Как фотографировать каратэ? (часть 1/3)

1
476

Мой первый фотоаппарат был Зенит 122 с классическим объективом Зенитар. Все было механическим. Ни каких тебе автофокусов, зумов и т.д. Экспонометр, хоть и был встроенный, но показывал реально некую среднюю температуру по больнице. И было все это более двадцати лет назад.

Так уж случилось, что мое увлечение фотографией совпало с увлечением каратэ. Я  снимал и тренировки, и соревнование, и гашшуку и все другие мероприятие. А еще я помню, как вместо аттестации, какой-то ее части, Виктор Михайлович Усольцев, на тот момент руководитель федерации Фудокан России, повел меня снимать сенсея Илью Йоргу, основателя стиля Фудокан, 10 Дан, на берег Байкала. И было мне тогда …19 лет. А сейчас 40.

Хорошо, что пленка канула в небытие. И вы и я думаю давно уже снимаете на цифровой аппарат. Казалось бы с пленкой должна была уйти основная ее проблема, а именно — дороговизна одного снимка и как следствие малое количество хороших снимков. Но вот я смотрю на результат съемок современной цифровой камеры и вижу, что тогда реально процент качественных снимок был выше. Почему? Да потому что тогда снимать было в разы сложней. Тогда ты пятьсот раз подумаешь, сто раз прицелишься и один, всего один раз нажмешь на спуск. А сейчас?

Фотоаппарат «Зенит» с объективом «Зенитар».

Но давайте без ностальгии. Давайте попробуем разобраться в вопросе: как снимать каратэ? Какие камеры и объективы выбрать? В каких режимах снимать? Что если нам построить наш диалог в режиме вопроса — ответа?

Какой фотоаппарат выбрать?

Условно, все фотоаппараты делятся на две больших категорий. “Зеркалки” и “беззеркалки”.  Если совсем по простому, то зеркалки — это камеры, внутри которых зеркало. Луч через объектив попадает на зеркало, отражается от него и попадает вам в глаз. Вы видите именно то, что будет снято.  Камера без зеркала показывает примерно то, что будет на выходе. Так вот, если вы собираетесь снимать каратэ, выбор однозначен. Ваш выбор — камера с зеркалом. Вы фотографируете именно то, что видите. Быстро. Прямо сейчас. А иначе.. иначе все уже убегут!

Это компактный фотоаппарат фирмы Fujifilm. Обратите внимание на окно справа вверху. Это визор. У беззеркальных фотоаппаратов визор обычно справа, так называемый “дальномер”. Именно через него, а не через объектив, вы смотрите на сцену.

А из зеркалок что выбрать?

Еще каких то пять лет назад это был сложный вопрос, то сейчас он прост. Сейчас весь выбор, в общем то, сводиться к выбору между Кэноном и Никоном. И если скажем лет 5-6 назад, я бы вам однозначно сказал бы Кэнон, то сейчас так сказать невозможно. И та и другая марка одинаково хорошо подходит для съемок каратэ. И та и другая марка имеет равнозначные камеры в одном и том же ценовом диапазоне. Берите Кенон если у вас есть знакомый фотограф у которого Кэнон. Берите Никон если у вас есть знакомый фотограф у которого Никон.

У меня есть вспышка. Мне ее одеть?

Забудьте про вспышку!  В руках профессионала это мощный инструмент который может любую сцену вытянуть. Но это не про вас. Посудите сами. Все каратисты в белом кимоно. Ну или в черном, что еще хуже. Это крайние значения для работы камеры. А тут практически весь кадр из белого. Автоматика, даже профессиональных камер, с большим трудом справляется с такими сценами.

А еще.. каратисты потеют. Если вы снимаете со вспышкой, вода, как зеркало, отражается. Будет очень не красиво. В случае, если вы снимаете, скажем, соревнование, то вспышка накладывает ограничение на выдержку. У профессиональных камер это 1/250 секунды. Но это у профессиональных, а у вас какая? Скорее всего будет 1/125. С такой выдержкой вы ничего не снимете. Будет просто все размазано. Если у  вас встроенная вспышка — выключайте ее однозначно. Ее эффективная дальность метра 2-3. Даже стоя рядом с татами этого мало. Ничего кроме бликов вы не получите.

Этот снимок показателен. Он сделан со вспышкой. Такой результат часто бывает. Фотоаппарат просто ошибся и выключил вспышку поздно. Мальчик на первом плане пересвечен.Уверен в том, что если бы фотограф поменял точку съемки, просто перешел бы на другую сторону. Сделал так, чтобы окно было бы ему сзади то и вспышка бы ему была не нужна и снимки были бы намного лучше.

Я хочу купить зеркальную камеру сразу с объективом, он подойдет?

Если камера отвечает на вопрос — какое количество кадров будут технически годными, то объектив отвечает на вопрос — какое качество будет у снимков. Поясню. Скажем профессиональные камеры имеют датчики фокусировки повышенной чувствительности, а также большую скорость работы. Серийная съемка как на видео камерах. Бах-бах-бах. Снимая такой камерой вы получите из 30 не 10 хороших снимков, а скажем 20. А вот какого качества будут эти 20 снимков, это уже вопрос к объективу. Объектив же, что идет с камерой (kit), как правило, ну очень простенький. Для более менее серьезной съемки объектив придется покупать отдельно

А если покупать отдельно объектив, то какой взять?

Я бы однозначно рекомендовал взять 50/1.4. И да это не зум. Придется ножками походить. Стоимость такой линзы примерно 11-14 тысяч рублей. Что вполне доступно. Это очень светосильный объектив. Но не вздумайте снимать на диафрагме выше 2. Даже с моим огромным опытом это рулетка. 50% снимков будут не резкие, даже не смотря на то что выдержка была большой. Очень маленькая глубина резкости. Кончик носа будет в фокусе, а вот глаз уже нет…

На фотографии объектив марки Canon 50/1.4. Аналогичный объектив есть у всех других производителей.

Есть также более дешевая версия данного объектива. 50/1.8. Стоит почти в два раза дешевле. С большой долей вероятности вы разницу в снимках между ними не увидете. Но она есть! А еще второй объектив очень хлипкий. У меня в руках он просто развалился. И если первый имеет ресурс для ремонта, то второй нет. В общем, друзья, не нужно его покупать. Выкините деньги на ветер.

Читайте также:
Как фотографировать каратэ? (часть 2/3)

В следующей статье мы рассмотрим такие вопросы как: Какую точку занять? Как снимать соревнования? Как снимать ката? Как снимать кумитэ? И многое другое. Оставайтесь на связи!

- Реклама -

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. По части выбора фотоаппарата, все несколько иначе.
    Во-первых, современные беззеркальные камеры это не полный аналог пленочных дальномерок. И поэтому в видоискателе видно именно то, что будет на выходе. А вот зеркальные камеры позволяют оценить только композицию кадра, при этом экспозицию (то есть освещенность) кадра через оптический видоискатель зеркалок оценить невозможно. Зато все беззеркальные камеры оснащены либо цифровым видоискателем, либо гибридом цифрового/оптического. И это позволяет так же сразу увидеть будет ли снимок нормально экспонирован, и при необходимости сразу внести корректировки в настройки. Так что с позиции возможности оценить будущий кадр, беззеркалка куда выигрышней зеркальных аппаратов. А то, что у беззеркалок видоискатель находится сбоку- это только дань традиции. Потому что практически у всех камер sony, многих фудзи (xt10/20, xt2/3, xpro1/2) видоискатели расположены посередине, как у зеркалок.
    Далее, беззеркальная камера позволяет полностью отключить звук затвора. Там нет щелкающего зеркала. Поэтому, перейдя в режим электронного затвора, можно делать снимки в полной тишине. Что тоже бывает важно, например на съемке семинаров, аттестаций, да и на некоторых соревнованиях по ката.
    Следующий момент, это срок жизни затвора и системы подъема зеркала. Для спортивных соревнований обычно выбирается серийная съемка. Высокая или низкая скорость серийной съемки- это уже на выбор фотографа, но факт в том, что мало кто снимает спорт в режиме одиночных кадров. А такой вид эксклуатации техники очень сильно укорачивает срок жизни затвора зеркальных камер. Поэтому даже с точки зрения износа техники, беззеркальная камера предпочтительней.
    Ну и уже чисто по субъективному опыту, а это съемка соревнований от региональных до чемпионатов мира, 50 мм для спорта это самый неудобный вариант. Нужно либо что-то шире, либо наоборот уже сильно длиннее. Ну и диафрагма 1,4 не самый лучший выбор за счет глубины резкости. Преимуществ в количестве света она не даст, потому что по сравнению с 2,0 (например) это только полступени экспозиции, зато глубина резкости падает существенно. И небольшой сдвиг объекта съемки, на диафрагме 1,4 очень сильно влияет на его расфокусированность. Современные камеры имеют очень хороший запас по iso, поэтому недостаток света лучше компенсировать именно им, а не жертвуя резкостью снимков.
    Один из немногих плюсов который еще недавно был у зеркалок- это скорость фокусировки. Первые беззеркальные камеры проигрывали по этому показателю однозначно. Но сейчас и по этому показателю они сильно продвинулись вперед.И сегодня, переходя с полнокадрового никона на беззеркалку, лично я разницы в скорости фокусировки не различаю. А о возможностях следящего автофокуса камер сони, многим зеркалкам вообще остается только мечтать.