Ката: Прожить и Прочувствовать.

0
806
Будо Каратэ

Самое важное в Каратэ-До – это Ката.
В них собраны воедино приемы защиты и нападения.
Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого
движения и выполнять его правильно. Кое-кто полагает,
что можно практиковать только Кумитэ (спарринг),
игнорируя Ката. Однако такое отношение не приведет
к истинному прогрессу в Каратэ-До.

Основатель Шито-Рю – Кенва Мабуни сэнсэй.

Ка́та (яп. 型 или 形 ката: «форма», «комплекс») — комплекс формализованных последовательных движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. Дословно переводится с японского языка как – форма. Ката по сути, является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевого искусства.

Ката практикуется во многих боевых искусствах, таких как Каратэ-До, Кендо, Дзюдо и т.д. Аналогичная система подготовки присутствует и в китайских боевых искусствах, где называется  «Тао» или «Тао-Лу» (в У-Шу), так же и в корейских боевых искусствах и называется «Пхумсэ» или «Тхыль» (в Тхэквондо (Таэквондо)).

Принцип изучения боевого искусства на основе Ката состоит в том, что повторяя Ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает своё тело к определённого рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением Ката. Также Ката это еще и активная медитативная работа и относится к одной из трех типов медитации, наряду с такими методами, как пассивная медитация, активная медитация и парадоксальный метод медитации.

Ката – это комплекс оборонительных и атакующих техник, выполняемый в строго установленной последовательности.

Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами прошлого для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно изучая это искусство.

Помимо базовых блокирующих и ударных техник, в Ката еще присутствуют сложные элементы, и эти элементы поясняются при изучении дополнительно и отдельно в «Бункай». Обычно каждый «Бункай» представляет собой связку из 2-4 приемов, включающих в себя блоки, удары и броски.

Многие считают, что в подавляющем большинстве школ боевых искусств используется единственный канонический набор «Бункай» для каждого Ката, но я с этим не согласен. Считаю, что в каждой школе присутствует свой «Бункай» и может иметь как минимум 2-3 различных варианта. С годами практики, у каждого могут рождаться свои идеи и взгляды на элементы «Бункай», которые он может разрабатывать и практиковать как сам, так и в парах. Но выполняя Ката, вы должны помнить и стараться выполнять те элементы, которые были установлены учителем, главой школы.

Каждое Ката имеет:

  • «Бунка́й» (яп. 分解 бункай: «анализ») — боевую расшифровку элементов Ката, анализ выполняемых в Ката движений. Дословно — «Бун» (делить на части), «Кай» (объяснять, истолковывать);
  • «Эмбусэн» ( яп. 演武線 эмбусэн: «линии движения», «схема движения») — свою схему выполнения (траекторию движений);
  • «Каитаи-Но-Ходжи» или «Эмбудже» — точку в которой начинается и заканчивается Ката;
  • «Кокю» или «Кокеро» — дыхание в Ката. Все Ката имеют свой определенный рисунок, ритм и время выполнения.

  • Первое Ката создал Бодай Дарума (кит. – Дамо,  инд. —  Бодхидхарма) в 520 году в монастыре Шаолинь-Сы. Ката называлось «Ши-Па-Лохан-Шо»  («Восемнадцать освященных рук буддистов» или «Восемнадцать рук Архатов») – прообраз Санчин Ката. Основывалось на статических и изометрических движениях.
  • В 1763 году два мастера Шорин-Рю – Сокугава и Кушанку на основе драки Кушанку с бандитами, создали Ката «Кушанку» (в Шотокан — «Канку»). На основе Ката «Кушанку» возникли другие Ката, такие как: «Кушанку-Дай», «Кушанку-Шо», «Косокун».
  • В 1906-1907 г.г. на острове Окинава мастер Шорин-Рю – Я. Итосу, на базе «Кушанку» создал пять Ката для начинающих и назвал их «Пинан» (в Шотокан – «Хэйан»). В переводе с окинавского, «Пинан» означает – «Покой».
  • В 1922 году, ученик Я. Итосу, Гичин Фунакоши (который тогда имел 5 дан по Шорин-Рю), переехал в Японию и основал Каратэ-До (позже именуемое «Шотокан»), поменял местами первый и второй «Пинан». Впоследствии, Ката «Пинан» стали изучаться как базовые Ката в системе Шотокан Каратэ-До под названием Хэйан, что в переводе с японского означает «Мир и Покой», «Спокойствие».

Величайший Мастер Каратэ-До Шотокан – Хирокадзу Канадзава сэнсэй выделяет некоторые важнейшие моменты в практике Ката:

  • «Йои-Но-Кишин» — собранность и готовность,
  • «Ин-Йо» — четкое разделение и различие активных и пассивных действий,
  • «Чикара-Но-Кёяку» — точное следование ритму боя и перемещения,
  • «Таи-Но-Шиншуку» — фазы напряжения и расслабления,
  • «Кокю» — правильное дыхание,
  • «Чиякуган» — четкое понимание смысла атакующих и защитных действий, подразумевающее визуализацию «противника» (медитативный аспект),
  • «Ки-Ай» — максимальная концентрация психофизических усилий в ключевых местах боя,
  • «Эмбусэн» — точное соблюдение схемы перемещений,
  • «Каитаи-Но-Ходжи» —  попадание в исходную точку,
  • «Заншин» — взгляд, выражающий состояние боя, собранность, волевая концентрация.

В целом, в своей книге «Shotokan Karate-Do International: Kata», Хирокадзу Канадзава сэнсэй говорит следующее:

«В настоящее время Каратэ-До становится настолько популярным, что можно без преувеличения сказать, что нет такой страны в мире, где бы оно не практиковалось. С одной стороны оно привлекает своей современной спортивной направленностью, а с другой – традиционными боевыми аспектами, как искусство.

Гармоничное сочетание и того и другого привлекает и молодых и пожилых, мужчин и женщин к занятиям Каратэ-До в соответствии с личными наклонностями.
Я преподавал за рубежом, и более 38 стран в настоящее время являются членами SKI, и это соображение заставило меня написать книгу по Ката.

Ката представляют собой наследие, оставленное мастерами прошлого. Они создали приемы, проделывая огромную работу, проходя через личные схватки, духовный и эмоциональный опыт. Следовательно, помимо боевых приемов, используемых в реальной схватке, Ката представляют собой и форму тренинга тела, что может быть использовано в качестве метода физического оздоровления, и реабилитации, и философии.

Бой с воображаемым противником в Ката – это личный поиск, и только в таком смысле ментальный тренинг в боевых искусствах представляет ценность.

Каллиграф создает произведение искусства тушью на бумаге, а последователь воинских искусств выражает свою личность в исполнении приемов. Выполняя Ката, оставайтесь спокойным, сохраняя незамутненность разума. Мы должны постоянно сосредотачивать и удерживать «Ки» до самого последнего движения. Мы в равной степени должны координировать разум и мощь тела в каждом движении в соответствии с правильным дыханием.

Одно выполнение Ката из трех подряд проводится без всякого напряжения, с тем, чтобы изучать, как правильно следует напрягать и расслаблять нужные мышечные группы. Концентрировать «Ки» необходимо пониже пупка, в месте, где энергия наиболее эффективно поможет телу расслабиться, а разуму сохраниться чистым, и, таким образом, каждый прием, выполняемый рукой или ногой, наполняется жизненной силой. Я предпочитаю именно такую форму тренинга, когда выполняю Ката.

Мы должны отрабатывать большое количество базовых приемов в Ката стиля Шотокан и всегда применять их в соответствии с собственным техническим уровнем. Это важнейший момент в понимании Ката».

Изучение Ката очень полезно в плане чистоты техники. Отработка Ката – это один из лучших способов улучшения телесных функций (силы, быстроты, концентрации сознания). Выполнение Ката очень важно с точки зрения энергетики. При выполнении Ката происходит зарядка энергетических каналов и организма в целом жизненной энергией «Ки». Однако, различные Ката по-разному заряжают организм и определенные каналы. В Каратэ-До существует ряд энергетических Ката, таких как: Хангецу, Санчин, Тэншо и другие.

Победить воображаемого противника в Ката означает одержать победу над самим собой. Если изучающий каратэ-до не научится одерживать победу над самим собой, то он не сможет закалить свой дух – вот в чем ценность Ката.

Если сравнить исполнение Ката с техникой каллиграфии — как мастер каллиграфии создает художественные образы черной тушью на белой бумаге, то мастер каратэ-до выражает свою особенность посредством техники. Это как почерк в написании текста. Вроде бы, мы все умеем писать, но некоторым из нас говорят о неповторимости и красоте почерка. Ошибочно полагать, что изучив алфавит и научившись писать текст – нас можно назвать мастерами в написании текста. Но тех, которые пишут текст безупречно и неповторимо – да. Их можно назвать мастерами. Так и в каратэ-до. Некоторые, выучив массу различных Ката, наивно полагают, что их мастерство зависит от количества изученных Ката.

Нельзя выполнять Ката, ради того, чтобы просто его завершить, тем самым уверить себя, что вы его выполнили. Это как пить чай. Можно взять и влить его залпом себе в желудок, а можно пить, как во время чайной церемонии, наслаждаясь каждым глотком, теплотой чашки, ароматом чая и концентрируясь как на чае, так и на собственном внутреннем мире. Так же и при выполнении Ката.

Выполняя Ката, необходимо научиться координировать дух и силу в каждом движении с ритмом собственного дыхания. Концентрация «Ки» в точке «Танден», где это наиболее эффективно дает возможность расслабить тело и освободить дух. Нужно прожить и прочувствовать каждую выполненную технику и каждое движение.

В исполнении Ката, также очень важно соблюдать правильное дыхание, равновесие, а так же темп и ритм того или иного Ката. Каждое Ката имеет свой темп и ритм. Обратите внимание, что в современном каратэ, некоторые, выступая на соревнованиях, меняют темп и ритм Ката, задавая свой собственный. Ката становится очень быстрым (быстрее необходимого) и каратэка теряет взрывную мощь. Удары и блоки становятся не такими сильными. Часто замечал, что некоторые, выполняя на соревновании Ката, делают быстро то движение, которое должно быть медленным и с напряжением, а те движения, которые должны выполняться медленно – выполняют быстро и с силой. Мне не раз говорили – «Ну и что? За то, красиво и «прикольно»!». Сейчас попробую объяснить… Если вы знакомы с музыкой и имеете хоть какое то представление о музыкальной грамматике, то вы меня сразу поймете.

Каждое музыкальное произведение имеет свой темп и ритм. В этом ритме и темпе исполняются определенные ноты. Так и Ката, имеет свой темп и ритм. Не зря, в исполнении Ката Шотокан, по наставлению мастера Хирокадзу Канадзава – каждое ката имеет приблизительную продолжительность. Например, самые короткие по времени исполнения Ката в школе Шотокан, это: Тайкиоку Шодан и Текки Сандан (приблизительно 30 секунд), Хэйан Шодан и Текки Шодан (приблизительно 32 секунды), Хэйан Сандан и Ванкан (приблизительно 33 секунды), а самые длинные Ката Шотокан, это: Годзюшихо-Дай (приблизительно 2 минуты), Хангецу (приблизительно 1 минута 37 секунд) и Канку-Дай (приблизительно 1 минута 30 секунд).

А теперь представьте ситуацию, что кто-то исполняет произведение Иоганна Себастьяна Баха – Токката и Фуга в Ре Минор значительно медленнее или быстрее. Это реально бьет по ушам. Уже не говорю о явной лаже, — если кто-то исполняет не ровно (то быстрее, то медленнее) или заменяет ноты маэстро на свои собственные. Настоящий музыкант, услышав такое, скажет, что это богохульство и издевательство над музыкой. Вот так же и в каратэ. В исполнении Ката так же присутствует и ритм ката, как в музыке. Если сравнить это с музыкой, то некоторые блоки и удары выполняются в такт, в сильную или слабую долю. То есть, некоторые элементы Ката синкопированные. В выполнении Ката, как и в музыкальном произведении, то же есть паузы и так же как и в музыке они имеют длительность.

Рассмотрим самое простое и самое сложное Ката Шотокан – Хэйан Шодан. Разделим это Ката на комбинации и связки. Например, первая комбинация – это движение влево Гедан Бараи и Ои Цки. Так вот, после этой комбинации, до следующего действия есть пауза продолжительностью почти в 1 секунду.  Так же и после второй комбинации – Гедан Бараи, Отоши Тецуи Учи, Ои Цки – 1 секунда. В этой комбинации, промежуток между Тетцуи Учи и Ои Цки значительно короче, чем между Гедан Бараи и Тецуи Учи. Во время выполнения третьей комбинации есть две паузы. Первая пауза после первого блока – Гедан Бараи, а вторая пауза после третьего Агэ Укэ, после «Ки-Ай». Она длится почти 2 секунды. Относительно темпа — последний и предпоследний Агэ Укэ выполняются почти неразрывно, друг за другом.

Все намного сложнее и глубже, чем это кажется.

Я написал выше, что Хэйан Шодан самое сложное Ката. Да, я не оговорился. Кстати, так же считает и мастер Микио Яхара сэнсэй. После его слов, я задумался о сказанном и понял, что за 30 лет я так и не научился безупречно выполнять первое, изученное мною Ката — Хэйан Шодан.

Пять Ступеней Изучения Ката.

  • Уровень первый – порядок и правильность постановки движений в Ката.
  • Уровень второй – синтез качества и таланта, дыхание, ритм и мощь.
  • Уровень третий – соблюдать «Заншин», видеть воображаемых противников и вести поединок более реально, как будто если вы пропустите удар, то будите убиты.
  • Уровень четвертый – исполнять Ката и при этом читать стихи или петь песню, вслух или в уме. Начинать с детских и простых скороговорок и стишков и переходить к более сложным.
  • Уровень пятый – «пустота разума» (ясность в пустоте) — не о чем нельзя думать.

В настоящее время, в стиль Каратэ-До Шотокан входят следующие Ката:

  • «Тен-Но-Ката» — «Небесная Форма». Создана Г. Фунакоши в 1944 году. Изучается в двух вариантах – «Тен-Но-Ката-Ура» — одиночная форма и «Тен-Но-Ката-Омотэ» — парная форма. Сторонники спортивного Каратэ-До не изучают «Тен-Но-Ката» (как и «Тайкиоку»), так как они не входят в раздел соревновательных.
  • «Тайкиоку» (I-III) — «Великий Предел». Созданы в 40-х годах Г. Фунакоши. Предназначены для развития силы.
  • «Хэйан» (I-V) — «Мир и Покой». В Шури-Тэ назывались «Хэйва-Антэй». После модификации Ясуцунэ Итосу переименовал их в «Пинан». Под таким названием они изучаются в Вадо-Рю, Шито-Рю, Кекушинкай и др. С 1936 года Г. Фунакоши переработав их, изменил название на Хэйан. Базовые формы.
  • «Тэкки» (I-III) — «Железный Всадник». Прежнее название «Найханчин». Происхождение Ката неизвестно. «Текки Шодан» – исходная форма, предположительно из Китая. «Текки Нидан» и «Текки Сандан» созданы Я. Итосу. Под названием «Найханчин» изучаются во многих стилях Каратэ-До.
  • «Бассай» (Дай/Шо) — «Преодоление Преград» или «Взятие Крепости» («Штурм Крепости»). Традиционное Ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под названием «Пассай» и «Бассай» практикуется в Вадо-Рю, Шито-Рю, Итошу-Кай, Ишимянэ и др. Автор неизвестен. Основывается на мощной работе бедер. «Бассай-Шо» создано Я. Итосу и практикуется только в Шотокан.
  • «Канку» (Дай/Шо) — «Созерцание Небес». Прежнее название «Кушанку» или «Кванку» по имени создателя Гунь-Сянь-Цзюна. Существует множество вариантов этого Ката: «Канку-Дай» и «Канку-Шо» в Шотокан, «Кушанку» в Вадо-Рю, «Косокун» в Шито-Рю, «Шихана-Кушанку» в Шури-Тэ, «Кушанку» мастеров Китаяра и Кунийоши, «Коко-Сун-Дай» в стиле Санкукай и др. Считается, что Я. Итосу взял «Кушанку» за основу при создании Ката ряда «Пинан» («Хэйан»). Любимая Ката мастера Г. Фунакоши.
  • «Энпи» — «Полет Лсточки». Первоначальное название «Вансу», по имени создателя Ката – Саппушин Вансу. Вариант мастера Санаэды, ученика С. Вансу, впоследствии был модифицирован Я. Итосу. Под названием «Вансу» практикуется в Вадо-Рю, Шорин-Рю и в других стилях. Старейшее Ката в Каратэ-До.
  • «Джион» — Существует мнение, что Ката китайского происхождения, так как слово Джион – это буддистский термин, который упоминается в древних китайских книгах. Еще бытуют мнения, что это Ката названо по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV веке и якобы создавшего это Ката или по имени монастыря – Джион-Джи. «Джион» относится к Томари-Тэ. В настоящее время, это Ката практикуется только в стилях Шотокан, Шотокай и Вадо-Рю.
  • «Джиттэ» — «Десять Рук». Так же относится к стилю Томари-Тэ. Ката практикуется для защиты от «Бо» (Шеста). Существует множество интерпретаций.
  • «Хангецу» — «Полумесяц». Сэнсэй Г. Фунакоши назвал это Ката – Сэйсан в своей книге «Рюкю Кэнпо: Каратэ». Ката происходит из стиля Наха-Тэ. Единственное энергетическое Ката в стиле Шотокан на сегодняшний день.
  • «Гангаку» — «Журавль на Утесе». Древнее название данного Ката – «Чинто», по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Шорэй-Рю. Изучается так же в стиле Шито-Рю. В Шотокан изучается версия Я. Итосу. Одно из старейших Ката в Каратэ-До. Существует еще вариант Ката «Гангаку-Шо». Оно было включено в Шотокан мастером Х. Канадзава.
  • «Сочин» — «Великое Умиротворение» или «Непоколебимость». Ранее называлось «Хакко». Изучается только в Шотокан и Шито-Рю. Происхождение и автор неизвестны.
  • «Чинтэ» — «Редкая Рука». Некоторые его называют «Китайская Рука», видимо потому, что оно происходит из Китая. Происхождение и автор неизвестны. Г. Фунакоши называл это Ката «Шоин». Изучается в Шотокан и Шито-Рю.
  • «Джи-Ин» — «Правдивая Любовь». По некоторым версиям, Ката названо именем буддистского монаха. Еще одно Ката из Томари-Тэ, модификации Я. Итосу. Г. Фунакоши называл это Ката – «Сокё».
  • «Нидзюшихо» — «Двадцать четыре шага». В Шито-Рю и Томари-Тэ называется «Нисэй-Ши». Происхождение и автор неизвестны. Так же изучается в Вадо-Рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Ката «Сочин» и «Унсу».
  • «Мэйкио» — «Созерцание в зеркале». Прежнее название «Рохай». В Томари-Тэ имеет три варианта. Название изменено Г. Фунакоши.
  • «Унсу» — «Облачная Рука» или «Руки Раздвигающие Облака». Возможно это самое древнее Ката из всех существующих, происхождение которого неизвестно. Видимо, это единственное Ката, название которого не изменил Г. Фунакоши. Изучается в Шотокан и в Шито-Рю.
  • «Ванкан» — Ката Томари-Тэ школы К. Мацумура. и известно так же под названиями «Шиофу» и «Хито». Самое короткое Ката в Шотокан. В Шито-Рю изучается под названием «Моцукадзэ», но существует большая разница в выполнении данного Ката в Шотокан и Шито-Рю.
  • «Годзюшихо» (Дай/Шо) – «Пятьдесят четыре шага». Г. Фунакоши называл это Ката «Хотаку». В стиле Шито-Рю называется «Усэши». Любимое Ката мастера К. Тояма.
  • «Сэйенчин» — «Подавление Отступления». То есть, с точки зрения философии трактуется, как «воин подавляющий желание отступить». Относится к группе Наха-тэ и имеет китайское происхождение. Становление Наха-Тэ связано с именем мастера Хигаонна Канрё, который на протяжении ряда лет учился китайскому Кэмпо в южно-китайской провинции Фуцзянь в области Фучжоу. В разных вариантах написания-звучания название этого Ката означает: «Битва во время расцвета династии Цин». В Шотокан оно не изучалось ранее, но было включено в арсенал школы мастером Х. Канадзава. Изучается в Шито-Рю, Годзю-Рю, Уэчи-Рю, Кекушинкай и т.д.
  • «Сэйпай» — «Восемнадцать Рук». Одно из самых продвинутых Ката стиля Наха-Тэ. Изучается в Шито-Рю, Годзю-Рю и Кекушинкай. Включено в арсенал школы Шотокан так же мастером Х. Канадзава.

Время выполнения Ката в учебной форме Шотокан школы мастера Хирокадзу Канадзава — SKIF.

Тайкиоку Шодан — 30 секунд,
Хэйан Шодан — 32 секунды,
Хэйан Нидан — 34 секунды,
Хэйан Сандан — 33 секунды,
Хэйан Йондан — 47 секунд,
Хэйан Годан — 38 секунд,
Тэкки Шодан — 32 секунды,
Бассай-Дай — 1 минута 12 секунд,
Канку-Дай — 1 минута 30 секунд,
Энпи — 1 минута 10 секунд,
Джион — 1 минута 07 секунд,
Джиттэ — 44 секунды,
Хангецу — 1 минута 37 секунд,
Тэкки Нидан — 38 секунд,
Бассай-Шо — 56 секунд,
Канку-Шо — 1 минута 10 секунд,
Гангаку — 1 минута 08 секунд,
Сочин — 1 минута 05 секунд,
Тэкки Сандан — 30 секунд,
Чинтэ — 1 минута 18 секунд,
Джи-Ин — 48 секунд,
Нидзюшихо — 1 минута,
Мэйкио — 1 минута 06 секунд,
Унсу — 1 минута 09 секунд,
Ванкан — 33 секунды,
Годзюшихо-Дай — 2 минуты,
Годзюшихо-Шо — 1 минута 58 секунд,
Гангаку-Шо — 1 минута 56 секунд,
Сэйенчин — 2 минуты
Сэйпай — 1 минута 26 секунд.

- Реклама -
Армен Мовсесян
Родился в 1973 году. В Каратэ-До с 1987 года. Инструктор Международной Федерации Шотокан Каратэ-До России - S.K.I.F. Ветеран отряда специального назначения.