Копин Станислав: дайто-рю в разрезе эпох

0
728
Будо Каратэ

Мы беседуем с Копиным Станиславом, вице-президентом Федерации Дайто-рю России, обладателем 3-го дана Дайто-рю, учеником Кондо Кацуюки Сэнсэя. Опыт в других единоборствах: Айкидо Айкикай — 4 дан, Тэнсин Седэн Катори Синто-рю — сертификат по разделу Омотэ. В настоящее время, Станислав является основателем и директором сети Центров Культуры и Спорта «Агацукан» в Подмосковье.

С чего началось ваше увлечение боевыми искусствами и дайто-рю, в частности?

Мое увлечение началось, наверное, как и у многих, еще с детства, с фильмов Брюса Ли, Стивена Сигала и других классиков кинематографических БИ. С детства спорт был большой частью моей жизни. Первым видом единоборств, которым я занимался более-менее серьезно, было олимпийское тхэквондо. Я помню мои ощущения, мне очень нравилось, но работа в достаточно ограниченных рамках правил немного напрягала. Однажды, мне подарили книжку Алана Флоке «Айкибудо», которую я зачитал просто до дыр. Вскоре я начал интенсивно искать подобные секции вокруг, но айкибудо тогда было совсем не распространенным видом, и я пошел заниматься в айкидо, секцию которого, к слову, тогда тоже сложно было найти. В дайто-рю я попал именно благодаря айкидо.

дайто-рюПредставители дайто-рю всегда указывают на некую автономность их стиля от прочих направлений джиу-джитсу. Дайто-рю, все же, это джиу-джитсу или же самостоятельная школа?

С названиями всегда беда. Под термином «джиу-джитсу» скрывается целая бездна стилей и направлений. Например, если сейчас говорят «джиу-джитсу», то могут подразумевать бразильское джиу-джитсу, японское классическое джиу-джитсу или даже какую-то авторскую школу. Касательно японских школ безоружного боя правильнее использовать термин «дзюдзюцу». Но и «дзюдзюцу» говорить не корректно без упоминания школы или направления. В Японии существовали и существуют сегодня сотни различных школ, в состав которых входит дзюдзюцу (рукопашный бой). Дайто-рю — одна из них. Сейчас это самостоятельная школа, вернее школы, так как и в дайто-рю много течений, и в названии стоит указывать линию передачи. Есть совсем разные, и непохожие друг на друга направления.

Ваш стиль зародился в переломный момент для Японии – эпоху Мэйдзи. Как политическая ситуация в тогдашней Японии отразилась на дайто-рю?

История дайто-рю и его происхождение очень загадочны. Так сложилось, что надежных исторических документов о его создании практически не осталось, все передавалось на уровне рассказов и легенд. Официальная версия гласит, что прообраз дайто-рю был создан еще в ХI веке самураем Манамото-но-Ёсимицу, а последующие поколения воинов обогащали и дорабатывали эту систему, испытывая в пылу вековых битв и сражений. Система была закрытой, только посвященные люди из верхушки клана могли заниматься ей.

Так было, пока мастер Собаку Такеда не начал преподавать ее открыто, ведь после Реставрации Мэйдзи «времена изменились» и не было нужды оставлять все в секрете. Открытие Школы всей стране, а затем и миру позволило бы боевому искусству сохраниться, выжить и эволюционировать.

Впрочем, есть и другая точка зрения по поводу создания дайто-рю: Такеда лишь систематизировал полученные в разных местах и у разных учителей знания, но сделал это поистине гениально. Он ездил и распространял свое искусство по всей Японии, лично обучая десятки тысяч людей, многие из которых были высокопоставленными чинами. Как бы там не было, сегодня мы имеем интереснейшее и многогранное боевое искусство, берущее свое начало из глубины кровавого феодального прошлого, и не потерявшее свой  боевой дух и прикладную эффективность.

Насколько мне известно, у Такеды и Уэсибы образовались непростые отношения, после того, как последний решил создать собственную школу. Чувствуется ли это, скажем так, напряжение, сегодня? Это очень распространено в школах восточных единоборств, например, присутствует антипатия между киокушинкай и шотокан.

Абсолютно нет. Многие мои знакомые из мира дайто-рю начинали именно с айкидо. Многие практикуют обе системы параллельно, прекрасно сочетая свои занятия. Со многими людьми из айкидо мы, как и наши японские учителя, поддерживаем дружеские отношения.

С названиями всегда беда. Под термином «джиу-джитсу» скрывается целая бездна стилей и направлений. Например, если сейчас говорят «джиу-джитсу», то могут подразумевать бразильское джиу-джитсу, японское классическое джиу-джитсу или даже какую-то авторскую школу. Касательно японских школ безоружного боя правильнее использовать термин «дзюдзюцу».

Ключевым аспектом дайто-рю является атака «центра», как бы вклинивание в оборону противника. Как это соотноситься с другой техникой джиу-джитсу – тай сабаки?

Тай сабаки переводится как «перемещения тела в пространстве». Без грамотного тай сабаки (искусства маневрирования в бою) невозможно сделать эффективный вход и атаковать «центр» противника. Основная идея в айкидзюдзюцу — вывести противника из равновесия с первого момента касания, а затем применить ту или иную технику.

Были ли попытки модернизировать стиль, добавить арсенал приемов из других направлений, усовершенствовать ударную технику?

Да, мы делаем дополнительные тренировки, на которых проводим подобные эксперименты. Но для нас намного важнее сохранить и понять кихон, базовую технику, передаваемую нам Сэнсэем Кондо и содержащую всю мудрость воинов прошлого. Джеб и лоу кик — это, несомненно, классная тема, но некоторым техникам дайто-рю почти тысяча лет! Они жесткие и очень эффективные, поэтому фокус нашего внимания направлен именно на них.

Вокруг личности Такеды ходит множество легенд. Что из известных сведений о мастере правда, а что вымысел? К примеру, я слышал, что это был чуть ли не последний японец, которому разрешали носить мечи и тут же возникают еще несколько «последних» самураев в истории «перестроечной» Японии.

Я в то время не жил, поэтому могу судить только по историям моего Сэнсэя, и материалам из доступных литературных источников. Я думаю, что на то они и легенды, чтобы приукрашивать реальность. Но одно можно сказать точно, Такеда Сэнсэй был неординарной личностью, имеющий влияние на многих людей. Очевидно, его боевой опыт был очень велик. Я говорю сейчас не о спортивных состязаниях, а о уличных стычках и поножовщине, что было в те времена обычным делом.

Основная идея в айкидзюдзюцу — вывести противника из равновесия с первого момента касания, а затем применить ту или иную технику.

Дайто-рю сохранило традиции «передачи тайных знаний» в свитках. Что на тот момент было «тайным» знанием для японских школ единоборств?

В старое время все элементы боевого искусства были тайными и хранились в секрете. Даже обучение велось очень скупо и без лишних деталей. Переданные техники записывались в свитках. Получение свитка являлось символом достижения учеником определенного уровня мастерства.

В наши дни в большинстве веток дайто-рю используют параллельно две системы аттестации учеников: свитковая и система кю-дан. Свитковая система очень старая, тем не менее, она применяется и поныне. Здесь есть две сложности: оформление свитка занимает много времени и стоит дорого, кроме того, чтобы получить первый свиток (всего их шесть) требуется долго попотеть (обычно, от 10 до 20 лет). Свиток не содержит никаких тайных знаний, это просто список приемов, по описанию которых непосвященный человек в жизни не догадается о чем вообще речь. Для посвященных свиток — это лишь краткая «шпаргалка», от которой без регулярных тренировок мало пользы.

дайто-рю
Больше распространена система кю-дан. Даны и кю стал присваивать сын и преемник Сокаку Такеда — Такеда Токимунэ Сэнсэй. Он взял в этом пример с создателя дзюдо профессора Кано, который, в свою очередь, перенял эту систему из игры го.

Можно ли сказать, что основная философия дайто-рю зиждется на милитаристких идеях? Многие аристократы Японии, начала 20 столетия входили в различные милитаристкие и националистические сообщества, вроде «Черного дракона», в том числе и Такеда.

Мне об этом ничего не известно. В настоящее время дайто-рю — это жесткая традиционная система боевых искусств, не имеющая под собой какой-то особой философской или религиозно-политической подоплеки. Люди из многих стран и разного вероисповедания тренируются в организации Кондо Сэнсэя, при этом не возникает никаких сложностей, наоборот, очень интересно знакомиться с другими культурами, и заниматься общим делом вместе.

Глупо спрашивать о применимости техники дайто-рю, как говорится, жить захочешь, не такое применишь, но интересно, не пытались ли отрабатывать некоторые действия в спарринге, используя средства защиты?

В традиционных боевых искусствах нет спаррингов. Школа Кондо Сэнсэя базируется на стремлении к совершенному  выполнению базовых ката и различных их вариаций. Тем не менее, в нашем додзе мы  иногда экспериментируем с обусловленными спаррингами и адаптацией традиционных техник. Защита при этом не используется. Работа в свободном спарринге в режиме фул-контакт неизбежно приводила к травмам в силу специфичности наших техник, поэтому мы от этого отказались.

Спасибо Вам большое за беседу!

- Реклама -