Величие в Преданности Искусству

1
925

Сегодня мне захотелось поговорить с вами об искусстве Японии, а точнее об одном из величайших художников Японии XVIII-XIX века по имени Кацушика Хокусай. Знакомство с его творчеством у меня началось в 1993 году, когда, проходя службу в одной из подмосковных военных баз, мне сделали подарок, служившие в моем подразделении два бойца — братья близнецы — Роман и Вадим Родькины. Эти два брата поражали меня своими знаниями в области истории. Мне кажется они знали все о том, что было, кто и когда правил и т.д. Еще одно чудо — это то, как они рисовали сражения. Это было нечто. На листе бумаги не оставалось «живого» места. Все было в штрихах и чернилах, но присмотревшись, были видны масса воинов, с их доспехами, гримасами и т.д. Это просто надо увидеть один раз.

Говоря об их подарке мне, — это была книга авторов А.А. Долина и Г.В. Попова — «Кэмпо — Традиция Воинских Искусств». Именно в данной книге я впервые увидел иллюстрации, гравюры Хокусая на тематику воинских искусств и я был ими восхищен.

Почему я решил рассказать вам об этом художнике? Это конечно же не тема о боевых искусствах. Увы. Но я хочу привести пример, что изучая боевые искусства, я интересовался не только кулачным боем. Воин не должен быть узколобым. Даже в средневековье, самураев и не только их, но и рыцарей запада обучали рисованию, каллиграфии, поэзии, хореографии и т.д. Воин в первую очередь должен быть грамотным и должен развиваться всесторонне.

Но говоря об Кацушика Хокусае, я хочу привести в пример всем практикующим Будо выбранный нелегкий Путь великого художника, а так же его преданность выбранному им искусству и результат той самой верности и преданности.

Иллюстрация к книге «Кэмпо — Традиция Воинских Искусств» (гравюра К. Хокусая)

Кацушика Хокусай (яп. 葛飾 北斎). Родился 21 октября 1760 в городе Эдо (старое название Токио). Он широко известный японский художник «Укиё-э», иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.

Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

Он сыграл немалую роль в популяризации гравюр в жанре «Суриномо» — своего рода поздравительных открыток, которые преподносили друг другу представители японской знати по различным поводам. Прожив почти 90 лет, лучшие свои работы создал по достижении 70-летнего рубежа.

Автопортреты К. Хокусая

Детство

К. Хокусай родился в семье ремесленника. Семья жила в районе, называвшемся Кацушика, — бедное городское предместье. Его настоящее имя — Токитаро (яп. 時太郎), но на протяжении всей своей творческой жизни он принимал много различных псевдонимов. Считается, что его отцом был Накаджима Исэ (яп. 中島 伊勢), изготовлявший зеркала для сёгуна. Хокусай не стал наследником своего отца. По версии авторитетного исследователя творчества Хокусая — Нарадзаки Мунэшигэ (яп. 楢崎 宗重), Накаджима Исэ был только приёмным отцом мальчика, которому он был отдан в обучение. Настоящим же его отцом, Мунэшигэ считает крестьянина Кавамуру, который и отдал его Накаджиме в возрасте 4-5 лет. Это позволяет сделать вывод, что семья Хокусая из беднейших слоев и у родителей не было возможности самостоятельно растить всех детей. Также можно предположить, что он не был старшим сыном в семье, поскольку на воспитание в чужие семьи отдавали только младших сыновей.

«Битва Самураев» Гравюра К. Хокусая

К. Хокусай начал рисовать в возрасте около шести лет, возможно обучаясь искусству у отца, чья работа над зеркалами включала в себя их роспись.

С шести лет он стал изображать различные формы предметов.

В 1770 году мальчик устраивается в книжную лавку разносчиком книг в район Йокомотэ. В этот период его зовут Тэцудзо. Причины, по которым он ушёл из мастерской приёмного отца, остаются неизвестными. Предположительно, именно работая в книжной лавке Хокусай обучается грамоте, в том числе китайскому языку.

Следующий след в жизни художника — работа в мастерской гравёра (приблизительно с 1773 года), что, по всей вероятности, не было случайностью. На данный период приходится расцвет гравюры в Японии, которая начинает пользоваться большой популярностью. В целом, это время в Японии характеризуется значительным развитием культурной сферы: театр, изобразительное искусство, литература осваивают новые методы, разрабатываются новые стили. Происходит всплеск в книгопечатании. В происходящем развитии ярко проявляется свойственный японской культуре синтетизм, когда отдельные виды искусства и ремёсел тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга: театр в Японии прочно связан не только с литературой, но и с музыкой; отдельным важным жанром в гравюре является создание портретов актёров, гравюра непосредственно связана с книгопечатанием, созданием рисунков на тканях, массово используется в быту при создании поздравительных открыток и т. п.

«Поединок» Гравюра К. Хокусая

Начало пути

На детство и юность Хокусая приходится творчество многих японских мастеров гравюры: Харунобу, Кацукавы Шуншо, Утагавы Тойохару. Ксилография выходит на новый уровень развития как в художественном, так и в техническом плане. В мастерской гравёра Хокусай обучился основам мастерства резьбы по дереву. Но работа резчика-гравёра всегда была ограничена замыслом непосредственно художника. Как технический исполнитель, резчик не мог отступить от замысла художника, от него требовалась лишь точность и бережное отношение к работе. Хокусаю тесны рамки резчика и он ищет себя в создании гравюр по собственным рисункам.

«Сражение» Гравюра К. Хокусая

В 1778 году Хокусай поступил учеником в студию Кацукавы Шуншо (1726—1792), известного художника «Укиё-э», прославившегося портретами актёров «Кабуки». Его мастерская принадлежала к числу крупнейших в Эдо. Период творчества Хокусая с этого времени обычно называется «Период Шунро», по имени, которым он подписывается. В 1779 году молодой художник сделал серию вполне уверенно скомпонованных театральных портретов.
Работа и учёба Хокусая в мастерской были отмечены её создателем. Шуншо благоволит трудолюбивому и аккуратному ученику, который отменно выполняет и сложные заказы. При общей атмосфере непререкаемой покорности и преклонения перед учителем, царившей в мастерской, Хокусай пользуется особенным вниманием Шунсё, что выражается и в том, что Хокусаю позволено подписываться как «Шунро» — именем, образованным от имени учителя («Шун» — от Шуншо, «Ро» — от имени «Кёкуро», которое раньше носил Шуншо).

«Джиу-Джицу» Гравюра К. Хокусая

Хокусаю дозволено выступить с самостоятельными работами, и первым его опытом в 1784—1785 годах становятся гравюры в жанре «Якуся-э» (один из видов театральной гравюры). Гравюры в основном относятся к типу «Хосо-э» (узкие продольные гравюры, из которых составлялись диптихи и триптихи, представляющие одного актёра). Известны работы Хокусая этого периода, изображающие популярных актёров того времени Ичикаву Дандзюро V (англ. Ichikawa Danjūrō V), Сэгаву Кикуджиро. Работы отмечены несомненным влиянием Шуншо, однако к этому времени популярность Хокусая в жанре «Якуся-э» уже сравнима с популярностью его учителя. Тонкий вкус, умение передать самое важное, тщательная проработка произведений — всё это ведёт к появлению собственного стиля, который не может сдерживаться рамками школы Кацукавы.

«Бу-Джицу» Гравюра К. Хокусая

В период Шунро Хокусай много трудится над иллюстрированием книг. Большей частью это популярная недорогая продукция, так называемая «Кибёши» («книжки в жёлтых обложках»). Богатство сюжетов этих изданий требовало от художника изображать как бытовые сценки, посвящённые жизни горожан, так и создавать рисунки из истории Японии и Китая. В 1791 Хокусай был приглашён сделать несколько гравюр для издателя Цутая Дзюдзабуро.
После смерти Шуншо в 1792 году школу Кацукавы возглавил другой ученик Шуншо, Кацукава Шунэй (1762—1819). Примерно в 1795—1796 году Хокусай покидает дом Кацукавы. Точные причины этому не до конца ясны. Ясно, что уже вполне сформировавшийся художник, каким был Хокусай в это время, тяготился ролью ученика. Рамки школы были для него тесны, и только невероятная критичность к собственным способностям не позволяла Хокусаю признать себя состоявшимся художником. Возможно, повлиял на это и подход новых управителей школы, больше заинтересованных наживой, чем творчеством. Отдельные источники ссылаются на то, что из школы Кацукавы Хокусай был изгнан за «измену» — он ищет новых путей самовыражения, изучает искусство школы Кано, пытаясь использовать приёмы живописи в китайском стиле.

«Мастер Джиу-Джицу сражается с самураями» Гравюра К. Хокусая

Собственный стиль. «Суримоно»

1793 и 1794 годы стали переломными в карьере Хокусая. Начав самостоятельную жизнь, он столкнулся с большими трудностями. Известно, что ему приходилось жить впроголодь, заниматься мелкой торговлей, чтобы как-то прокормить себя. Но в это время и происходит формирование Хокусая как мастера. Он изучает разные школы живописи: помимо школы Кано его интересует школа Сотацу, принадлежащая к живописи «Ямато-э», особенно два её представителя — Таварая Сотацу и Огата Корин.
Художник отказался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре «Укиё-э», стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы японских школ живописи Римпа и Тоса, а также применив европейскую перспективу.

Гравюра К. Хокусая

В 1795 году выходят его иллюстрации к поэтической антологии «Кёка Эдо Мурасаки» (яп. 狂歌江戸紫). Между 1796 и 1799 Хокусай пишет много одиночных гравюр и альбомных листов. Последние, «Суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу оттиски — имели колоссальный успех. В результате другие художники сразу же принялись их имитировать.

Как раз в 1796 году художник стал использовать ставший впоследствии широко известным псевдоним Хокусай. Этим именем он, начиная с 1798, подписывал гравюрные листы и живописные работы, а некоторые выполненные по заказу иллюстрации он подписывал псевдонимом Тацумаса. Иллюстрации для коммерческих романов выходили под именем Токитаро, другие многотиражные гравюры и иллюстрации к книгам были подписаны Како либо Соробэку. В 1800 году, в возрасте 41 года, художник стал называть себя «Гакёджин Хокусай» — «Одержимый живописью Хокусай».

«Битва Самураев» Гравюра К. Хокусая

Примерно с этого времени, хотя он жил в некотором отдалении от общества, Хокусай, завоевав определённый авторитет, часто демонстрировал своё искусство на публике. В 1804 году на территории храма Эдо, художник нарисовал изображение Бодхидхармы размером в 240 м². Между 1804 и 1813 проиллюстрировал комические повести, так называемые «Йомихон», известных авторов Кёкутэя Бакина и Рютэя Танэхико.

Уединённая жизнь в Миуре

В 1812 году начинается его тесная дружба с художником Бокусэном (1775—1824), в результате чего между 1814 и 1834 годами в городе Нагоя вышла серия иллюстрированных альбомов «Хокусай Манга» («Рисунки Хокусая») (англ. Hokusai Manga). Знаменитая серия пейзажных гравюр «Фугаку Сандзюроккэй» («36 видов горы Фудзи») начала выходить в 1831 году, а в начале 1830-х годов Хокусай выпустил гравюры известных водопадов, мостов, птиц и привидений, то есть те работы, которыми он известен более всего в наше время. В конце 1834 года, непосредственно перед выходом его серии «Фугаку Хяккэй» («100 видов горы Фудзи»), шедевра его книжной гравюры, художник покинул Эдо и в течение года жил в рабочем районе вблизи Ураги на полуострове Миура к югу от Эдо. В это же время (в 1835 году) начала издаваться его последняя, серьёзная серия гравюр «Хякунин Ишу Уба Га Этоки» (яп.百人一首姥がゑとき) — «Сто стихов в изложении няни» (иллюстрации к сборнику «100 стихотворений 100 поэтов»). Всего к этой серии художник выполнил 28 гравюр и 62 эскиза тушью. Выход серии ксилографий к поэтической антологии «Хякунин Ишу» был прерван после публикации 28 листов, выпуск серии так и остался незавершённым.

«Цунами в Канагаве» — К. Хокусай

Снова в Эдо. Бедность

В 1836 году художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных картин. В 1839 году в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие материалы. После этого Хокусай, по всей видимости, рисовал совсем немного и практически не выпускал гравюр и книжных иллюстраций. Самым известным из его учеников стал Тотоя Хоккэй (1780—1850), который иллюстрировал книги и «Суримоно».

Творчество «Суримоно»

«Суримоно» — вид традиционного японского искусства, цветная ксилография специфичного, вполне определённого назначения — служить подарком в среде японской городской интеллигенции. Поводом могло быть что угодно: юбилей, рождение сына, наступление поры цветения вишен, перемена фамилии, наступающий Новый год. Жанровое разнообразие «Суримоно» было очень богатым, живописный план произведений мог относиться ко многим жанрам: «Джимбуцу» (изображение фигур), «Добуцу» (изображение животных), «Качо» (изображение цветов и птиц), «Сансуй» (пейзаж).

«Кукушка и Азалия» — К. Хокусай

Возникнув в первой половине XVIII века, «Суримоно» становятся необычайно популярным в следующем веке. Особенности круга распространения обусловили и отличительные свойства: по сравнению с прочими гравюрами, суримоно печатались на более качественной бумаге и сам технологический процесс их создания был более сложен. «Суримоно», по своей сути, представляет собой характерное для Японии поздравление — послание, выраженное с помощью изображения, текста (чаще всего в форме стихов), каллиграфии. Небольшое по размерам, простое по содержанию, это послание в то же время могло быть чрезвычайно сложным по смыслу. Создаваемый изобразительными, стихотворными и техническими средствами образ должен был обладать цельностью, органично синтезируя все составные части в единое целое. Именно эта синтетичность, позволяющая проявить собственные таланты, блеснуть умом, тонким вкусом, явить в простоте изысканность и глубину философского подтекста, и ценилась создателями «Суримоно». Это и искусство, и игра — создание «Суримоно» становится одним из развлечений, способом приятно провести время. Как и состязания в сложении «Хайку» или «Кёка», «Суримоно» становится частью быта горожан, членов «поэтических клубов», весьма популярных в Эдо.

«Водопад в Провинции Мино» — К. Хокусай

Заслуга Хокусая во взлёте популярности «Суримоно» несомненна, он делает его важнейшим из видов японской ксилографии (англ. Woodblock printing in Japan). До него в этом направлении создавали произведения такие мастера, как Тойохиро (англ. Toyohiro), Шумман, Утамаро.

С определённой условностью можно выделить три этапа, пройденных Хокусаем при создании «Суримоно»: ранний этап — работы, созданные в 1783—1797 годах, этап 1797—1805 годов, где художник тяготеет к традиционному стилю, и творчество после 1805 года, время расцвета и создания собственного неповторимого стиля.

Особенности творчества художника Кацусики Хокусая – он был знаменитым автором традиционной японской гравюры «Укиё-э».  Парадоксальным образом Хокусай не являлся художником-традиционалистом в полной мере. Он привнес в классические устои японской гравюры веяния западного искусства, такие как применение линейной перспективы, изображение сцен из жизни низших сословий, реализм и другие. Гравюры Хокусая отличаются философским взглядом на мир в целом и пристальным вниманием к деталям в частности.

«Вид Эдо из Храма Ракан-Джи в Хондзё» — К. Хокусай

Нет предела совершенству

Без сомнения, огромного успеха Хокусаю удалось достичь благодаря исключительному перфекционизму, который не позволял ему почивать на лаврах и заставлял все время находиться в поиске совершенных линий и композиционных решений.
Известны его слова:

«Начиная с шестилетнего возраста, я страстно любил копировать форму вещей, и с тех пор, как мне исполнилось 50, я опубликовал множество рисунков. Но ничего, из того что я нарисовал до моего семидесятилетия, не стоит внимания. В возрасте 73 лет я частично постиг строение животных, птиц, насекомых и рыб, жизнь растений и трав. Так что в 86 лет я достигну дальнейшего прогресса, и в 90 я даже проникну в тайный смысл вещей. В 100 лет мне, возможно, действительно удастся достичь уровня божественных сфер. Когда мне исполнится 110, каждая моя точка, каждая линия будет жить сама по себе».

Гравюра К. Хокусая

Но жизнь спутала карты, и этот план Хокусаю не удалось выполнить до конца. В 1839 году огонь уничтожил мастерскую художника и большую часть его работ. В это же время его популярность начала идти на убыль, и в Японии начали восходить новые звезды ксилографии, сместившие пожилого мэтра с его пьедестала. Но Хокусай не оставлял своих чаяний и продолжал трудиться до самой своей смерти, которая настигла его в весьма почтенном возрасте. На смертном одре почти 90-летний старик сожалел лишь о том, что: «Жаль, что небеса не накинули мне еще хотя бы десяток лет или хотя бы еще пять… Тогда я бы мог стать настоящим художником».

Умер Кацушика Хокусай 10 мая 1849 года, в возрасте 88 лет.

«36 Видов на Гору Фудзи»

Обратите внимание на слова, сказанные Кацушика Хокусаем перед смертью. Великий Хокусай не считал себя художником, и до последних дней жизни стремился им стать. И даже прожив почти 90 лет жизни, он счел, что этой жизни ему было не достаточно.

Говоря об этом, я надеюсь что умные люди поймут меня. Практикуйте выбранное вами боевое искусство не жалея на это время. Не тратьте свою жизнь на одни развлечения и ублажения своего эго. Одной жизни не достаточно, для того чтобы постичь Искусство. Развивайтесь всесторонне и не будьте узколобыми. Смешно было бы встретить бойца спецназа, который не умеет управлять автомобилем, не владеет навыками медицины или разведчика, который не знает языков и не смог бы быть хорошим актером. Будьте преданы выбранному вами искусству и только тогда, может через много десятков лет вас назовут Мастером. Осс!!!

- Реклама -
Армен Мовсесян
Родился в 1973 году. В Каратэ-До с 1987 года. Инструктор Международной Федерации Шотокан Каратэ-До России - S.K.I.F. Ветеран отряда специального назначения.

1 КОММЕНТАРИЙ