Как интеллектуалы Запада создали образ “Востока”

0
936

Если честно, не считаю эту тему уж сильно актуальной, но иногда приходится сталкиваться со спорами по поводу генезиса тех или иных единоборств. Я когда-то писал о чем-то похожем для superkarate.ua, думаю стоит об этом замолвить слово в блоге.

А речь идет о том, что восточные единоборства не совсем уж автономно развивались от западного влияния. Включая мастеров Японии, выдвигались мнения о том, что греки с их панкратионов повлияли на индийскую культуру, а та, в свою очередь, на весь азиатский регион, что американцы с европейцами внесли «боевой» элемент в ушу и в каратэ.

Если не возводить эту идею в некий абсолют, то трезвая мысль в этом есть. Образ Востока, как и образ восточных стилей, восточных мастеров, был создан западной культурой.

Нет, я совсем не говорю, что ничего такого на востоке не было. Речь о другом. Во второй половине 20 столетия в Европе и в Северной Америке зарождается настоящий бум «осторнизации». Интеллектуалы западного мира пытаются подогнать восточный мистицизм и восточные культы под свой менталитет. Перенимается эстетика Китая и Японии. Возник настоящий бум каратэ и кунг-фу, все повально увлекаются йогой и дзен-буддизмом.

Но дзен воспринимается всеми, как некий аналог эстетики растаманства, а занятия каратэ или кунг-фу становятся новой религией.

Философы Европы, такие как Ролан Барт («Империя знаков»), Жиль Делез («Что такое философия?»), Карл Юнг  («Йога и Запад») утверждают, что восточная культура утонченей, глубокомысленней и гуманней западной. Дескать, только Запад, по-настоящему, закрыт, а западная философия и наука, основана на насилии над объектом исследования.

Смешные люди.

Наверное, они не знали или не хотели знать о жестоких казнях в Индии и в Японии, о человеческих жертвоприношениях в Тибете и пр. не самых лицеприятных вещах.

А уж о замкнутости Запада, в сравнении с Востоком говорить просто смешно.

Но ни в этом суть. Дело в том, что тем самым, западные интеллектуалы породили образ, в который сами и поверили.

Говоря, языком Ж. Бодрийяра, они создали подобие, на основе которого уже Восток начал создавать свои подобия (симулякры). Появляется Брюс Ли, с его образом восточного мастера, появляется представление о мире Будо, как исключительно восточном детище. Более того, создается некий неясный концепт превосходства «философичных» восточных единоборств и коммерческих западных дисциплин.

Поэтому крайне удивленно многие воспринимают мнение, что на формирование каратэ или ушу, по крайней мере, в привычном нам плане, оказали выходцы из Европы и США.

Но чему удивляться?

Те, кто мало-мальски владеют азами культурологического анализа восточных стилей и практик, знает, что йога, в ее современном виде, реконструировалась из обрывок знаний, на основе гимнастики для британских солдат (подробнее об искаженном восприятии учений и религий Азии здесь).

Напомню, что инициатором разработки современной хатха-йоги был махараджа Кришна Раджа Вадияр IV, вдохновленный физкультурой британской армии.

В Японии же, начиная с периода тесных контактов с Европой и вовсе аристократы носили английский кортик и прусскую саблю, так как Англия считалась лучшей морской державой, а немцы считались лучшими на суше.

Напомню, что и победа японцев над нашей армией в Русско-японскую войну вызвало удивление и недоумение в западном мире. Ни одна азиатская держава не могла устоять перед армиями крупных европейских держав.

Соответственно и боевые системы западных армий не могли не интересовать азиатов, ведь судить об эффективности боевых систем необходимо именно по практике. А на практике сильнейшими тогда являлись как раз немцы, англичане.

Внутри восточных школ так же не меньше склок и ссор. До сих пор спорят, кто же был «крутейшим» каратистом, Мотобу или Фунакоси.

Конечно, ни Фунакоси, ни Кано «бойцами», в привычном нам понимании, вряд ли были, но им не был и Ояма, что не помешало ему создать один из самых жестких направлений в каратэ.

Среди поклонников окинавских стилей стало модным «возвращаться» к китайским корням. Но выглядит это так, если бы вдруг греки начали громко кричать, чтобы смешанные единоборства носили античную эстетику.

Есть даже стиль шориндзи-рю кэйкокай каратэ-до (в вольном переводе, что-то вроде «школы рукопашного боя Шаолиня»), но будем откровенны – Шаолинь тот еще рекламный бренд, вызывающий много вопросом относительно реальности присутствия в нем боевого обучения. А уж примерять и без того раздутую легенду на почву каратэ…

Да и какие из окинавцев китайцы? Может они и отличаются от японцев, но отличаются по их местечковым меркам. Уж точно с китайцами у них нет ничего общего. Это как российские мусульмане, сколько они не будут примерять эстетику Ближнего Востока для всех, включая для мусульман арабских стран, они останутся россиянами.

Как некое заключение, думаю, что нужно думать, в частности, каратистам не о том, «китаизировать» термины каратэ, считать Мотобу реальным «отцом» каратэ или Фунакоси, а о том, как соответствовать требованиям современности, если они хотят называть свои занятия «боевым искусством».

Если такой потребности нет, если душа лежит к традиции, к ощущению «дыхания» старины, тогда вопросов нет.

- Реклама -