Александр Гуличев — «Не ждите манны небесной, идите и проходите свой жизненный опыт»

Мы беседуем с Шиханом Александром Гуличевым, обладателем 4-го дана Годзю-рю Кенши Кай карате-до.

Приветствую, Александр!

С чего начались ваши увлечения боевыми искусствами? Почему вы остановились именно на окинавских видах каратэ?

День добрый! Все началось достаточно банально, как у многих, в годах 70-х, когда вообще увидел картинки с людьми в белых одеждах. Тогда у меня кто-то из знакомых посещал занятия Штурмина, Пака и Линдера. Эти мастера в те времена считались богами, и попросить замолвить словечко вызывало ужас в глазах. Я, раскрыв рот, слушал часами о том, что вытворяли эти люди, как они раскидывали толпы противников, ломали доски и камни и т.д. На занятиях нам показывали, какие-то удары, приемы и методы тренировок растяжек блоков, ударов и мы со страстью и жутким усердием отрабатывали это все, то в подъездах, то по квартирам и на улице в кустах.

Как-то гуляя вечером по району, а жил у м. Каховская, я проходил мимо школы в которой учился, увидел что горит свет в спортзале. Я с любопытством направился туда и, подойдя к окну, просто замер и остолбенел, сердце заколотилось, а все остальные органы отказали, как мне показалось на тот момент. Там были ОНИ – «люди в белых одеждах»!

Тогда я в классе седьмом учился, и  как по расписанию, практически каждый вечер или через вечер, в 21-00 по московскому времени как штык стоял перед своим теперь уже «штатным» окном и наблюдал за происходящим, чувствуя, как мой детский мозг впитывает и записывает все, что видит.

На следующий день я все что увидел выполнял дома, во всяком случае очень старался, тянулся и гнулся как мог, до страшной боли, крика и слез, отжимался и приседал, даже повесил на стену толстую стопку газет, и колотил, отрывал каждый день по листку как выдел в кино в главной роли с Сергеем Шакуровым. Соседи приходили, и орали на родителей не своим голосом, а мне доставалось по первое число. Но это меня не останавливало, я продолжал, продолжал и продолжал. Помню, что в дворовых драках у пацанов был шок и недоумение, когда ноги летали в районе головы,  получалось некое подобие ножниц и вертушек. Появилось уважение и кореша просили научить, спрашивали у кого учишься, сколько денег стоит так далее. Я отвечал, мол, учусь у серьезных людей и говорить об этом запрещено, что-то даже показывал, а сам продолжал как положено «учиться», стоя послушно у  окна, часа по два-три в любую погоду и непогоду.

Шли годы, а я так и продолжал быть самоучкой с отработкой ударов и приемов на друзьях во дворе или в уже редких случайных драках. Потом, я отслужил В ДШБ, там все как положено пригодилось, себя отстоял достаточно быстро и с сослуживцами как и с дворовыми пацанами, также изучали и придумывали свои самобытные приемы, нам казалось, что мы супер круты, и можем биться как супермены.

Потом  женитьба, ребенок, работа, перестройка, заводская жизнь со стаканами и вся физкультура отошла в сторону, иногда правда применялась, а сожалению.

Шли годы, демократия, возможности открылись, я стал предпринимателем и, как говориться, начал появляться живот. В 2004 году встретился и познакомился с Игорем Лизунковым, он предложил приходить заниматься. Он тогда, как и многие был в рядах учеников Морио Хигаоны, и возглавлял федерацию. Мне было неинтересно, я не воспринял, а дрался я, как прежде неплохо, как мне казалось. Стал иногда ему оказывать спонсорскую помощь на нужды развития спортивной школы. В 2008 году, он пригласил меня и мою жену в поездку на Окинаву. Мы приняли приглашение.

Удивительная страна, я вам скажу. На семинаре я увидел, тысячи каратистов. Казалось бы вот оно – твое бери, вспоминай, пробуй, учись и дерзай! Но нет, даже не щелкнуло. Жена с удивлением глядела мне в глаза и недоумевала: «Саша, почему? Ты же болел этим, бери, вот оно!».

Но нет. Я был часами и в Будокане, и в додзе Морио Хигаонны, и несколько раз был в додзе сенсея Тетцухиро Хокамы, но нет, сердце спокойно. «НЕ ХОЧУУУУУ!» – раздался крик в душе, и мне захотелось домой.

Снова прошли годы, Игорь снова позвал позаниматься в зал, и я решил прийти. Пришел! И практически больше не выхожу. Когда я увидел его технику ката, работу его тела в санчин и теншо, увидел расшифровку всего этого, вспомнилась молодость, тело и разум захотели работать, подражать и т.д. Я без пафоса скажу, я стал быстро набирать обороты и спустя полтора года, сенсей сказал после очередного занятия, что для меня послезавтра экзамен. Это повергло меня в шок  и уже через день, я сдавал четыре часа на 3-й кю. Сдал тогда я все успешно. Для меня это был мой Эверест, годков то уже было 47 простите. Ну, а дальше больше.

Не секрет, что в традиционных направлениях очень большое число профанации, «липовых» поясов. Я общался со многими представителями еще той советской эпохи каратистов и многие, говоря в роликах красивые и благородные слова, на деле любили не каратэ в себе, а себя в каратэ. Как не искушенному человеку найти себя в традиционных стилях, распознать кто мастер на самом деле, кто дилетант?

Вопрос непростой. Есть традиционное, есть нетрадиционное и многие люди эти вещи путают и смешивают. Например, Киокушинкай не является традицией, по мнению окинавцев, шотокан тоже не является  и т.д.

А люди в общем-то разные у нас, да и везде собственно, кто-то медийный и хочет себя преподнести, показать на публике, кто-то как монах взаперти занимается, познает и изучает. Все не так однозначно. Соглашусь, что многие видят себя в карате, а не наоборот. Что бы оно было в тебе, нужна, в некоторой степени аскеза, нужно быть жертвой и, порой, от многого отречься, не в буквальном смысле, конечно, все же, мы люди мирские.

Ну, скажем как в медитации, сел и отсеки мир от себя и уйди внутрь себя что ли. Коль ты пришел в зал, хочешь что-то из себя слепить, так изволь оставить все за порогом, а вернешься к суете после, когда закончится. И еще один для меня лично важный момент, только через тело ты познаешь себя, только через ту боль, которую получаешь в додзе, определиться чистота мыслей и частота вибраций твоего ума-разума. Может это не совсем понятно, но умеющий уши слышать, да услышит. А разобрать кто хороший мастер а кто нет, это дело непростое, да и ненужное. Поверьте, нужно искать и найдете, главное не спешить, а решить самому, чего ты сам хочешь, быть блогером или мастером.

Что же важнее всего в каратэ? Для начала в техническом плане. Например, более консервативные каратисты говорят, что без ката нет каратэ. Но разве каратэ, это ката, в первую очередь?

Поразительно, но здесь не все однозначно и не так просто, мнения разлетаются на бескрайние просторы. Вот если брать мой собственный опыт и подсказки моих наставников, то, конечно, ката — это основа и придумывать лишнего ничего не нужно! Вот смотрите, те люди, чьи портреты развешены во всех додзе, принесли и переработали информацию из Китая.

Так? Так! Они взяли за основу ката и предложили это как базис? Да! Так бери и разбирайся.  Разбирайся с ката, разбирайся с кихоном и предметами, разберись с дыханием (ведь дыхание в санчин, даже помогает при астме). Ката — основа всего, если мы говорим о традиционном единоборстве, а не о чем то новом, даже если оно вышло из традиционного.

Все гораздо проще, чем кажется. Физическая подготовка должна быть в карате? Должна – занимайся!

Тело должно быть хоть немного, но  терпимо к боли? Да – набивай! Ты ката (основу) должен знать? Да — изучай! Ты базовый бункай от мастера должен  знать? Да – практикуй! Встал в спарринг, работай  не спи.

Одно цепляется за другое. И вот на базе того, что ты берешь от учителя, дальше развивайся, твори. Это твое тело, вот и работай с ним. Олег Цой как-то сказал, что даже если ты будешь делать только ката изо дня в день, ты тело сделаешь работоспобным и оно защитит тебя. Дословно не помню, но смысл тот же. Учителя уже дали базу и основу, бери и работай, все остальное лирика и серенады для девок. Ката, скрутки, физика, кихон с бункаем и мозги в придачу, да и не ленись.

В продолжение темы. Многие традиционные стили отказываются от поединков и турниров. С одной стороны, спортивная техника ограничивает арсенал приемов, но с другой, когда появлялись первые межстилевые турниры с минимальными ограничениями, казалось бы, грозные направления не смогли противостоять банальному натиску и агрессивностью, даже простых борцов. Так как же найти «золотую середину»?

Спортивное карате сегодня лидирует, оно становится массовым и олимпийским.  Традиционное оно другое, кропотливое в ином смысле слова, конечно же по принципу и предназначению травмаопасно, и известно  для чего оно вообще придумывалась, уж далеко не как физкультура. В спарринге спортивного и традиционного карате смысл примерно одинаков, несколько правила изменены. Традиционное карате предполагает защиту и оборону,  молниеносное  нанесение увечий противнику,  может быть смерть, чего лукавить, этому и учимся. Не нужно, я думаю искать золотую середину. Нужно выбрать и определиться. Спорт — значит спорт, самооборона — значит самооборона, но это мое лично мнение! Да вообще планета Земля неплохой клуб по интересам. Только выбирай!

Традиция и современность. Мир меняемся, усложняется, усложняется и техника в единоборствах. На ваш взгляд, как соблюсти грань традиционного и современного, чтобы не превратить свой стиль в анахронизм, но при этом сохранить его индивидуальность?

Я думаю так, все же традиционную базу сохранить нужно, я уже говорил там и скрутки, физика и основы восточной самообороны, а дальше пробуйте, импровизируйте. Время идет вперед, многое меняется, но традиции должно быть, это основа и благодарность создателям стилей и школ!

Вам приходилось часто общаться с выходцами из родины каратэ. Скажите, с кем вам комфортнее всего общаться: японцами, окинавцами или представителями европейского и американского каратэ?

Я на Окинаве общаюсь с представителями этой страны и мне очень комфортно.  Если приходится ездить на тематические семинары, где преподает мастер Тетцухиро Хокама, там конечно общаемся с коллегами со всего мира, и понимаем друг друга  с помощью единомыслия. Например, когда мы с сенсеем Лизунковым приезжаем Хокаме сенсею в додзе, там бывают представители разных стилей и направлений:  киокушин, шотокан , уечи-рю, иссин-рю, тайцзы, сито-рю, — все заняты одним делом,  изучаем технику карате и кобудо, а потом всей толпой пьем чай, и учим друг друга разным словам. Помню даже приезжали девушки из Токийского государственного балета изучать у сенсея кобудо. Мы спросили зачем ей это надо, она ответила, что для спектакля нужно. Помогали как-то, понимали друг друга.

Если отмести пафос, мистицизм, что дает каратэ лично вам и, что может дать молодому поколению?

Скажу без пафоса, мистицизм здесь присутствует, и это далеко не шутка. Развитие личности есть, так как воюешь только с собой и причиняешь боль себе. Проявились творческие способности, пишу книгу. Но книга совершенно далека от карате, там как раз о мистике, хотя некоторые слова о карате там есть. А что касается молодежи. Она определится в жизни как каждый из нас, только шаг, один только шаг нужно сделать.

Чего не хватает каратэ, на ваш взгляд? Все же универсальных систем не существует? Чем бы вы разнообразили тот или иной стиль в каратэ?

Знаете, в традиционном карате хватает всего, там столько всего, что жизни не хватит совершенствовать себя, развивать  телесно и духовно. Я думаю туда не нужно пихать чего-то лишнего и, каких-нибудь не нужных придумок и новоделов. Их и так как грязи.

Каратэ было невероятно популярным в СССР, в постперестроечной России, но оно не стало национальным видом, не прижилось в подготовке силовиков. Почему так произошло, хотя все предпосылки к этому были?

Никогда в нашей стране подобные вещи не приживутся. Останутся на уровне энтузиазма, потому как в развитие нужно вкладывать средства и готовить инструкторов. Эту идею, какое-то время назад предлагал   А.А. Филимонов, но все тщетно. Мир-то у нас, потребительский, а тут «бабки» рулят.

В продолжение темы национального вида спорта. Лично меня эта проблема всегда волновала, я бы хотел видеть, по-настоящему, популярный в массах вид спорта, которым когда-то был хоккей, сумевший прославить и СССР, в свое время, стать почти национальной идеологией.

Почему сейчас, кроме громких слов о том, что тоже самбо будут преподавать в школах, на деле ничего не происходит? Какая-то политика громких слов с трибуны, а на деле каждый стиль выживает как может.

Мой тренер Лизунков Игорь, является главным тренером московской области по карате. Поверьте, все очень сложно и грустно. А национальным видом он был, когда мы все в подполье занимались и учились этому искусству!

           Вы же сами все понимаете, только визги с высоких трибун, только обещания, что будут какие-то программы в школах, в институтах и т.д. Чтобы преподавать в школе, нужна ставка, чтобы преподавать в армии, нужна должность, и т.д  В Штатах и Европе, хоть какие-то ассигнации вкладывают в развитие, вон поинтересуйтесь как на Окинаве обстоит дело, там физическое образование человека стоит на первых местах и финансируется государством , а не спонсорами.

Ваши пожелания читателям.

А читателям я бы сказал так: не ждите манны небесной, это не про нас. Идите и проходите свой жизненный опыт, идите в залы, спортивные площадки, секции, все это есть. Есть различные виды спорта и физкультуры. Пробуйте. Дерзайте. Живите свою, а не чужую жизнь, находите занятия по душе. Что касается традиционного карате, то конечно вперед, попробуйте себя, свои силы, силу духа, есть он или нет. И кто победит в этой борьбе, вы или вы? Больше всего, я хотел бы видеть в залах представителей взрослой аудитории, и мужчин и женщин, и бабушек и дедушек,  В традиционном карате бескрайние просторы совершенства тела и духа, и элементы простой йоги, и правильное дыхание, и выполнение различных элементов хотите в танце, хотите в китайских стилях. Все здесь есть и здоровье, и долголетие, порадуйте себя, детей, внуков, рассмешите друзей и знакомых. Пускай пальцем вертят у виска, а вы веселитесь на здоровье. У Вадима Узуна в Питере есть ученица лет 75, а на Окинаве знаю сенсея, который впервые пришел в карате в 77 лет, а в 85 уже сам тренирует. Так что смелей, пора меняться.

Удачи!