Каратэ, учителя и дети глазами эксперта. Игорь Горбунов

0
1222
Игорь Горбунов
Тренировка закрытия сезона под руководством А.Б. Штурмина в Центральной Школе каратэ.

Продолжить тему боевых искусств и детей в боевых искусствах начатую в статье «Эхо фестиваля. О каратэ, учителях и детях» я попросил специалиста, чей взгляд на боевые искусства, отличающийся логикой, системностью и широтой охвата теоретических, практических и этнокультурных аспектов, сформирован не только многолетней практикой и преподаванием каратэ, но также реальным опытом участия в боевых действиях.

Игорь Валерьевич Горбунов — Сихан степени Рэнси, 6 Дан стиля Уэчи-рю Каратэ-до, Мастер Боевых Искусств России, Президент МОО «Федерация каратэ-до Уэчи-рю» Россия, ветеран национально-освободительных движений и войны в Анголе поделится сегодня своим видением того, какое место боевые искусства могут занять в жизни ребенка и нужны ли всё-таки ребенку боевые искусства.

Учитывая, что статья адресована прежде всего вниманию родителей, отдающих своих детей на занятия различными видами единоборств, хотелось бы начать с мотивации самих родителей. Условно их мотивацию можно разделить на несколько типов.

Первый, но далеко не самый правильный тип мотивации, — удовлетворение собственных амбиций, не реализованных в детстве или юности.

Второй тип — стремление предоставить возможность своим детям реализовать себя, добиться неких спортивных успехов, и получить свою порцию славы на том этапе, когда ребенок иначе самореализоваться еще никак не может.

Третий, и к сожалению, не самый главный тип — приобретение ребенком навыков самообороны для защиты от агрессивной подростковой среды.

Четвертый — укрепление здоровья посредством выполнения упражнений, связанных с физической культурой, и основанных на движениях с заложенным в них прикладным значением.

Пятый, наверное, самый грустный тип мотивации, когда в секцию зачастую приводят детей из неполных семей, чтобы ребенок через занятия дополучил некое «мужское» воспитание.

Теперь остановимся подробнее на каждом из этих пунктов, и постараемся раскрыть плюсы и минусы каждого вида мотивационных действий.

Удовлетворение собственных амбиций родителей определенно вредит детям, поскольку амбиции родителя, как взрослого человека, могут не совпадать, и вероятнее всего, не совпадают с желаниями ребенка в его возрасте. Занятия, ставшие следствием такой мотивации, впоследствии могут вызвать у ребенка или подростка отторжение вплоть до исчезновения желания продолжать изучение и практику единоборств в целом.

Спортивные достижения — многогранная тема, поскольку спортивные достижения всегда связаны с переходом от физической культуры к любительскому спорту, а от любительского спорта – к спорту профессиональному, ведь именно профессиональный спорт — область основных спортивных достижений.

Физическую культуру можно охарактеризовать как здоровый образ жизни, любительский спорт – это возможность проверить себя в некоей стрессовой ситуации соревнований, продолжая заниматься физической культурой, а профессиональный спорт — это уже профессия, способ зарабатывания денег.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КАРАТЭ, СПОРТ И ДЕТИ ГЛАЗАМИ ЭКСПЕРТА. ВАХТАНГ ШАРАДЗЕ

И если родители с самого начала понимают, что они направляют ребенка в большой спорт, чтобы спорт стал его профессией, им также следует понимать, что они в некоторой степени рискуют ограничить своего ребенка в общем интеллектуальном развитии. Потому что все силы ребенка будут брошены на совершенствование его физического «я» , а интеллектуальное «я» может начать отставать. Не у всех и не во всех случаях, но такой риск существует.

Что касается самообороны, родителям нужно учитывать, что занятия спортивными единоборствами не всегда прививают навыки самообороны, и более того, зачастую приводят к формированию ложного ощущения защищенности. Вследствие чего ребенок может повести себя недостаточно адекватно, и недооценив противника,  вместо того, чтобы попытаться с самого начала избежать конфликта,  вступит с ним в конфликтное взаимодействие, которое в итоге может закончиться травмами. С учетом того, что сейчас мы все чаще сталкиваемся с групповой агрессией, ошибка в оценке собственных сил может привести к очень серьезным последствиям.

Игорь Горбунов
Игорь Горбунов со своим наставником — Шимабукуро Юкинобу Сэнсэем, Ханси, 9-й Дан Уэчи-рю Каратэ-до. Окинава, Япония.

Надежды одинокой женщины на то, что тренер в какой-либо степени заменит мужское начало в воспитании ее ребенка, скорее всего, не оправдаются. Занятия — чаще не индивидуальные, а групповые, и уделить достаточное внимание каждому ребенку тренер не может. Более того,  на почве дефицита внимания наставника у детей может возникнуть чувство ревности друг к другу, что в конечном итоге приведет к ухудшению психологического состояния ребенка.

Один из важнейших, на мой взгляд, видов мотивации со стороны родителей это укрепление здоровья ребенка. Говоря о здоровье, хотелось бы высказать мнение касательно общего развития ребенка. Конфликтные взаимодействия, отраженные в изучении различных видов боевых искусств или единоборств всегда несут в себе риск для здоровья, поскольку в процессе тренировки происходит ударный контакт либо с ударной поверхностью противника либо с ковром, татами или полом. Если проще, ребенку либо попадают больно рукой или ногой, либо он падает на пол. И если такой контакт повторяется часто и регулярно в том возрасте, когда ребенок еще не до конца сформирован физически, то это едва ли благоприятно отразится на его здоровье.

На начальном этапе мальчика, а мы говорим о них, потому что я все-таки считаю, что в единоборства должны идти прежде всего мальчишки, лучше отдать в плавание. Занимаясь плаванием до вступления в подростковый возраст ребенок окрепнет физически, сформирует мышечный корсет, хорошо проработает дыхание, повысит общую выносливость. Получит порцию некоторого удовлетворения своих амбиций, участвуя в соревнованиях в безопасной для его здоровья среде. Кроме того, этот род деятельности может стать его профессией и удовлетворить амбиции его родителей в отношении карьеры.

Следующий момент, который хотелось бы затронуть, это возрастные категории детей. Если я не ошибаюсь, в середине 70-х годов в спортивные секции самбо, дзюдо и бокса брали мальчишек не раньше 10-12 лет, а может быть даже и старше.

Обусловлено это тем, что приблизившись к подростковому возрасту, организм уже в достаточной степени окреп, сформировался, чтобы его постепенно можно было начинать приучать к серьезным нагрузкам.

Кроме того, в пользу более позднего начала занятий говорит личный опыт отцов, которые сами преподают боевые искусства или спортивные единоборства. Существует интересное наблюдение, что чем раньше их ребенок начинал заниматься единоборствами, тем в более раннем возрасте он заканчивал, и редко кто не оставлял тренировки, достигнув совершеннолетия. При том, что их отцы, практикующие боевые искусства, начав заниматься в 18-20 лет, как правило, не прекращают занятия до преклонного возраста.

Именно постоянство, непрерывность и последовательность занятий дает им то самое здоровье, о котором обычные люди с грустью вспоминают, перешагивая 60-летний рубеж.

Ранний старт занятий ребенка боевыми искусствами до достижения подросткового возраста, иными словами до 12-14 лет, также может быть опасен тем, что на той же переменке между уроками в школе поведение юных бойцов может привести к серьезным травмам их сверстников. Непреодолимое желание испытать на практике, продемонстрировать свое умение и превосходство над одноклассниками преодолеет любые доводы разума, если таковые уже начали формироваться, и «хитрый приемчик» может в итоге закончиться очень серьезным конфликтом с привлечением родителей.

Третий важный момент, отраженный в этой статье, который хотелось бы раскрыть со своей точки зрения, это  роль самого тренера как наставника. Родители должны понимать, что в современном мире развитие капиталистических товарно-денежных отношений привело к тому, что зачастую у тренера есть так называемые «кормящие» группы и «перспективные» группы. В перспективных группах он занимается с перспективными учениками, с юными одаренными природой спортсменами, которых он может выводить на соревнования, победа в которых приносит спортсменам удовлетворение, а тренеру – более высокую тренерскую категорию и большую привлекательность у родителей. Естественно, отношение к занимающимся в той или иной группе у тренера будет соответствующее. Нужно ли, чтобы ваш ребенок попал туда, где он станет средством воплощения тренерских амбиций или туда, где он и вы станете основой его материального благополучия, решать вам.

Детский тренер, как и любой детский педагог, это не только профессия, но часто призвание, качество данное богом. Такой человек легко находит общий язык с ребенком, сам может мыслить на уровне ребенка и часто становится своим подопечным верным старшим другом. При этом одного призвания мало, и необходимо, чтобы он разбирался в детской психологии и физиологии, понимал, какие виды нагрузки дают положительный результат и как методически выстроить тренировку для того, чтобы его подопечный достиг поставленных целей. Потому что нагрузки и тренировочные методы, положительно воздействующие на организм взрослого человека, могут совершенно не работать или даже оказаться губительными для ребенка.

Выстраивание занятий с детьми через игры, направленные на развитие гибкости, подвижности, ловкости и общих физических показателей, должно быть связано с пониманием времени концентрации, на которое способен ребенок. Ребенок способен держать концентрацию на чем-то одном очень не продолжительное время. Требовать от него большего, чем то, на что способно его внимание в его возрасте, нельзя. Сейчас поиграли в одно, вот уже играем в другое, и в это чередование игр нужно грамотно вплести нить того вида спорта, который избран. Что очень сложно для тренера, который нацелен на достижение его подопечными запланированного результата.

Поэтому не всегда специальное спортивное образование, заточенное на изучение всего тренировочного процесса — от ребенка до взрослого спортсмена, может дать положительный результат из-за доминирующей мотивации тренера. Тренер может быть ориентирован на результат, и поэтому забыть о том, что он изучал об особенностях психологии и физиологии ребенка. Но это отдельный разговор, и для более подробного изучения данного аспекта лучше обратиться к профессионалам в данной области.

Игорь Горбунов
Выступление в Большом Кремлёвском Дворце на торжественной церемонии награждения лауреатов ежегодной национальной премии в области боевых искусств «Золотой пояс».

Также стоит обратить внимание на то, как конкретный тренер проводит свои тренировки. Недавно произошел случай, когда тренер ударил ногой своего ученика за то, что тот по окончании поединка пошел не на свое место. В итоге ребенок улетел с татами, и идет разговор о возбуждении уголовного дела в отношении этого тренера. Со взрослым, наверное, в исключительном случае можно поступить жёстко, разумеется, если нет иного выхода и тренер не боится потерять члена «кормящей» группы. С ребенком так поступать категорически нельзя потому, что это может не только привести к физической травме, но и нанести травму более серьезную —  моральную, душевную. Сам факт того, что его кумир, его наставник поступил с ним таким образом, может травмировать психику ребенка много глубже и сильнее, чем травма физическая.

Теперь несколько слов о тренере, который является специалистом в ката, в подготовке к спортивному выполнению формальных «танцев». В данном случае мне представляется, что лучше ребенка отдать в настоящие танцы. Во-первых, это будет более гармонично, во вторых – более эстетично, в третьих – намного эмоциональнее. На танцах мальчик познакомится с девочкой, девочка – с мальчиком, они начнут общаться и лучше понимать друг друга, что может положительно сказаться на их будущем, когда они превратятся в молодых юношу и девушку. А по достижении ребёнком подросткового возраста можно дополнительно направить его на занятия единоборствами. Тут и танцы помогут и собственная мотивация в самозащите появится.

Кроме того, преподаватель или тренер, специализирующийся на ката, скорее всего, не владеет вопросами прикладного применения техник, зашифрованных в ката, поскольку все его силы и все тренировки посвящены выстраиванию хореографии ката в рамках существующего соревновательного стандарта в ущерб комплексному изучению боевого искусства, в котором ката являются лишь одним из тренировочных методов и не более того.

Как бы то ни было, любой нормальный тренер должен иметь специальное образование, и я бы добавил сюда ещё глубокое знание традиции. Традиция – это передача знания из поколения в поколение.

Различают традиции прогрессивные, связанные с творческим развитием культуры, и реакционные, связанные с изжившими себя пережитками прошлого.

Реакционные традиции — это то негативное наследие, которое осталось от прошлого, от прошлых культур, бесполезное или даже опасное в настоящем. Пример такой реакционной традиции – людоедство, по сей день сохранившееся в некоторых племенах.

Прогрессивная традиция – это передача неких полезных знаний, которая постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями времени, потому что традиция каждый раз переходит в новый временной цикл на каждом витке спирали развития, ибо развитие не линейно, а спирально. Прогрессивная традиция даёт возможность и прикоснуться к древним знаниям, и познакомиться с современными методами и методиками, позволяющими эффективно реализовать древнее знание, что направлено, в конечном счёте, на достижение поставленных перед занимающимся целей – освоить боевое искусство, научиться постоять за себя, сохранить свое здоровье и стать полноценным членом здорового общества.

Игорь Горбунов

  • Президент МОО «Федерация каратэ-до Уэчи-рю» Россия
  • Мастер Боевых Искусств России
  • Сихан (Рэнси), 6-й Дан Уэчи-рю Каратэ-до