух учителей. Где я могу найти нужные слова, чтобы выразить свою благодарность?»

 Читайте также: Гичин Фунакоши. Мастер окинавского каратэ » 

К сожалению, в семь лет врачи обнаружили у Ёшитаки туберкулез, который в то время был неизлечимым заболеванием. Они предписывали ему коротую жизнь, не более двадцати лет, но Ёшитака прожил почти вдвое больше.

Отъезд Фунакоши в Японию, с целью расширения каратэ в столице Токио, стал поворотным моментом в жизни Ёшитаки. После строительства и открытия додзё Шотокан в 1936 году он смог превратить старомодный стиль отца в современный и технически-совершенный стиль. В то время, когда его отец занимался трансформацией каратэ в философский путь, Гиго (псевдоним Ёшитаки) отвечал за его техническое развитие. В жестком каратэ своего отца, Гиго внедрил новые методы, делающие его более гибким и быстрым. Сэнсэй Тейджи Казэ всегда гордо заявлял:

«Что касается физической техники, то моим учителем был Ёшитака . В юности я был далек от того, чтобы понять учение О’Сенсея (Гичина Фунакоши). Сенсей Ёшитака лучше всего представлял дух каратэ-до Шотокан. Его идея — «разбить тело свободным духом». Его цель и серьёзное обучение сделали его лучшим учителем Шотокан каратэ-до. На самом деле, я занимаюсь своим каратэ-до. Каждый учитель, после многих лет обучения, подстраивает методы под себя. Это зависит от тела, отношения и чувств учителя к каратэ-до… У меня есть техники, адаптированные для моего тела и менталитета. Однако важно то, что не видно, а не только то, что видно: Дух каратэ- до Шотокан неизменен и остается во мне. Дух, открывший сенсэя Вака (Ёшитака Фунакоши), дух воина-самурая. Ёшитака мыслил Кендо. Кендо занимает очень видное место в истории Японии. В древние времена эта школа была основой развития Будо. Ученики били деревянными мечами в макивары тысячи раз в день. После 10 или 20 лет ударов по тысячи раз в день каждый из этих учеников-мечников развил необычайную силу. Ёшитака навязал нам такое обучение своим духом, и наши руки и ноги стали как мечи».

Огромное влияние Ёшитаки на Тейджи Казэ проявился тогда, когда он лежал в больнице с сердечным приступом.

«Когда я находился в больнице, я думал о Вака сенсее (Ешитака). Он был болен туберкулезом и в течение дня был в постели. Вечером он одевал каратэ ги и практиковал каратэ-до больше, чем другие, заслуживая уважение своих учеников. Это моё наследство, которое подарили мне Ёшитака и Гичин Фанакоши, и поэтому я больше развиваю и улучшаю каратэ-до, чтобы вернуться к тому уровню, который был до второй мировой войны. Я очень благодарен Ёшитаке и Гичину за то, что они дали мне. Единственный способ вернуть их — работать для каратэ-до Шотокан со всей душой».

Время нового шотокан

Все те, кто когда-либо имел возможность увидеть Ёшитаку Фунакоши в работе, помнят это до конца своих дней. В интервью 1997 года сенсей Казэ описал свою встречу с Ёшитакой: «Я практиковал несколько раз с сенсеем Ёшитакой, но я помню, когда он показал мне Мае Гери, Ёко Гери и Маваши Гери, сначала медленно и затем быстро. Я никогда не забуду скорость и динамику его ударов. В то время я был всего лишь новичком и еще мало знал, но я наблюдал, как он тренировал черных поясов, на которые он обращал особое внимание во время обучения. Он всегда подчеркивал важность скорости, времени и взрывной силы».

ТОТЭ — старая школа отца, основывалась на технике рук. Ёшитака стал развивать технику ног. Он создал мощные удары ногами: Маваши Гери, Еко Гери Кеаге и Кекоми, Фумикоми, Ура Маваши Гери и Уширо Гери. Ёшитака выполнял их с гораздо более высоким подьём колена и спецификой использования бедер в ударе. Во время выполнения техник защиты он повернул корпус в Ханми для использования в динамике всего тела. Все эти изменения он сделал на более глубоком (нижнем) уровне. Жёсткая Зенкутсу Дачи заменена на гораздо более гибкую позицию, в которой задняя нога была слегка согнута в колене, что повлияло на её гибкость и мобильность.

В этом положении ведущая передняя нога стояла прямо, и медленное полукруглое движение задней ноги было заменено на быстрое и линейное перемещение.

Каратэ длиною в жизнь

В своей книге «Каратэ, за пределами техники», Сигеру Эгами пишет:

«В старом Зенкутсу Дачи, задняя нога была прямой, и центр тела был направлен к противнику. Стойка была очень неудобной и в конечном итоге она была изменена. Это было результатом обсуждения между Мастером Фанакоши и его сыном Гиго. Несмотря на это, многие каратеки продолжают практиковать старую форму Зенкуцу Дачи».

Гиго также разработал совершенно новую позицию Фудо Дачи, которая была сочетанием Киба и Зенкутцу Дачи. Фудо Дачи стала главной отличительной чертой его Каратэ-до. Это часть технических нововведений, которые Гиго ввёл в каратэ-до. Под его влиянием были созданы ката Tейкьёку Шодан Нидан и Сандан, Тен-но, Чин-но и Джин-но. Он также создал ката с Бо (палка) Macуказэ-но кон. Тен-но, Чин-но и Джин-но ката представляют Небо (Ten), Землю (Chi) и человека (Jin).

По словам историка Грэхама Нобла, один из друзей и спаринг-партнеров Ёшитаки Сигэру Эгами сказал сенсею Мицусуке Харада, что Ёшитака также создал Шото ката, но он не изучил его полностью и теперь оно потеряло навсегда. Kaта Чин-но и Джин-но, после Ёшитаки, не передавались из поколения в поколение, что является настоящим ущербом для Шотокан. Сегодня только в школах Шотокан Т. Казэ и С. Эгами практикуется Те-но ката.

Гиго Фунакоши внес изменения в методику спарринг-тренировок. Подобно системе Кендо, он разработал Гохон Kумитэ. Ёшитака практиковал это умение с последним великим мастером Хакудо Накаямой и получил от него вдохновение для многих продвинутых техник каратэ-до.

В 1933 году он разработал Кихон Иппон Кумитэ (обучение на один шаг) и Дзю Иппон Кумитэ (полусвободное обучение на один шаг), чтобы завершить все в 1935 году Дзю Кумитэ (свободное обучение). Его партнерами в команде разработчиков были Сигеру Эгами и Геншин Хирониши.

Благодаря хорошим отношениям его отца с основателем Сито-Рю Кенва Мабуни, между 1927 и 1928 годами у Ёшитаки была возможность выучить много ката, которые не были включены в программу обучения, разработанную его отцом. Кенва Мабуни был живой энциклопедией каратэ и знал более 60 различных ката из трех основных стилей Окинавы. Знакомство с ним позволило Ёшитаке ввести в Шотокан ката Рохай (Мекио), Ванкан, Чинтэ, Унсу, Сочин, Нидзю Шихо, Годзю Шихо, Дзиин, Бассай Шо и многие другие. Все эти ката были Ёшитакой разработаны и шотоканизированы.

Школа Накано — убить одним ударом

Когда дело доходило до практического боя, правило «Икен Хисацу» или убийство одним ударом было основной философией Шотокан каратэ-до. В начале 1940-х годов японское правительство спланировало сформировать военную учебную школу для спецназа, аналогичных тем, что были созданы в Англии и США. Одним из элементов обучения курсантов — должна была стать подготовка в одной из школ боевых искусств. Военные специалисты начали свой выбор с Айкидо. Но обучение Айкидо оказалось слишком сложным и занимало около года. Военные специалисты должны быть подготовлены быстро, поэтому тренировки должны быть простыми и результативными. Военное руководство стало тестировать школы каратэ и рассмотрели различные стили, чтобы увидеть их сильные и слабые стороны. Они сравнили Вадо, Годзю и Шотокан Рю. Из-за большого акцента на Санчин Дачи в Годзю Рю были выявлены неувязки на практике. Методы Вадо оказались слишком «мягкими». Шотокан, продемонстрированный Ёшитакой Фунакоши выглядел впечатляюще и военные эксперты выбрали именно его для обучения в школе Накано.

Ёшитака был болен, чтобы полностью вести этот проект. Он дал согласие быть руководителем, а работа по обучению курсантов была возложена на С. Эгами. Тренировки проходили в полном военном снаряжении и были построены на изучении и практике только двух техник — Мае Гери и Чоку Цуки. Школа Накано была выделена в особый стиль, известный как Накано Рю.

 Читайте также: 20 заповедей каратэ Гичина Фунакоши » 

Курсанты этой школы обучались во время всей войны. История школы Накано, упомянутая здесь, для того , чтобы показать , что во время войны Шотокан пережил большие изменения, и уже меньше напоминал старый стиль.

Каратэ длиною в жизньМногие каратисты, которые тренировались в Шокотан Додзе и ушли на фронт во время войны, не были знакомы с изменениями прошедшими в школе. Поэтому, когда они вернулись с фронта, были удивлены.

Один из них был Масатоши Накаяма, который не принял изменений; «Это не Шотокан! Не принимается! Это не принято!» — говорил он.

Существует также главная причина, почему многие из них не продолжали соблюдать ката и технику, которые Ёшитака ввёл в Шотокан во время войны. Все это было оправдано тем фактом, что они практиковали стиль, которому учил О-сенсей Гичин Фунакоши, но было странно, что они не допускали того, что сам Гичин Фунакоши одобрил.

Это подтверждается книгой «Каратэ-до-введение», опубликованной в 1943 году, для которой технический материал был сделан Ёшитакой, а о его вкладе в историю и философию каратэ-до был написан отцом Гичином Фунакоши.

Как тренировался Ёшитака

Стиль Ёшитаки Фунакоши отличался не только спецификой технических деталей, но и тем, как он это сделал. Обучение в додзе Шотокан Ёшитака начинал вечером. В течении дня он отдыхал из-за своей болезни. Многие описывали его стиль, как дикий. В своей книге «Каратэ, за пределами техники», Эгами описывает обучение в додзе Ёшитаки:

«Его удары были ужасными, он занимал низкую позицию, что-то вроде Киба Дачи и бил в макивару, его руки были далеко от бедра. Но сила удара была такая, как будто он бьет всем телом. Часто макивара ломалась на две части. Мы часто пытались подражать ему, чтобы так же сломать макивару».

Сенсей Mицусуке Харада говорит:
«Его появление изменяло атмосферу в додзе и заполняло воздух энергией. Никто не мог блокировать удары Ёшитаки…»

И сэнсэй Казэ разделял это мнение:
«Когда старшие пояса учили нас ката, они рассказывали , что когда Ёшитака Фунакоси практиковал ката, все, кто это видел, испытывали ужасное ощущение надвигающейся опасности. Это был образ — сказали они, — как нужно исполнять Ката. Люди, которые смотрят демонстрацию ката, должны чувствовать вибрации нашей внутренней силы и решимости. Если зрители ничего не чувствуют, то ката выполняется просто как «гимнастическая» или «танцевальная» форма.

Его учение навсегда потеряно?

По словам Харада сенсея, сегодня в Японии мало говорят об Ёшитаке Фунакоши или о молодом сенсее, как его раньше называли. Но его учение не было потеряно навсегда. Благодаря таким людям, как Сенсей Харада и Сенсей Казэ, часть наследия Ёшитаки осталась жива.

Ёшитака Фунакоши умер в 1945 году в возрасте 45 лет. Лечение против туберкулеза в то время было уже эффективно, но Ёшитака не смог получить его. Воспоминания о нем живут в текстах, фотографиях, интервью его учеников, современников, но также через его методики и Ката, входящие в рамках программы обучения школы Шотокан Рю Казэ Ха.

Его учение позволяет в дальнейшем развивать каратэ-до, которое возможно только через путь Будо.

Каратэ как спорт, в настоящее время, достиг своего пика, и мы видим его падение. Вот почему наследие Ёшитаки Фунакоши снова становится важным.

«Если был бы жив Ёшитака, все, конечно же, выглядело по-другому», — говорит Микусуке Харада. «Ёшитаку наверняка бы игнорировали официальные члены JKA. Но он бы занимался с группами Мията и Морихана из Университета Такушоку и Окуяма, Мураматсу, Эгами из Васеда.
Эти группы вошли в Шотокан Додзе, после университетских классов и практиковали с Ёшитакой. Глядя на Ёшитаку и на то, что он сделал в 1940-х годах, а также через практику с Эгами, я считаю, что технический уровень сегодня, сильно отличается. Он бы был выше, если бы Ёшитака прожил дольше».

Каратэ длиною в жизнь

Харада также возвражает на замечания о том, что техники «Шотокан» были бы совершенней.

«Многие инструкторы JKA не имели возможность руководить школой и принять решение начать проводить спортивные состязания. Кроме того, у них не было возможности завладеть именем Шотокан, как организацией. Шотокан никогда не был связан со спортивным каратэ. Спортивный поединок — это отклонение от идеи каратэ-до. Мастер Гичин Фанакоши был строго против спортивных состязаний. И все знали его мощный характер и настрой. Лишь поэтому им же продвинутые и недальновидные ученики организовали первые спортивные соревнования каратэ в течение года после того, как он умер, т.к. никто уже не мог им противостоять. К тому же Ёшитака ушел из жизни 12 лет назад.
После смерти Ёшитаки многие, кто не практиковали в Шотокан додзе , посредством политической манипуляции, заняли высокие посты в новой организации. Они постепенно направили практику каратэ-до в направлении коммерции и спорта. Циники скажут, что каратэ-до стало известно из-за их деятельности. Тогда вопрос: «Каратэ-до известено только из-за спорта?» Они в такой же белой одежде, но это просто видимая часть каратэ-до. Нет никакой гарантии, что если вы носите каратэ-ги на самом деле знаете и делаете каратэ-до.
Я считаю, что как только вы поймете, что соревнования в ката и кумитэ не имеют смысла, и что они противоречат основам каратэ-до — тогда вы измените свое понимание и сможете начать изучать каратэ-до еще раз». — сказал Харада.