Интервью трёх шиханов журналу Хидэн Будо

Каратэ длиною в жизнь

Японцы очень ответственно и щепетильно относятся к цифрам. Годовщины, юбилеи, другие круглые даты – неотъемлемый атрибут ежедневного японского бытия.

В этом году 50-летие со дня своего основания отмечает детище великого мастера каратэ и кобудо Икэда Хосю — школа Дзёсинмон. Примечательно, что ровно двенадцать лет назад, цифра для японцев крайне важная, произошло другое не менее значимое событие – показательные выступления мастеров каратэ Будо Лайв, одним из которых как раз и был Икэда Хосю. Имена двух других участников – Канадзава Хирокадзу и Хигаонна Морио – также хорошо известны любому серьезному практику традиционного японского каратэ.

И еще. Ровно двенадцать лет назад на страницах уважаемого издания Хидэн Будо по итогам этих показательных выступлений вышла статья «Кобуси-но Катараи» или «Беседы о Кулаке», которая в том же году по просьбе и при поддержке шеф-инструктора Дзёсинмон России и замечательного мастера Будо-каратэ Вахтанга Юзовича Шарадзе в моем переводе с японского была напечатана в единственном профильном и по моему нескромному мнению единственном реально толковом российском журнале о единоборствах «Додзё», где в то время я трудился в должности литературного редактора.

В японском языке существует достаточное количество емких фраз-принципов, одна из которых моя любимая. Это фраза «Онко Тисин» или «постигай будущее изучая прошлое», и актуальный по-прежнему материал, с которым я предлагаю спустя долгих двенадцать лет познакомить читателя, определенно на все сто соответствует данному принципу. Добро пожаловать в машину времени, добро пожаловать на Беседы о Кулаке, где наверняка каждый найдет для себя что-то важное и полезное. Удачи на Пути!

Сергей Вячеславович Саркисянц
(Переводчик японского языка
Практик каратэ и кобудо)

Интервью журнала Хидэн Будо1 по итогам проведения показательных выступлений Каратэ. Будо Лайв.

Три мастера снова вместе, чтобы вести разговоры о Кулаке

Три сихана Канадзава Хирокадзу, Икэда Хосю и Хигаонна Морио при поддержке организация Тоги-но Кай2 2 февраля 2007 года успешно провели показательные выступления по Каратэ. Будо Лайв. Оглядываясь на месяц назад, мастера вспоминают событие, которое безусловно имеет большое значение не только для мира каратэ, но и для всех тех, кто самоотверженно идет по пути Будо.

Каратэ длиною в жизнь
Хироказу Канадзава и Морио Хигаонна являются старыми друзьями.

Подводя итоги «Будо Лайв»

Прошел месяц со дня проведения «Будо Лайв», и вот три сихана Канадзава Хирокадзу, Икэда Хосю и Хигаонна Морио снова собрались вместе в токийском районе Такада-но Баба. Несмотря на занятость, поскольку практически все время мастеров отдано организационной деятельности, тренировкам, семинарам, все они приехали прямо с вокзала, чтобы еще раз встретиться друг с другом. Сихан Канадзава приехал из Идзу, сихан Икэда из Нагоя, Хигаонна-сихан прилетел с далекой Окинавы.

«Будо Лайв» успешно завершился, но к сожалению в тот день не удалось осуществить идею сихана Икэда перед окончанием показательных выступлений оставить минут пятнадцать-двадцать, чтобы провести втроем импровизированное ток-шоу. Не получилось продлить время мероприятия, а провести ток-шоу в рамках заранее оговоренного времени не позволил график.

По просьбе редакции журнала Хидэн Будо мастера еще раз собрались вместе, чтобы поговорить о тонкостях продемонстрированной техники, о тренировках, и конечно о том, что каждый из них думает о Будо.

Хидэн Будо: Поздравляем вас с успешным окончанием Будо Лайв. Оглядываясь на месяц назад, хотелось бы спросить, какие у вас остались впечатления от показательных выступлений.

Канадзава: Индивидуальные черты каждого из трех участников Будо Лайв, подобно цветам флага-триколора, явно прослеживались во всем, и как мне кажется, для зрителей это было здорово.

Икэда: Некоторое время назад я перенес операцию на легких, поэтому волновался, смогу ли достойно выступить. Думаю, что в целом получилось интересное мероприятие, показавшее особенности каждого из нас. Однако выступать, периодически дыша кислородом из специально установленного за кулисами баллона, было довольно непросто (смеется).

Свое выступление я построил с целью продемонстрировать систему Сёгай Каратэ3 через принцип Син-Гё-Со4 — принцип ступенчатого изменения техники, и я буду очень рад, если это удалось. Кроме того, поскольку в системе мастера Кьян Тётоку стержнем в передаче знаний является ката5 Ананку, мне хотелось продемонстрировать, как этот комплекс, вместе с применением оружия, повлиял на дальнейшее развитие систем самозащиты с оружием и без.

Канадзава: Больше всего мне хотелось продемонстрировать тамэсивари, когда при помощи контроля собственной энергии из трех сложенных вместе досок вы можете разбить только ту, что посередине и последнюю, но не хватило времени, и занавес опустился как раз перед тем, как я хотел подробно объяснить эту технику. Поначалу я по случайности разбил все три доски, и на сцене у меня даже вырвалось «Эх, черт!», однако по ошибке это приняли за победу, и я даже сорвал аплодисменты (смеется).

Хигаонна: В тот день мне было очень приятно, что я смог снова увидеться со своими знакомыми, которых знаю еще с тех пор, как я снимал комнату в Синагава. Они специально приехали, узнав о проведении Будо Лайв. Мы не виделись долгие сорок лет.

Мне хотелось, чтобы все кто поддержал это мероприятие увидели, что я изо всех сил стараюсь восстанавливать и возрождать наиболее древние и традиционные формы. Именно на этом я стремился сделать акцент своего выступления, а также на моей идее, что если сравнить каратэ с растущим деревом, то именно ката являются корнями этого дерева.

Каратэ длиною в жизнь
Хироказу Канадзава и Морио Хигаонна.

«Хидэн Будо»: То есть, корни не кихон, а все-таки ката?

Хигаонна: В ката скрыты секреты мастерства. Я хотел продемонстрировать варианты атакующих и оборонительных техник, заключенных в ката, через бункай, где ката подобны прорастающим в землю сильным, крепким корням, а бункай — богатой зеленой кроне высокого дерева.

Тииси6 – приспособление для закалки и укрепления запястий. Что бы вы не делали – резко ввинчивали кулак в ударе цуки, делали бы удар уракэн или агэ-цуки – очень плохо, если у вас слабые запястья. Кувшины Нигири Камэ7 — нехитрое с виду приспособление, тренируясь с которым, можно достичь даже такого эффекта, как обретение непоколебимого духа. Нигири Камэ опускает плечи тренирующегося вниз и дает ему почувствовать, как сила пронизывает все тело сверху донизу через пол и до самой земли. Еще с Нигири Камэ полезно тренироваться, резко поднимая его и перемещаясь в стойке Нэко-аси Дати.

«Хидэн Будо»: Вы также продемонстрировали такие редкие снаряды для закалки тела, как То8.

Хигаонна: В давние времена люди с помощью То и похожих снарядов укрепляли кончики пальцев. Рассказывают, что основатель стиля Окинава Годзю-рю сэнсэй Мияги Тёдзюн тренировал так нукитэ (кончики пальцев), представляя на месте То своего противника.

Если говорить о тренировке ката, существует такой принцип – «Какое в ката число — столько раз и повторяй»9. Ката Сэсан записывается иероглифами «десять» и «три» — итого тринадцать раз, Сэпай — «десять» и «восемь» — восемнадцать раз, Сансэйрю — «тридцать» и «шесть» — тридцать шесть раз, Супаринпэй — «сто» и «восемь» — целые сто восемь раз. Кстати, чтобы проделать ката Супаринпэй сто восемь раз требуется шесть с половиной часов.

Режим тренировок и возраст

Хигаонна: Только в одном я смог превзойти сэнсэя Мияги Тёдзюн — в возрасте (смеется). Ведь мне исполнилось 68 лет.

Икэда: Вот уже несколько десятилетий я практикую так называемую Тоси Тотта Кэйко10, осуществляя на практике задачу не позволить себе проиграть молодости. Именно в этом заключается суть принципа Гё-Со. В сорок я тренировался с мыслью, вот исполнится мне пятьдесят, было бы здорово тренироваться как в сорок, в пятьдесят думал, вот бы также и в шестьдесят, а сейчас тренируюсь и думаю, будет семьдесят — надо так же, как сейчас!

Канадзава: Каратэ двадцати-тридцатилетних это прежде всего сила мускулатуры. Для поколения сорока-пятидесятилетних уже сила внутренних органов. Мне сейчас за 70, а для семидесятилетних в каратэ во главе угла стоит энергия Ки11.

Когда я был молод, то сам использовал физическую силу на полную катушку. Достигнув средних лет и ты и твой соперник начинают использовать ее уже только наполовину. Однако с возрастом начинаешь побеждать, используя силу и технику соперника, не прибегая к использованию своей силы, или к применению своих приемов. Чтобы использовать энергию Ки, очень важно, чтобы внутренние органы находились в хорошей кондиции. Поэтому я, проснувшись утром, практикую Ки-Ко12, стараясь наполнить внутренние органы здоровой энергией.

Помню, когда я перевалил за пятьдесят, я все равно продолжал говорить себе:  «Рановато тебе еще на покой». Но когда мне исполнилось пятьдесят два, как-то раз я неожиданно сказал ученикам: «Вы бегайте, а я, пожалуй, бегать не буду». И пока ученики бегали, я взял за привычку делать комплексы упражнений Тай Кёку Кэн13. Конечно, мне тоже хочется быть молодым, но если во всем полагаться на силу своего тела, то это станет причиной его разрушения.

«Хидэн Будо»: Был какой-то знак, послуживший толчком к изменению отношения к тренировкам?

Канадзава: Никаких знаков. Отношение меняется естественно, само собой.

Икэда: То, что отношение меняется естественно, само по себе, есть ни что иное, как сатори14, озарение. Если ты испытал это на себе, то понимаешь, что именно так все и происходит. Не как результат размышлений, наподобие «сделаю так-то или так-то», а как вспышка сил подсознания, просто дающая тебе это понимание.

Если говорить о силе подсознания, случается, что в наших снах нам даются намеки на какой-нибудь прием. Есть приемы, понимание которых происходит из-за намека, полученного во сне. Был у меня сон. Стою на берегу широкой реки, а к насыпи причалила маленькая лодка. Лодочник легко поднимает шест, упирается им в насыпь и… благодаря силе упругости шеста лодка в мгновение ока отчаливает от берега, продолжая легко скользить к середине реки. Лодочник поворачивается в мою сторону и с улыбкой произносит: «Икаданагаси!»15. И в тот же миг я просыпаюсь. И тут меня осеняет мысль. Это же техника, которую я называю Икаданагаси! В ближнем бою в бо-дзюцу, когда противник влетает в тебя, разрывая дистанцию, с близкого расстояния сделать колющий удар шестом в корпус, и одним махом оттолкнуться от него с помощью той самой силы упругости шеста. Вот о какой технике идет речь!

Канадзава: Со мной происходило что-то похожее. Только часто случалось что подумав во сне: «А ведь это хороший прием», проснувшись утром следующего дня, я совершенно о нем забывал (смеется).

Как-то раз в то время, когда я занимался преподаванием каратэ в Великобритании,  одна мама привела ко мне в додзё своего ребенка, у которого был детский церебральный паралич. Я подумал тогда, что вряд ли он сможет заниматься каратэ, ведь у него не двигались руки, но его мама сказала мне: «Ведь каратэ – это «empty hands»16, вот я и подумала, что им можно заниматься, даже если у человека нет рук». И я решил, что мне нужно как следует обдумать её слова. Ночью во сне я увидел ката, в котором были только кэри17, и проснувшись, я тщательно записал всё, что увидел во сне. Потом я еще несколько раз видел этот сон, каждый раз записывал его, и в итоге смог решить поставленную задачу.

Хигаонна: Рассказывают, что сэнсэй Мияги Тёдзюн часто получал задания от своего учителя сенсэя Хигаонна Канрё. Когда он получал задания вроде «Что будешь делать, если тебя душат сзади?», он видел бункай приема во сне и таким образом решал задание.

Я часто тренировал во сне то место в ката Супаринпэй, где есть прыжок. Постоянно отрабатываю во сне сложные места, которые никак не получаются как следует, например уракэн левой рукой в ката Сэпай. Прыгаю во сне с крыши, ударяюсь об землю, тут и просыпаюсь (смеется).

Канадзава:  Все это потому что по возрасту мы уже стали самыми старыми, и не осталось больше для нас вещей, которым можно научиться где-то, кроме как во сне (смеется).

Икэда: Поговаривают даже, что изучение каратэ во сне это и есть «настоящий меч»18, истинное знание (смеется).

Женское каратэ и мягкая сила

«Хидэн Будо»: На Будо Лайв о время показательных выступлений школы Дзёсинмон сильное впечатление произвело выступление женской команды. С первых дней основания в школе Дзёсинмон уделяется много внимания развитию женского каратэ. Из стен школы продолжают одна за другой выходить выдающиеся спортсменки высшего класса. Что вы думаете о технике, способной раскрыть особенности женщины в каратэ, в чем ее отличие от техники мужского каратэ?

Икэда: Даже по структуре и композиции тела мужчины – сильные, а женщины – «мягкие» и гибкие. Главные принципы тренировочного процесса у женщин: «Продолжительнее, интенсивнее, точнее». Например, длина нукитэ больше, чем у сжатого кулака. Кроме того, нукитэ легче двигать, перемещать. Конечно, попадание пальцами в лоб крайне нежелательно, но если нукитэ попадает четко в глаза, этот прием становится опасной и эффективной техникой. Шлепок по лицу открытой ладонью, словно мокрой тряпкой, может быть значительно неприятнее попадания цуки сжатым кулаком. Если приемы, о которых идет речь, выполняет мужчина, техника становится подобной иероглифической скорописи. Рисуем рукой плавную линию – и она становится защитой. Чертим траекторию словно иероглиф, нарисованный одним взмахом кисти, и плавно переходим в атаку. Я называю это «плавной» скоростью.

Хигаонна: Ходит предание, что основателем школы Хаку Цуру Кэн19, техника которой лежит в основе Годзю-рю, была женщина, которая создала её, чтобы отомстить за убийство своего отца. Если журавль позволил себя поймать, это означает, что он слабый или больной. Журавль сильный, он может отражать атаку противника своими крыльями, он отлетает в сторону, уходя с линии атаки, и стоит только противнику допустить ошибку – молниеносно атакует его клювом в слабые, незащищенные места. Тело человека в основном состоит из воды, поэтому можно нанести противнику значительные повреждения, если отражать атаку, словно журавль крыльями, и хлестать его руками словно плетью. Существует также прием, в котором подобно журавлиному клюву атака производится собранными вместе кончиками пальцев. На Окинаве этот прием называют Саймин.

Канадзава:  Мужчина центробежен, женщина центростремительна. Поэтому мужчине свойственна агрессия, а женщина обладает силой сохранять. Это принцип Инь-Ян. Предположим, вас бьют в живот, и если отражать удар, прибегнув к силе напряженных мышц живота – это мужское, центробежное. Однако, существует способ остановки удара силой внутренних органов, словно поглащая, принимая ими удар. Этот метод женский, центростремительный. Действуя в соответствии с этим принципом, можно вбирать своими внутренними органами и аккумулировать силу соперника.

«Хидэн Будо»: Выходит, что сила цуки соперника превращается в собственную энергию?

Канадзава: Именно так. Это и есть различие в силе Инь и Ян. И силу внутренних органов, и силу Ки можно объяснить на подобном примере.

Хигаонна: Я полностью разделяю мнение сэнсэя Канадзава. Если вы не можете отразить удар внутренними органами, то сила пронзит вас до самой спины и травмирует позвоночник, поэтому удар необходимо улавливать  внутренними органами.

Канадзава: Когда я путешествую с семинарами по миру, я сильно устаю во время перелета. В таких случаях, обычно, прибыв на место, я прошу кого-нибудь из своих учеников нанести мне удар в живот, и погасив его удар внутренностями и впитав в себя энергию этого удара, я восстанавливаю силы.

Разделяя спорт и Будо

«Хидэн Будо»: Восстанавливать силы, принимая удар – это революционная идея!

Канадзава: Я давно говорю себе, что нужно вдвое сократить личное руководство процессами за рубежом, но это плохо отразится на общем деле. Недавно вот вернулся из поездки в Аргентину.

Икэда: Говорят, что в путешествии силы истощает не сколько время в пути, сколько само расстояние.

Канадзава: Вот за рубежом многие люди ищут в каратэ именно Будо, а вовсе не спорт.

Икэда: Часто звучащая в последнее время фраза «В Японии больше нечему учиться» на деле означает сегодня только одно: «Каратэ — соревновательный вид спорта». Все это потому что колыбель спортивного каратэ не Япония, а Европа. Если четко не делать такого разделения, это может быть опасным для Японии.

Канадзава: В некоторых европейских странах спортивное каратэ находится под патронажем министерств, занимающихся вопросами физкультуры и спорта, а Будо каратэ в ведении министерств образования, науки и культуры.

Хигаонна: Это не в России ли? В России четко разделяют Будо и спорт.

Канадзава: Японии следовало бы поступать именно так. Интернациональными словами из японского языка становятся только те слова, которые используются в языке Будо.

«Хидэн Будо»: Сразу на ум приходят такие слова: Каратэ, Дзюдо, Бусидо. Места проведения поединков называют словом Татами. Такая же ситуация со словами Иппон20 и Осс!21

Канадзава: Некоторое время назад, когда я был в Германии, один мой немецкий ученик, увидев в ресторане японских туристов, подбежал к их столику и поприветствовал их словом Осс!, и как только он его произнес, они тут же вскочили и в испуге убежали. После этого он обернулся ко мне и сказал: «Сэнсэй, я их от всей души поприветствовал, а они взяли да убежали!» (смеется).

Икэда: Когда министр физкультуры и спорта Кубы находился в Японии, мы с ним встречались и он поприветствовал, сказав Осс!

Канадзава: Так это же здорово! (смеется)

Икэда: Да, мне тогда было очень приятно (смеется).

 

О возможности проведения следующих показательных выступлений

«Хидэн Будо»: Пользуясь возможностью, хотелось бы спросить, как вы видите дальнейшую деятельность Тоги-но Кай?

Канадзава: Поначалу мы думали, что эти показательные выступления станут для Тоги-но Кай последними, но вообще было бы неплохо еще разок собраться всем вместе перед уходом в мир иной (смеется).

Хигаонна: Да и в деле воспитания достойной смены это сослужило бы службу и стало бы хорошей наукой для последующих поколений.

Икэда: Большинство моих учеников также считают, что мы организовали и провели мероприятие, которое принесло большую пользу. Говорят, смогли увидеть много интересных вещей. В этот раз получилось, что нас было только трое. Это обидно, ведь если бы добавить в программу ката Фудзимото Садахару сэнсэя, вышло бы еще лучше. Но все же, мне кажется, что в этот раз Будо Лайв удался. Хорошо, конечно, проводить показательные выступления в больших помещениях, но мне пришла в голову мысль, что раз в маленьком зале количество зрителей ограничено его площадью, то появится возможность увидеть технику, находясь в непосредственной близости со сценой.

Хигаонна: Для подготовки будущих наставников крайне необходимо передавать следующим поколениям информацию, неважно, о технике или о снарядах, в четко систематизированном и документированном виде. Если мы решим, что еще одной встрече Тоги-но кай быть, я смогу поставить для себя цель быть к ней готовым, а раз так, значит надо продолжать тренироваться. Уверен, что и для моих учеников вид тренирующегося наставника станет хорошим стимулом еще многому поучиться.

«Хидэн Будо»: Мы уверены, что наши читатели также с нетерпением и радостью ждут следующих показательных выступлений и желают вам осуществить задуманное. От всей души желаем уважаемым сэнсэям, посвятившим всю свою жизнь популяризации и изучению Будо каратэ, дальнейших творческих успехов. Большое спасибо!

Три мастера, долгие годы находящиеся на передовой и как будока22 и как наставники, продолжают идти своим Путем в поисках истины. Будо Лайв — событие, о котором, быть может, передавая из уст в уста, вскоре будут рассказывать легенды. Двери открыты. Но настанет ли тот день, когда мы вновь сможем стать свидетелями истории?

«Хидэн Будо», июнь 2007 г.

Канадзава Хирокадзу
Кокусай Сётокан Каратэ-до Рэнмэй (SKIF)
Кайтё /Президент
Каратэ длиною в жизньРодился в 1931 году в городе Ивадзуми, префектура Иватэ. В 1956 году после окончания Университета Такусёку вступил в организацию Ниппон Каратэ Кёкай (JKA). Через год стал чемпионом Первого Чемпионата Японии по каратэ-до, проведенном под эгидой JKA в токийском дворце спорта Токио Тайикукан. В 1960 году получил приглашение поработать в качестве шеф-инструктора по каратэ на Гавайях, с тех пор профессионально занимается преподаванием каратэ в разных уголках мира. В 1964 году посетил родину каратэ Окинаву, где повышал свое мастерство у таких великих мастеров, как Яги Мэйтоку, Тогути Сэйкити, Хига Сэйко, Тибана Тёсин, Нагаминэ Сёсин, Уэти Канъэй, Матаёси Синко. В 1978 году основал организацию Кокусай Сётокан Каратэ-до Рэнмэй (SKIF). Посвятил всю свою жизнь популяризации и развитию каратэ как искусства, основанного на философию гармонии и выходящего за узкие рамки прикладных систем рукопашного боя.

Икэда Хосю
Кокусай Дзёсинмон Сёрин-рю каратэ-до Рэнмэй
Cо-сихан /Главный наставник
Каратэ длиною в жизньРодился в Манчжурии (в настоящее время северо-восточная часть Китая). После окончания Второй Мировой войны переехал в префектуру Кагосима, Япония. С юных лет увлекся каратэ. Поступив в Экономический университет префектуры Кагосима, записался в университетскую секцию каратэ. Изучал стиль Сёриндзи-рю Каратэ-до у сихана Тамоцу Исаму в додзё Рэнсинкан. В 1962 году занял первое место в средней весовой категории на 8-м Чемпионате Японии по каратэ-до. В том же году завоевал победу на Чемпионате по каратэ префектуры Кагосима. В 1966 году в токийском районе Нэрима-ку открывает собственный зал Дзёсин Икэда Додзё. Занимаясь глубоким изучением стиля Окинава Сёрин-рю мастера Кьян Тётоку, систематизировал различные системы и объединил в единую систему каратэ, кобудо и оздоровительную технику Сэйтай. В 1968 году на основе концепции Син-Гё-Со рождается стиль Дзёсинмон Каратэ-до Сёрин-рю. В 1969 году учреждает организацию Дзёсинмон Кобудо Кэнкюкай. В 1971 году создает комплексную систему для женщин Сого Будо, и организует ассоциацию Дзёсин Будо Кёкай. Открыв в 1977 году издательство Будо Сюппан Кэнкюдзё, в качестве главного редактора журнала Будо Сюдан публикует материалы о всех известных крупных школах того времени. Также разрабатывает систему борьбы с оружием, которая базируется на использовании длинного шеста Бо эллиптического сечения, и переименовывает Дзёсинмон Кобудо Кэнкюкай в Дзёсин-рю Бодзюцу Синкокай. В 1988 году занимаясь мировой популяризацией стиля, учреждает Кокусай Дзёсинмон Сёрин-рю Каратэ-до Рэнмэй. В настоящее время со-сихан продолжает осуществлять деятельность по развитию  этих организаций.

Хигаонна Морио
Кокусай  Окинава Годзю-рю Каратэ-до Рэнмэй»
Сюссэки-сихан /Верховный наставник
Каратэ длиною в жизньРодился в 1938 году в городе Наха, префектура Окинава. В 1954 году начинает изучать каратэ Сёрин-рю под руководством своего отца, Сэйити. С февраля следующего года начинает изучать Годзю-рю Каратэ-до сразу у двух мастеров, Мияги Анъити и Миядзато Эйити, которых обучал Мияги Тёдзюн, основатель школы Годзю-рю. В 1979 году учреждает организацию Кокусай Окинава Годзю-рю Каратэ-до Рэнмэй. Переехав в Токио, занимается популяризацией и преподаванием традиционного окинавского Годзю-рю Каратэ-до. В 1982 году открывает Хигаонна Каратэ Додзё. За границей, особенно в штате Денвер, США он приобретает широкую известность как ведущий специалист по Окинава Годзю-рю на Западе. В настоящее время, имея головной офис на Окинаве, Хигаонна-сихан как верховный наставник продолжает прилагать усилия по развитию и распространению Окинава Годзю-рю Каратэ-до как в Японии так и за ее пределами.

  1. Секреты Будо, здесь и далее комментарии переводчика
  2. Организация Тоги-но Кай возникла в результате объединения в 1975 году четверки мастеров каратэ — Фудзимото Садахару, Канадзава Хирокадзу, Икэда Хосю и Хигаонна Морио с целью обмена знаниями и опытом. Каждый мастер – яркий представитель японского Будо каратэ.

    • Сихан Фудзимото известен как непревзойденный мастер тамесивари, неотъемлемой части общей традиционной, передающейся в неизменном виде системы закалки.
    • Сихан Канадзава — чемпион JKA, звезда каратэ мирового масштаба.
    • Сихан Икэда — человек, которому, пожалуй, нет равных в делу глубокого изучения и практики всего, что имеет отношение к каратэ, от истории до техники.
    • Сихан Хигаонна — преемник линии Мияги Тёдзюн, ревностно охраняющий традиции Годзю-рю, одного из наиболее ортодоксальных направлений каратэ.

    Сами сиханы видели цель своего союза в следующем: Не спортивное, но традиционное каратэ. Возможность обмениваться знаниями, преодолев границы школ, стилей и организаций.  Воспитание достойных людей.   Обычным людям мало что было известно о существовании союза, сплотившего людей, имена которых хорошо знает каждый поклонник каратэ. Деятельность этой организации долгое время не афишировалась, но, наконец, по прошествии 32 лет, во многом благодаря показательным выступлениям Будо Лайв, идеи союза впервые стали достоянием широкой общественности. (По материалам статьи «Будо Лайв. Три мастера — история каратэ своими глазами», журнал Хидэн Будо, 2007, №4, стр. 77-84)

  3. Сёгай Каратэ (яп.) — дословно «каратэ на всю жизнь», методику, позволяющую эффективно тренироваться на протяжении всей жизни.
  4. Син-Гё-Со (яп.) — в таких видах традиционного японского искусства, как чайная церемония Са-До, составление букетов Ка-До (Икэбана), японский сад Тэйэн, поэзия Хайкай, вид плавания Ниппон Эйхо и т.д. — три ступени обретения мастерства. Син — «правильность», иными словами, базовая форма; Со — ее видоизмененная, изящная, естественная форма; Гё — промежуточная, переходная форма от Син к Со.
    В искусстве каллиграфии Сё-До  иероглифами Син-Гё-Со обозначаются способы письма:
    Син-Сё (чаще Кай-Сё) — иероглифический устав, способ письма, где иероглиф близок по написанию к печатному знаку
    Гё-Сё — полускоропись
    Со-Сё – скоропись
    Эти три иероглифа — не только вехи на пути овладения искусством каллиграфии или чайной церемонии. Они также могут передавать характеристику разных этапов любого действия или явления. В вольной трактовке эти характеристики выглядят следующим образом:
    Син — грядущий, авангардный, новый, блестящий
    Гё — повседневный, практический, привычный, обычный
    Со — классический, естественный
    Применяя концепцию Син-Гё-Со к каратэ, со-сихан Икэда стремится подчеркнуть традиционность своего направления, а также передать особенность методики, которую он выстраивает в соответствии с этой концепцией.
  5. Ката (яп.) — в боевых искусствах формальные комплексы, состоящие из фиксированного набора технических действий конкретной школы или направления; выполняются одиночно или с партнером.
  6. Тииси (окинавский язык, другие названия – Тиисии, Тиси, Матииси, Тээиси) – тренировочный снаряд, использующийся в некоторых стилях традиционного окинавского каратэ для специальной силовой тренировки. Представляет собой камень округлой формы с отверстием посередине, в которое вставлено древко длиной около 40 см. Тренировочный эффект достигается за счет выполнения упражнений, направленных на удержание равновесия этого снаряда со смещенным центром тяжести, используя в основном силу мышц и сухожилий лучезапястного, локтевого и плечевого суставов.
  7. Нигири Камэ (яп.) – дословно «кувшин для захвата пальцами». Тренировочный снаряд в некоторых стилях традиционного окинавского каратэ, использующийся как средство специальной физической подготовки. Оказывает комплексное воздействие на мускулатуру тела. Представляет собой кувшин с горлышком, которое тренирующийся захватывает пальцами, и выполняет различные упражнения. Нагрузка регулируется с помощью содержимого кувшинов (песок, щебень, камни, вода и т.д.)
  8. То (яп.) – ротанг, тростниковая пальма. Название тренировочного снаряда, который используется для укрепления и набивки кончиков пальцев в некоторых стилях традиционного окинавского каратэ. Представляет собой сноп связанных между собой тонких прутьев ротанга, тростниковой пальмы или молодого бамбука, по которому тренирующийся наносит проникающие удары пальцами с последующим выдергиванием руки из снопа.
  9. «Какое в ката число, столько раз и повторяй» — принцип тренировки, основанный на том, что в иероглифическом написании названий ката встречаются цифры, образующие число, которое в соответствии с этим принципом  указывает на количество необходимых повторений ката в процессе тренировки
  10. Тоси Тотта Кэйко (яп.) —  буквально «тренировки для людей в возрасте»
  11. Ки (яп.), Ци (кит.) — энергия, наполняющая жизнью вселенную
  12. Ки-Ко (яп.) , «Цигун» (кит.) — древняя система работы с жизненной энергией Ци и каналам, по которым она циркулирует в человеческом теле
  13. Тай Кёку Кэн (яп.), Тай Цзи Цюань (кит.) — «Кулак Великого Предела», древнее боевое искусство Китая, делающее акцент на работу с энергией Ци
  14. Сатори (яп.) – понимание, сознание, осознание; в практике дзэн-буддизма состояние духовного просветления
  15. Икаданагаси (яп.) – дословно «сплав леса»
  16. Empty hands (англ.)  — «пустые руки», акцент здесь сделан на буквальном переводе слова «каратэ» на английский язык
  17. Кэри (яп.) – удары ногами в каратэ
  18. Синкэн (яп.) — настоящий, боевой меч
  19. Хаку Цуру Кэн» (яп.), Бай Хэ Цюань (кит.) – стиль «Кулак Белого Журавля»
  20. Иппон (яп.) — в современной системе судейства на соревнованиях означает чистую победу
  21. «Осс!» (яп.) — слово, являющееся вербальным выражением субкультуры мира каратэ; состоит из первых звуков двух глаголов осу — давить, и синобу — спрятать
  22. Будока (яп.) – человек мира Будо