Являешься? Соответствуй!

5
785

В данной статье я вновь решил вернуться к одной из больных тем в области боевых искусств. Может быть, кто-то прочтет её и согласится со мной, но уверен и в том, что данная статья заденет за больное и потревожит самолюбие некоторых, как коллег-инструкторов, так и обычных людей практикующих боевые искусства. Тема же нашей беседы сегодня будет опять – «черный пояс». Я не буду называть ни имена, ни фамилии, ни города с организациями, дабы не запятнать хрупкую репутацию псевдо-мастеров. Пусть это останется на их совести. Те, о ком я буду говорить, сами «примерят» эту статью на себя и может быть, что-то поймут.

Наступил XXI век. Нет больше запрета на каратэ, и Россия уверенно шагает вперед, наряду с родоначальниками каратэ – Окинавой и Японией. В нашей стране всегда были, есть и будут хорошие мастера каратэ-до, которые ничем не уступают основателям направлений. Может быть, мы когда-то делали что-то не так, как те же японцы, но от них мы старались не отставать. И даже скажу, что порой мы и в чем-то могли составить им серьезную конкуренцию. Говоря об этом, я хочу поделиться личным опытом, исходя из своих наблюдений.

В последнее время я стал сталкиваться с массой людей, обладателями черных поясов уровня 1-го и 2-го дана (а иногда и выше), которые не только не соответствуют своей степени «Дан», но и вообще не соответствуют уровню черного пояса. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Для начала хочу рассказать вам немного о своем печально опыте. Может быть, кто-то, прочитав эту статью, переосмыслит свой подход к получению «черного пояса» и не повторит моих ошибок.

bez-imeni-1

 

Черный пояс

Впервые я был аттестован на 1-й дан в 25 лет, в 1998 году, официальной российской организацией Шотокан Каратэ-До. Как же тяжело было получить этот черный пояс! После сдачи базовой техники «Кихон» я уже еле стоял на ногах, а впереди было еще «Джиу-Иппон Кумитэ», «Джиу-Кумитэ», «Тамешивари» и «Ката». Я устоял и сдал экзамен. Сколько же было счастья, получить свой черный пояс. Это не так, как сейчас. В некоторых организациях получил диплом и будо-паспорт с печатью, все равно что высморкаться.

После сдачи экзамена, сэнсей вручил мне сам «черный пояс» – Токайдо «made in japan». Как я был рад! Можно было сказать, что сбылась моя мечта.

В 2001 году мне предложили вступить в одну, не маленькую в то время, российскую организацию. Мне тогда уже было 28 лет. Я согласился. Меня назначили президентом филиала данной организации в нашем регионе. Приезжал их инструктор и принимал квалификационные экзамены у моих учеников. А их было немало в то время. У меня было три зала и в каждом около 30 учеников, не начального уровня. Прибывший инструктор выдавал моим ученикам дипломы и будо-паспорта. Все были довольны. Однажды мне вдруг неожиданно сказали, что я должен сдать им на 1-й дан заново, так как их организация всемирно известная и мне нужно подтвердить свою квалификацию, но по их аттестационной программе.

Меня это немного задело. Сложилось впечатление, что они как-будто засомневались в моей квалификации. Несмотря на то, что это тот же Шотокан, различия, хоть и незначительные, но были. Например, мы выполняли ката по мастеру Х. Канадзава – SKIF, а в данной организации, которую курировал Х. Шираи, ката нужно было выполнять как в JKA. Кихон был проще, объем программы меньше, никаких «Тамешивари» и т. д., и я согласился. Если честно, то я не ожидал, что в этот день мне придется сдавать экзамен. Аттестовались то мои ребята, а я прибыл в зал только для того, чтобы присутствовать на аттестации моих учеников. Я в этот день еле встал с постели и приехал с температурой в зал. Каратэги я взял с собой чисто символически и даже не собирался переодеваться. Меня просто поставили перед фактом за 15 мин до сдачи. Я переоделся и вышел в зал. Меня бил сильный озноб и голова вообще отказывалась соображать, но я приступил к аттестации, не смотря на то, что у меня была температура 39.2. Об этом я не сказал наставнику. Я сдал «Кихон», «Ката», и уже во время «Кумитэ» (где то на 8-9 поединке) я «поплыл». Я ничего не видел. Было такое чувство, будто я нырнул в молоко и открыл глаза. Все было вокруг белое. Только на фоне белого, я видел еле отчетливый силуэт моего противника, который двигался как в замедленном темпе. Я умудрялся отбивать его атаки и уклоняться от ударов используя «Таи-Сабаки».

В какой-то момент мой противник, видимо понял, что я его почти не вижу и остановился. Тогда я поднял руки ладонями вперед и попросил дать мне минуту. Инструктор спросил, в чем дело и я объяснил ему. Он сказал, чтобы я присел и чуть посидел. Я вышел из зала на улицу. Это был декабрь месяц и лежал снег. Я босиком выбежал на снег, набрал его в ладони и стал растирать им лицо. От этого мне стало легче. Я снова стал все видеть четко и ясно. После этого я забежал снова в зал, поклонился и сказал, что готов продолжать. Инструктор улыбнулся и сказал, что нет надобности, что я сдал экзамен и поздравил меня. Вручил мне будо-паспорт и диплом. Это был уже 2-й будо-паспорт и второй диплом, в котором было написано, что я обладатель 1-го дана. Если честно, я был расстроен всем этим. После этого экзамена я вообще не горел желанием получать 2-й дан. Я просто продолжал изучать каратэ-до, тренироваться и обучать других.

Спустя 13 лет я пришел к мысли, что в моем возрасте пора бы уже задуматься и о 2-м дане. Мне было на тот момент полных 40 лет. Я потерял связь с организацией в которой состоял. Ушел из нее в 2004 году. И вот в 2014 году я стал искать связь с представителями моей многоуважаемой организации. На этот момент уже прошли года, сменилось руководство организации и многое другое поменялось. Через интернет я нашел контакты президента организации и созвонился с ним. По телефону, я рассказал о себе и сказал, что хотел бы выйти на японских инструкторов, чтобы сдать экзамен на 2-й дан именно японцам. Мне сказали, что японцы не признают ту организацию, в которой я был аттестован и мне придется заново аттестоваться на 1-й дан. Ну что уж тут… Мне ли переживать за это? Бог любит троицу!

08032014120

Я сдал в третий  раз экзамен на 1-й дан. В этот раз я демонстративно вышел на экзамен с белым поясом, хотя на семинаре был с черным поясом. Это вызвало удивление у многих присутствующих.

Содержание аттестационной программы вообще расстроило. Программу очень сильно упростили. Радовало лишь то, что в этот раз я получил хоть и третий будо-паспорт, но это был будо-паспорт и диплом самого Хирокадзу Канадзава. Уверен, что уже мне никто не посмеет в этом мире сказать, что он не знает или не признает сэнсея Хирокадзу Канадзава.

Сейчас мне почти 43 года, изучаю Шотокан Каратэ-До уже 30 лет и из них 25 лет как работаю инструктором – и я, как и прежде 1-й дан. Меня никак не смущает этот факт и не оскорбляет. Я горжусь тем, что годами упорных тренировок, с терпением и с силой воли, со своей преданностью и верностью школе Шотокан Каратэ-До, я прошел весь этот Путь! И сейчас я продолжаю тренироваться, изучать Каратэ-До Шотокан и каждый раз, я с честью и гордостью повязываю свой именной черный пояс поверх белого каратэги.

Мой чёрный пояс

Честь и лицо школы

[pullquote-left]Мастер, носящий черный пояс, это конечно же честь и лицо школы, честь учителя обучающего его.[/pullquote-left]Недавно в социальных сетях столкнулся с одной темой, где мои коллеги обсуждали квалификацию черных поясов. Наши суждения по этому поводу сошлись. В те времена к экзамену на 1-й дан допускался человек, владеющий техникой, грамотный в области каратэ, умеющий постоять за себя в поединке с равными 1-му дану соперниками и обязательно не младше 18 лет. Почему был именно такой подход? Черный пояс в японских школах это мастер. Это у нас спортсмены в каратэ плюют на цвет пояса и традиции и присуждают в боевых искусствах разряды, КМС или Мастер Спорта. В Японии присваивали уровень «дан» мастеру боевого искусства. Так вот…

Мастер, носящий черный пояс, это конечно же честь и лицо школы, честь учителя обучающего его. А что это за мастер с черным поясом, у которого обычный гопник в подворотне может словами и угрозами «отжать» сотовый телефон или бумажник?

Теперь я расскажу, почему я решил заговорить именно об этом. В последнее время я стал сталкиваться с феноменом, что каратисту присваивают 1-й или 2-й дан за то, что он победил на спортивных состязаниях. Человек носит черный пояс, хотя сам понятия не имеет ни о технике, ни о базе школы, ни о данном виде единоборства в целом. Ну, разве что тот факт, что бьют руками и ногами и за какое техническое действие можно получить «Ваза-ари» или «Иппон». Главная цель – победа. Ну, может быть знают еще такие вещи, как «Хансоку-чуй», «Мубоби-чуй», «Дзёгай» и т.д. Вот и все познания.

Так все же, как же черные пояса так быстро распространяются по стране, подобно зомби-вирусу со скоростью света? А вот как! Это все та же больная тема о популяризации («попсализации») каратэ в широкие массы, шоу-бизнес, бизнес и обычная жажда наживы. Иногда это еще и «блат». И такое наблюдалось, когда кто-то получал «дан» даже не явившись на аттестацию. Многие имеют модную и глупую привычку – снимать на видео аттестацию и выкладывать в интернет. Достаточно просто набрать в поисковой строке «аттестация на дан» и вы увидите – кто, как и кому сдает экзамен на «дан». А ведь на самом деле существует масса требований к адептам на квалификационных экзаменах. Эти требования ужесточаются с повышением уровня каратэки. А глядя на видео я могу сказать только то, что для экзаменатора важно одно – чтоб экзаменуемый выполнил как дрессированная мартышка все, в нужной последовательности и строго с команды экзаменатора, не запутался в последовательности движений. И все! Хотя нет. Не все. Еще чтобы экзаменуемый не забыл приобрести будо-паспорт, оплатить экзамен и внести какой-нибудь взнос. Этого никогда не забудут. А вот то, что ученики не умеют правильно сжимать кулак, не знают стоек, не правильно перемещаются, нет мощи в ударах и блоках, не работают бедра. При работе руками, ходят ходуном колени, неправильный взгляд, отсутствует «Заншин», нет в ударах и блоках «Кимэ». Выполняя Ката у них нет ритма и такта, отсутствует представление об «Эмбусэн» и «Бункай» и многое другое… Вот об этом экзаменатор может забыть.

Что это за гонка за кю и дан? Я всегда удивлялся, почему у моих учеников от 6-го до 3-го кю техника в разы лучше чем у ребят с другого клуба с квалификацией 1-й кю и 1-й дан? Самим-то не обидно таких растить? Это если сравнить в качестве примера – это как генерал-майор, который не знает как извлечь из автомата АК затворную раму и затвор. Стыдно должно быть не только тем, кто сдает экзамен, но и тем, кто позволяет им аттестоваться и еще принимает такую технику за зачет. Каждый инструктор должен относиться к этому очень строго и помнить, что эти люди, кого он аттестует, являются его лицом, честью и гордостью, авторитетом и будущим школы каратэ-до.

Возьмем к примеру Каратэ-До Кёкушинкай. У них не разбазаривают черные пояса налево и направо. У них зарабатывают 1-й дан кровью и потом. И за это тоже их уважают, как последователей будо-каратэ. В том числе и я.

А теперь поговорим о требованиях, существующих на квалификационных экзаменах к аттестуемым и о требованиях к различным уровням «кю» и «дан».

 

Требования, предъявляемые к аттестуемым

Существуют некоторые критерии в требованиях на экзамене. В данном случае я веду речь о школе Шотокан Каратэ-До. На экзаменах, общая группа аттестуемых делится на подгруппы по уровням кю и дан, а так же требованиям к ним.

  • Первая группа: Состоит из начинающих студентов, сдающих квалификационный экзамен на ученические степени 9-й и 10-й кю (Если таковой имеется в данной организации). (Прим. – Существуют организации Шотокан Каратэ-До, в которых 10, 9, а то и 8 ученических степеней кю). 10-й и 9-й кю – это уровень белого пояса.
    – Стаж занятий – от 3-х до 6-ти месяцев обучения.
    – Требования на экзамене к данной квалификации у адепта просты и состоят из того, что он должен знать программу своего уровня, выполнить ее образно правильно, не путаться в движениях, в технике и в командах экзаменатора. Кихон выполняется на 5 шагов (Гохон) и каждое движение под счет, по команде. Так же и в Гохон-Кумитэ – пять шагов и каждый под счет экзаменатора, по команде.
    – Грубейшие ошибки – адепт путается в движениях, путается в технике оглядываясь на рядом стоящих, не знает технику и терминологию.
  • Вторая группа: Это студенты, которые аттестуются на ученические степени 8-го, 7-го и 6-го кю (желтый, оранжевый и зеленый пояс).
    – Стаж занятий – приблизительно от 6 месяцев до 1,5 года.
    – Требования на экзамене более строгие в отличие от начальной первой группы. Адепты должны продемонстрировать грамотно всю технику Кихон, без ошибок и заминок, не оглядываясь по сторонам. Особое внимание уделяется глубоким и низким стойкам, работе бедер, скорости движений, автоматизму выполняемой техники и выполнению команд экзаменатора. Вся техника «Гохон» в Кихон и варианты Санбон-Кумитэ выполняются по команде «Хаджимэ», без счета. В Кумитэ адепт должен показать, что он чувствует правильно оптимальную дистанцию «Ма-Ай».
    – Грубейшие ошибки – 1)шевеление коленом впереди стоящей ноги или отрыв пятки задней стоящей ноги от пола во время вращательных движений бедрами в позиции Зенкуцу Дачи. 2) Высокие стойки. 3) Вялость и вязкость (размазанность) движений.
  • Третья группа: Это студенты, аттестуемые на ученические степени 5-го и 4-го кю. (темно-синий или фиолетовый пояс)
    – Стаж занятий – приблизительно от 15-ти до 18-ти месяцев занятий.
    – Требования к аттестуемым – показать хорошую технику, силу и скорость в Кихон, Ката и Кумитэ. Должно присутствовать понимание «Кимэ», чувствовать оптимальную дистанцию «Ма-Ай», хорошие вращательные движения бедрами во время ударов и блоков, правильное напряжение и расслабление мышц и правильное дыхание во время исполнения техники.
    – Грубейшие ошибки – отсутствие «Кимэ» (отсутствие четкого завершения движения и техники в одно мгновение), шевеление конечностей после «Кимэ», взгляд в пол или на свои руки и ноги.
  • Четвертая группа:  Это студенты, кто аттестуется на степени 3-й, 2-й и 1-й кю (коричневый пояс)
    – Стаж занятий – приблизительно от 2 до 3,5 лет общего стажа.
    – Требования – блестящая техника, четкое исполнение «Кимэ», скорость и мощь на должна быть высоте, умение ориентироваться в Джиу-Кумитэ с равными противниками.
    – Грубейшие ошибки – все перечисленные выше ошибки недопустимы.
  • Пятая группа: Это студенты уровней мастер – 1-го и 2-го дана (черный пояс).
    – Стаж занятий – приблизительно от 5 до 7 лет общего стажа.
    – Требования – лучшая техника во всем.
    – Грубейшие ошибки – ошибок быть не должно.

Примечание: Если при сдаче на 4-й и 5-й дан закрываются глаза на некоторые детали, в связи с возрастом и массой причин на такие детали, как слегка согнутая в колене задняя нога и отрыв пятки задней ноги при ударе Гяку Цки, высокая стойка, легкий выброс локтя при прямом ударе рукой и т.д., то для уровней 1-го кю и уровней 1-го и 2-го данов все погрешности недопустимы, так как уровни 1-го кю и 1-го и 2-го дана – это вершина пирамиды в техники каратэ-до. У них должна быть наилучшая во всех смыслах техника, и обладатели этих уровней должны быть грамотны как в технике, в динамике, в теории, так и во всем остальном – как инструкторы школы.

article-2440046-186d18de00000578-632_634x436
Вот такие требования должны присутствовать при аттестации на степени кю и дан.

К примеру, я сам, прежде чем допустить кого-то из своих воспитанников к аттестации на какой либо кю (без разницы – кто бы из сэнсеев не принимал экзамен), провожу внутренний экзамен. Так сказать, зачет. Во внутренний экзамен я, помимо основной аттестационной программы включил еще сдачу зачетов по физической подготовке (жим от пола, сгибание и разгибание для мышц живота, приседания с поочередным нанесением ударов ногами – Мае Гери и Маваши Гери) и т. д.. В добавок еще включил в зачет «Тамешивари» (1 доска Гяку Цки + 1 доска Маваши Гери). Доска – 30 на 40 см., толщина 2,5 см. Доска не должна быть с сучками и не сушеная (как в некоторых школах для показательных выступлений доски толщиной 1,5 см сушат в духовке, чтоб они при ударе лопались). Доски предоставляю для зачета я сам, чтоб не было «мухлежа».

Но это еще не все. Мои воспитанники на зачете еще сдают мне теорию. Это терминология, судейские термины и жесты, этикет, история Каратэ-До, история Шотокан, биографии мастеров Шотокан (Г. Фунакоши, М. Накаяма, Х. Канадзава, Х. Нишияма, Т. Казэ). Так же в теоретический зачет включены «Каппо» («Катсу») – метод реанимации при травмах и оказание первой помощи, порядок разминки и растяжки («Джунби Ундо» и «Кейсэй Вадза»), Дзэн – метод психорегуляции, Дзэн – концентрация и релаксация, Дзэн – медитация, Дыхание («Кокю-Хо», «Ногарэ» и «Ибуки») и т.д. Все это я включил во внутреннюю программу экзамена (зачета) и сложность возрастает в зависимости от уровня кю и дан. Скажу так…. Пока мой воспитанник не сдаст мне экзамен по всей этой программе, я его не допускаю к сдаче экзамена другому мастеру, даже если аттестует сама Мать Тереза. Таким образом, я построил четкую образовательную часть, в которой Каратэ-До – это наука, а не просто самооборона, физкультура или спорт.

Если мой ученик сдаст экзамен мне, то я уверен, что он сдаст его любому, даже самому строгому японцу. Но главное – мне не придется краснеть за этого человека. Я буду гордиться им, а он будет гордиться своим сэнсеем, и честью и гордостью будет носить свой заслуженный пояс, понимая – за что он его получил.

 

bescheidenheit

Ничего личного – это всего лишь бизнес

Вот такой подход должен быть у каждого сэнсея. Особенно когда ваш воспитанник должен аттестоваться у нечистоплотных сэнсеев, кто любит проводить аттестации и раздаривать кю и даны налево и направо, со своими будо-паспортами, дипломами, с целью урвать больше денег.

Вы можете усомниться в моих словах, но это элементарно и понятно, что человек получивший 2-й кю обязан знать хотя бы терминологию, этикет, историю каратэ-до и историю Шотокан. Человек с коричневым поясом – это «сэмпай». Он уже помощник наставника и бывает, когда человек с коричневым поясом работает в клубе инструктором или замещает сэнсея. Это будущий инструктор. А я знаю массу инструкторов с черными поясами, которые пытались со мной спорить в грамматике Шотокан Каратэ-До, в познании теории, динамики, механики каратэ и терминологии, вынуждая мне доказывать свою правоту, тем самым, они сами себя унижали. Им потом было стыдно, что они не знают элементарных вещей. Сам же я провожу занятия только на японском языке и мои ученики, без переводчика поймут любого японского мастера на семинарах.

Сэнсеи бывают разные. Я конечно понимаю, что с возрастом у наставника пропадает гибкость, растяжка и мышцы становятся «деревянными» настолько, что они не могут поднять ногу выше пояса. Так же понимаю, что с возрастом пропадает ловкость и скорость движений. Но простите меня, – в голове то должно что-то остаться!!!??? Это как так, что сэнсей со 2-м или 3-м даном не может отличить «Киба Дачи» от «Шико Дачи»? Или как можно не знать разницы, между «Кизами Цки» и «Ои Цки»? Уж пусть эти наставники произносят японские слова, коверкая, пусть говорят команды или названия с акцентом или с ошибкой. Бог с ними! Но знать то они должны, как это все выполняется технически?

А еще я знаю наставников, которые преподают каратэ-до по книжке. Да, это не в 80-е года, а все в наше время и в наши дни!

Приведу пример. Один человек, именует себя президентом федерации, но путает названия, самых первыми изучаемых и основных базовых блоков – «Агэ Укэ», «Гедан Бараи», «Сото Удэ Укэ», «Учи Удэ Укэ» и «Шуто Укэ» – это как такое возможно? А это целый президент, целой федерации каратэ!!! Кстати уровень его познаний в области Шотокан Каратэ-До равен 8-му кю, с натяжкой. Он же называет президента «Международной Федерации Шотокан Каратэ-До» SKIF – старшего сына Хирокадзу Канадзава, – Наубаки Канадзава (это не опечатка и именно так он его и называет). Мне говорят, – «ну он же, наверное, хороший организатор!» А причем тут это? Давайте пригласим на роль президента областной федерации каратэ, какого-нибудь массовика-затейника или тамаду со свадьбы. Они все хорошие и положительные ребята!
Вы, наверное, читаете и думаете, – «что за бред и откуда он это все взял?». Да все из того, что я вижу в жизни, и что меня шокирует. Такой маразм в наше время – это нонсенс. На дворе 21 век и каратэ включено в программу олимпийских игр, а некоторые «наставники» преподают до сих пор по книжечке.

Наше государство издает закон, что преподавать каратэ имеют право люди, имеющие педагогическое или физкультурно-спортивное образование. То есть выходит, что: 1) учителя природоведения начальных классов, 2) люди учащиеся 5 лет на спортфаке, где им преподают волейбол и футбол по программе – имеют право преподавать каратэ, а человек, изучающий 30 лет каратэ и имеющий диплом и сертификат японских ведущих мастеров – преподавать каратэ в нашей стране права не имеет. Вот так и выходит, что в наши ряды инструкторов попадают дилетанты и самозванцы.

Напоследок я хочу сказать всем, кто изучает Каратэ-До – раз настало время алчности и нечистоплотности некоторых «сэнсеев», то я обращаюсь именно к ученикам и последователям школ, а не к представителям.

Уважаемые Каратэки!!! Не пытайтесь сдавать аттестационные экзамены на кю и дан, если вы сами считаете, что не соответствуете данной степени. Совсем не важно – можно ли вам сдавать экзамен по сроку. Важнее уровень ваших познаний, технический уровень и ваша форма подготовки. Не идите на поводу у коммерсантов. На дан сдавайте после 18-ти лет. Когда собираетесь сдавать на коричневый пояс, знайте, что коричневый, это почти черный пояс и вы должны соответствовать уровню старшего ученика или уровню помощника вашего сэнсея. Вы должны уметь правильно и грамотно проводить занятия и в случае необходимости вы должны суметь заместить вашего наставника. Помните, что именно Вы лицо вашего наставника и на вас лежит ответственность за честь вашей школы. Помните, что именно Вы лицо будущего каратэ-до. Ваш позор и ваши неудачи – это позор и неудача не только вашего наставника, но и всей школы каратэ-до в целом. Не спешите надевать темные пояса. У Вас еще вся жизнь впереди. Будьте честны хотя бы по отношению к себе. Если вы надели коричневый пояс, задайте себе вопрос, – «а сможете ли вы один против двух противников на улице устоять, хотя бы, чтобы вас не побили?».

Желаю всем успехов в постижении БУДО, плодотворных занятий и хороших наставников! Помните, что в написании на китайском языке слова «Си-фу» (Учитель), один иероглиф означает «зеркало». И если вы пришли обучаться к этому наставнику, то должны обладать желанием и намерение стать отражением своего учителя.

Осс!

- Реклама -

5 КОММЕНТАРИИ

  1. На одном из фото, с чёрным поясом ребёнок, которому на вид не больше десяти лет. Меня всегда коробило, когда я видел таких вот детей с чёрными поясами.
    Из статьи выходит, что и Вы к подобному явлению не очень хорошо относитесь?

  2. Автор конечно во многом прав но есть и спорные моменты. Я вот считаю что образование должно быть. Не нужно рассказывать про учителей природоведения и начальных классов не имеют они право быть тренерами за всё время один такой попался учитель музыки (псевдо мастер) быстро его на место поставили, внимательно читайте закон кто может быть тренером. По поводу спортфаков ,там существуют группы обучения по видам спорта если специализируетесь в каратэ никто Вас в группу волейбола или бокса определить не будет. Часто такое мнение встречаю у меня пояс , дан почему я должен учиться, должен не может быть тренер без образования . Звучит как отмазка чтобы не учиться. Тренер должен знать и физиологию,медицину и кучу другого а даны это ваше личное достижение как и звание мастера спорта. Даны которые Вы получаете выдают общественные организации пусть они даже и находятся в Японии но к образовательным учреждениям не имеют никакого отношения. Если тренерство это Ваше призвание идите и учитесь иначе у Вас получается однобокая правда. С уважением.