Джиу-Джитсу. Бесконечные горизонты

Дмитрий Михайлович Оганян

За что мы любим путешествовать? За то, что путешествие добавляют в нашу копилку новые эмоции. За то, что добавляют в нашу копилку новые знакомства и новые знания. Новые люди несут новые взгляды. Общаясь с этими людьми мы можем обогатиться. И это действительно так! Нужно просто очень и очень сильно этого хотеть. И просить об этом. И если человеку есть, что дать, он даст. Если перед вами “большой” человек, он даст много. Если перед вами большой мастер, он откроет перед вами просто бесконечные горизонты.

Дмитрий Михайлович Оганян. Мастер. 6 Дан Фудокан каратэ и 7 Дан Джиу-Джитсу. Каждый день, в течении недели, на Гассюку Национальной Федерации Фудокан в Адыгее, изо всех сил старался показать горизонты и красоту Джиу-джитсу. Еще и еще. Все время новое. Мы не разу не повторились. И знаете что? С каждым занятие желающих открыть для себя Джиу-Джитсу становилось все больше и больше. А это значит только одно: все это действительно работает!

Дмитрий Михайлович. Мы с вами провели пять дней. Мы имели возможность с вами общаться. В формальной и неформальной обстановке. Я задавал вам множество вопросов. Сейчас задам их еще раз. Хочу чтобы любители Будо нашей страны познакомились с вами.

Сенсей, расскажите о себе. Когда пришли в Каратэ. Как и где познакомились с Фудокан. Как проходил ваш Путь. Как познакомились с Джиу-Джитсу. Как увлеклись этим Боевым Искусством? Кто открыл его вам? Какую школу, какого мастера вы представляет?

В каратэ я пришёл ребёнком в 1980 году в Грузии, в Тбилиси, где я родился и вырос. Первый Учителя Георгий Алания и Зураб Лежава — ученики сенсея Канадзавы. В 1989 году я впервые увидел Соке Илья Йорга на семинаре, который организовали братья Зураб и Георгий Мерабишвили. Это был первый семинар Сенсея на постсоветском пространстве. К тому времени я был уже достаточно опытным каратэкой. Имел 1 Дан по Традиционному Каратэ. Тот семинар произвел на меня очень яркое впечатление. Это был практически переворот. На очень многие вещи я взглянул совершенно другими глазами. До этого я уже видел Фудокан в исполнении мастера 2 Дана Зураба Мерабишвили. И это сразу меня увлекло.

А когда я увидел Сенсея Йорга в действии, я был просто поражён чистотой техники, скоростью, его подачей принципов Каратэ. И самое главное той щедростью, с которой он делился своим Мастерством и Знаниями с нами. Я понял, что Фудокан точно станет одним из основных направлений на моем Пути Боевых Искусств.

Я стал работать в этом направлении. В 1991 году создал в Армении Федерацию Фудокан Каратэ, которую возглавлял до 2000 года, до моего временного отъезда в США. За 9 лет Федерация приобрела огромные размеры. Среди моих воспитанников многократные Чемпионы Армении, Грузии, России, Европы и Мира. Каждый год я приглашал Сенсея Илья Йорга на семинары, и сам ездил за ним по всему миру и возил учеников. Фудокан стал огромной частью моей жизни. Уже будучи в Америке, мне посчастливилось потренироваться и у Учителя Ильи Йорга, Сенсея Хидетака Нишияма, которого я знал по семинарам с 1995 года. Этот великий человек оставил неизгладимый след в моей душе.

Сенсей Илья Йорга и сенсей Оганян

Параллельно Каратэ, я с детства занимался грузинской национальной борьбой Чидаоба и дзюдо. В Грузии борьба издревле была на очень высоком уровне.

И будучи уже достаточно зрелым Каратэкой, пройдя Путь тренировок по борьбе и дзюдо, я открыл для себя Джиу-Джитсу. С этим искусством меня впервые познакомил Автандил Микадзе (сейчас 8 Дан Джиу-Джитсу, Президент Федерации Джиу Джитсу Грузии). К нам приезжали всемирно известные Мастера по Джиу-Джитсу. Такие как Роберт Кларк, Юрген Шерхер, Томас Гуйя, Марек Рудский и другие. Потом и мы стали выезжать к ним на семинары в Европу. Джиу-Джитсу для меня, наверное как Музыка для композитора. Имея такую прекрасную базу Фудокан Каратэ, я совмещал все это в своей голове, и это давало фантастическое понимание техники и процесса. Чуть позже, в 1993 году, я впервые предложил Сенсею Йорга создать направление Фудо Джитсу. В США я продолжал заниматься в обоих этих направлениях. Плюс Кобудо, которым я тоже увлёкся в 90-х годах прошлого века. Ну в общем, как вы понимаете, боевые искусства — это моя жизнь…

Сейчас я уже создал своё направление в Джиу-Джитсу, в котором очень многое связано с Традиционным Каратэ и Фудокан Каратэ.

Хидетака Нишияма и сенсей Оганян. США

Сенсей. В лагере, на Гассюку  вы показывали просто невероятные вещи. Очень простые и очень эффективные. Но, как то все это было очень сумбурно. Вероятно, это все таки было вашим желанием открыть нам джиу-джитсу и мне показалось что это как то сложно. Скажите. В Джиу-Джитсу весь так тренировочный процесс строится, или все же как в каратэ: по шагам, по нарастающей.

Гассюку — место где мы собираемся в таком составе раз в год. На мои тренировки пришли именитые мастера с Данами и регалиями. Конечно, мне хотелось как можно больше показать им. Хотелось увлечь их тем, что я так люблю. И все равно, это лишь подножие той горы, что представляет собой это Боевое Искусство.

Тренировочный процесс, как и в любом искусстве, это совсем другое. Это методичное, пошаговое выполнение мелких элементов. Это пробы и ошибки.

У меня есть своя аттестационная программа, где в зависимости от Кю или Дана, увеличивается сложность выполнения техники.

В моем направлении в большом количестве присутствует ударная техника Каратэ. Даже связки из ката. Вообще бункай ката это отдельная тема. И когда ты владеешь Каратэ и Джиу-Джитсу, приходит совсем другое понимание. И можно делать просто фантастические вещи.

Гассюку Национальной Федерации Каратэ Фудокан. Бункай Ката Канку-дай. Мастер класс ведет Сенсей Оганян

Дмитрий Михайлович. На Гассюку, вы в разные дни надевали либо черный пояс, такой же, как у меня, либо, красный с белыми блоками. Вероятно, второй пояс, это какой то пояс ,специфический для джиу-джитсу. Не могли бы вы рассказать о поясах, об их разделениях, которое принято в джиу-джитсу и конкретно в вашей  школе?

В моей школе градация с 10 кю по 1 кю цвета поясов такие же как в Фудокан. С 1 Дана по 5 Дан чёрный пояс. И с 6 и дальше красно- белый пояс.

Вернемся непосредственно к джиу-джитсу. Вот представим себе какую то типичную ситуацию. Некий захват. Любой. Что будет делать каратэка? Да просто ударит. По руке. По противнику. Техника ударов в целом не очень сложная и скажем за 3 года, при определенном старании, практически любой человек может ее здорово развить. А вот Джиу-Джитсу. Тут повернуть, тут надавить. Да больно. НО где же удары?  Неужели вы совсем не бьете?

Про три года в Каратэ, я не совсем с Вами согласен. Не даром 1 Дан даётся человеку не раньше чем через 8-10 лет упорных тренировок. Можно конечно и стулом человека со всего размаху уложить (при условии, что перед Вами не опытный боец). Но это не Боевое Искусство. И опытный каратист обязательно помимо ударной техники владеет и захватами и бросками. Лучшее тому подтверждение — бункай ката.

В Джиу Джитсу, особенно в моем направлении, присутствует и ударная техника. Но все зависит от ситуации. Мастерство владения Джиу-Джитсу даёт возможность действовать абсолютно в любой ситуации, вне зависимости от веса, пола, роста противника. Расстояния, на котором он находится. Главное, чтобы ты смог достать его в периметре нескольких метров.

Бывает, что нужно действовать в толпе, или лифте, или на крыше… Джиу-Джитсу — это прежде всего знание человеческого тела, его анатомии. И, конечно психологии. В этом искусстве многое «против правил». Там где логично идти назад- ты идёшь вперёд. Вообще в идеале ты движешься «вокруг» противника или противников. Если их несколько, значит ты одного из них используешь для того, чтобы сбить с ног или вышибить из колеи других. Очень много аспектов. В нескольких фразах не уложишь. Все зависит от тайминга, времени, опыта людей, напавших на тебя. Это годы упорных тренировок, понимания, Пути.

Гассюку Национальной Федерации Каратэ Фудокан России. Сенсей Оганян демонстрирует базовые принципы Джиу-Джитсу рассказывая об анатомических особенностях тела

У каратистов, как вы, я уверен, знаете, есть специальные тесты. Тамешивари. Вы, я хорошо помню, на Гассюку демонстрировали даже специальную доску многоразового использования для этих целей. Скажите. Какие то возможно аналогичные или похожие тесты, есть в Джиу-Джитсу? Вообще какие испытание ученики проходят, и на сколько они сложны, особенно если сравнивать между Традиционным Каратэ Фудокан и Джиу-Джитсу вашей школы? Вы, мне кажется, человек, который может максимально объективно произвести такую оценку.

В Джиу Джиутсу, в моем направлении с 3 кю присутствует тест на Тамешивари. Про аттестацию я уже говорил выше. Про сравнение… Нельзя сравнивать боевые искусства. Можно сравнивать Мастерство. Любой Путь Боевых Искусств — это титанический Труд, Боль, Пот, Кровь. И, конечно, Радость от покорения новых вершин.

Адыгея. Гассюку Национальной Федерации Фудокан России. После очередной тренировки у Дмитрий Михайловича.

Сенсей. Представьте что прямо сейчас эту статью читаю и ваши коллеги мастера и их и возможно ваши ученики, а возможно и даже ученики их учеников. Чтобы вы хотели бы им сказать  в заключение? 

Во первых, я бы хотел вспомнить и поблагодарить своих Учителей: Сенсей Нишияма 10 Дан, Сенсей Йорга 10 Дан, Сенсей Канадзава 10 Дан, Сенсей Кавазойе 10 Дан, Сенсей Ширай 10 Дан, Сенсей Касуя 10 Дан, Сенсей Танака10 Дан, Сенсей Шерхер 10 Дан, Сенсей Рудский 10 Дан, Сенсей Гуйя 10 Дан. Я прошёл семинары всех этих великих Мастеров и сложился сам, такой какой я есть, благодаря им. Осс!

Ну а во вторых, я хотел бы сказать молодым людям, что идут по нашим стопам следующее:  в Боевых Искусствах, главное не соревнования и медали. Чемпионство, пьедесталы — это всего лишь мишура. В этом только один положительный аспект-готовясь к ним, мы совершенствуем своё тело и дух. Медали — это результат Вашей работы над собой, но не главное. Нужно стремиться стать лучше, чем ты был год, месяц, неделю, час, секунду назад. Сдавая на очередной Кю или Дан, мы тоже совершенствуем себя. Но чем выше мы поднимаемся на Пути Боевых Искусств, тем необъятнее горизонты перед нами. Тем больше человек понимает, что он только в начале Пути. В настоящее время я занимаюсь развитием и совершенствованием своего направления, которое совмещает Джиу-Джитсу и Фудокан. Сложились время, обстоятельства, мой опыт. Очень много в нашей стране опытных, зрелых мастеров, которым это интересно. И, повторюсь, для меня это как Музыка для композитора. Я этим живу и дышу. Это мой Путь. Учиться, Учить. Создавать и отдавать.