Будо: тернистый и долгий путь.

0
2951

Часть первая: Путь.

Очень часто мы наблюдаем на многих картинах и символах Будо изображение традиционных японских врат «Тории» и священную гору Японии – Фудзи. Западные люди, пытаясь подчеркнуть свои навыки в японской культуре, называют ее Фудзи-Яма (Гора Фудзи), тем самым неосознанно оскорбляют японцев. Сами же японцы называют священную гору — Фудзи-Сан (Господин Фудзи).

Вы никогда не задумывались, почему эти два символа изображаются на символах боевых искусств?

«Тории» – традиционные японские ворота, олицетворяют «вход», начало Пути. А сам Путь, начинается у подножья горы Фудзи и ведет к ее вершине. Именно так и происходит ваше развитие в Будо. Ваш нелегкий Путь в боевых искусствах так же лежит от ворот у подножья горы, к ее вершине. От новичка, привыкшего ходить по ровным натоптанным дорогам в равнинной местности, до вершины горы, до вершины совершенства, через преграды, трудности лежит ваш Путь. Только упорство и терпение приведут вас к главной сути в боевом искусстве. Путь Будо не может быть простым и легким.

На занятиях я обычно говорю своим студентам – «В каратэ — если не больно, то значит не правильно». Я имею ввиду. Что не может быть легко и просто. Только через сложный Путь, через усердие и через терпение можно добиться результатов в Будо.

Сокэ Хирокадзу Канадзава об этом говорит:

«Я думаю, что самое главное в каратэ это терпение и старательность. Если старательности не хватает, то вперед не продвинешься, сильнее и более ловким не станешь и не поймешь что к чему. По этому, когда мучительно трудно — надо терпеть. Нужно стараться из всех сил. Это очень трудно. По этому, я думаю, что это терпение, которые помогает перенести эти трудности — очень важно. Люди мира каратэ приветствуют друг друга словом «Осс». Это слово пишется двумя иероглифами, которые означают «нажимать» и «терпеть». Первый иероглиф — «нажимать», символизирует старание. Второй иероглиф – «терпение». Это очень важно».

Иероглифы «Осс».

Часть вторая: Концентрация или Сосредоточение.

Пожалуйста, представьте себе западное производство зонтиков или вееров. Что можно представить? Конвейер, как на нем штампуют изделия. Даже мастер ручной работы, сидя у себя в мастерской, старается сделать как можно больше изделий, чтобы заработать больше. Его мысли погружены в деньги, семью, новые приобретения и т.д. В Японии, мастер изготавливающий зонтики или те же веера, концентрируется на своей работе. Он не спешит. Он сосредоточен и пребывает в медитации. Это активная медитация. Не знаю, поймет ли меня читатель…

Вы помните фильм «Каратэ-пацан» с Джеки Чаном в главной роли? Вы помните, когда он говорил мальчику, бросающего куртку на пол или вешающего её на крючок, фразу – «отношение»?

Кадр из фильма «Каратэ-Пацан».

Вот так и во всем. Очень важно ваше отношение к тому, что вы делаете. Когда вы утром чистите зубы, вы тоже можете засунуть щетку в рот, пошерудить ею там 3-4 раза влево и вправо, вверх и вниз, вытащить ее изо рта, плюнуть и прополоскать рот. Да, можно поставить для себя галочку, что вы почистили зубы, и нет неприятного запаха изо рта. Но так ли это??? Вы должны чистя зубы не думать о завтраке на столе или о времени на часах, о работе или еще Бог знает о чем. Чистя зубы, вы должны думать о зубах, быть сосредоточенными на этом.

Помните – «отношение»??? Будьте «здесь и сейчас». Будьте осознанны.

Так вот. Когда вы чистите зубы, вы должны думать о зубах, завтракая на кухне, вы должны думать о еде, разговаривая с близкими людьми, вы должны думать о близких. Не думаю, что если ваш близкий человек, беседуя с вами, будет думать о чем-то другом, то это вам понравится. Вы же не думаете во время еды, за столом о туалете, а во время дефикации о приеме пищи. Прошу прощения за столь суровый пример.

Улавливаете, о чем я хочу сказать?

Новомодные зубные щетки или зубные пасты, изготовленные по новым нано-технологиям, не придадут вашим зубам чистоту так, как это сделает сосредоточение на их чистке, во время чистки. Сосредоточение над выполняемым — приведет вас к прогрессу и к положительному результату.

Часть третья: Искусство.

Уверен, многие из вас, кто увлекается востоком, часто слышали такие выражения, как: искусство чайной церемонии, искусство владение мечом, боевое искусство, искусство складывания букетов – икебана, искусство верховой езды, искусство каллиграфии, искусство выращивания – бонсай, искусство написания стихов — хайку или танка, искусство ловли рыбы и т.д. Знакомые фразы?

Икеба́на — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере.

Можно ли назвать искусством то, что делается как можно больше и быстрее? Можно ли сказать, что человек стоящий за станком и штампающий детали для детской кроватки – мастером искусства изготовления детских кроваток? А вот того, кто вручную, своими руками, штрих за штрихом, изготавливает резную кроватку своими руками – думаю можно.

Чайная церемония (яп. 茶の湯 Тя Но Ю).

Так же и в каратэ. Посмотрите, как колют дрова на западе и как в Японии. Японцы не имели своей письменности, кроме азбуки катакана и хирагана. Иероглифы кандзи были заимствованы у Китая, как и большая часть японской культуры. Но они вывели это на другой уровень благодаря именно отношению к этому.

Так они переняли искусство чайной церемонии Тя-Но-Ю у Китая и весь мир узнал о ней от японцев. Они переняли каллиграфию и весь мир узнал о японской каллиграфии. Так же они переняли боевые искусства у Китая и посмотрите, что они с этим сделали! Ну о автомобилестроении я уже и говорить не буду. Западный человек должен понять, что «тяп-ляп» нельзя создать нечто великое и невозможно добиться великого – «побыстрее». Только относясь к делу с любовь как к искусству, можно добиться результатов.

Часть четвертая: Старое и Новое Время.

В западном мире мы часто слышим выражение – «убить время». Люди пытаясь чем-то занять себя, чтобы им не было скучно, говорят – я пытаюсь убить время. Обычно, я говорю – «Умному человеку скучно не бывает», а на востоке говорят – «Время невозможно убить. Настанет час и оно убьет тебя».

Время невозможно убить. Настанет час и оно убьет тебя

Многие в современном обществе игнорируют старые традиции и в гонке за результатами, пытаясь уменьшить затраты времени и средств, обращаются к новым технологиям, новым методикам, системам, игнорируя то, что нам завещали предки.

Недавно, мой хороший друг С. Власов опубликовал статью, где описывалось время, требуемое для занятий каратэ. А еще, я часто читаю в интернете такие дискуссии, где утверждают, что можно обучить каратэ за 1-3 года. Каждый должен понять, что по-быстрому невозможно изучить каратэ. Каратэ требует к себе серьезного отношения, глубокого и долгого изучения, а так же правильного отношения как к искусству, согласно старым традициям и конечно же сосредоточения над ним.

Разговор о том, что по-новому и что по-старому уже стал традиционный в соцсетях. Поставь в современном зале каратэ мальчика на кулаки, за неповиновение или за неправильное выполнение ударь его поясом или палкой – на тебя сразу в суд подадут. А в современной Японии, до сих пор сэмпаи (старшие инструкторы) отвешивают тумаки и подзатыльники своим кохаям (младшим). И обратите внимание (!) – во многих додзё каратэ, дзюдо или сумо, инструктор ходит по залу с палкой и чуть чего, может ею тюкнуть по ноге или руке, за неверное исполнение.

Японцы очень гибки к современному миру и с легкостью воспринимают любое веяние моды. Об этом говорит их поп и рок культура, их прически, стиль одежды, но они никогда не забывают о своих старых традициях.

Влияние современной моды на Японию.

Изучающий Будо должен понимать, что нельзя стремиться к совершенству, ставя для себя какие то кратчайшие сроки. Это как подняться на вершину горы не ногами, а на фуникулере. Это как, вместо того чтобы писать иероглифы, просто отсканировать и распечатать их. Это как, чтобы избавиться от запаха изо рта вы вместо чистки зубов, просто прополощите рот жидкостью для рта. Это как, вместо того, чтобы насладиться чайной церемонией, вы заварите пакетик псевдо-чая в кипятке, «вмажете» его «наскоряк» и побежите по своим делам. Это как, вместо того, чтобы изучать каратэ, вы просто учитесь драться. Это как вместо того, чтобы изучать «Ката», вы его зубрите, для того, чтобы сдать экзамен на пояс, наивно пологая, что «Ката» предназначены для сдачи на какой то Кю или Дан…

Хирокадзу Канадзава об этом сказал:

«В каратэ очень важен «Кихон» (База). Нынешние люди не любят базу. Они любят, чтобы все у них получалось сразу и моментально. Писать иероглифы – сразу, учеба – тоже сразу. Хотят быстро все выучить. Как постучать по клавиатуре компьютера и все. Понимаете? Но я считаю, что база, это то, что создается ударами в критические точки, упорно и медленно. Например: При строительстве дома возьмите фундамент. В начале, готовят площадку, а потом тщательно укладывают основание каркаса. Если эти работы не выполнены, то дом не построить. Какой бы дом вы не построили, он все равно завалится. Основание каркаса очень важная часть. Когда база готова, настает время скелета – «опорных столбов».  Это тоже очень важно. И только потом настает время «крыши» и «стен». Но основа всего – это «фундамент». В каратэ — «Ката» подобно опорным столбам, а «Кумитэ», это уже свободные вещи, вроде окраски стен. Каждый выбирает себе по вкусу. Мне кажется правильным такое сравнение».

На фото Легендарный Мастер и Учитель — Хирокадзу Канадзава сэнсэй (10 дан).

Теперь понимаете, что нелепо хотеть «построить дом, только для того, чтобы красить стены в желаемый вами цвет»?

Надеюсь, вы правильно поймете смысл этого всего и не подумаете, что Канадзава сэнсэй решил вам рассказать о том, как строят дом или о том, что я пытаюсь вас научить, как нужно чистить зубы или мастерить детские кроватки. У меня на Родине говорят:

«Умному человеку сказать – все равно, что оскорбить. Умному человеку всего лишь один раз издали намекают».

Часть пятая: Душа.

Многие из тех, кто изучает боевые искусства, знают что такое «Катана», но не все знают, как изготавливают этот традиционный японский самурайский меч.

В начале, добывают железную руду, а точнее железный песчаник «Сатэцу». На то, чтобы изготовить 2-3 меча, необходимо около 26 тонн угля и железного песчаника «Сатэцу». После этого железный песчаник доставляют мастеру, который будет из всего этого варить сталь для «Катана». Мастер изготавливает специальную традиционную японскую печь, для варки стали, которая называется «Татара».

Традиционная японская печь — «Татара»

Рождение легендарного самурайского меча «Катана» происходит именно на дне печи «Татара». В плавильной печи «Татара» расплавленное железо соединяется с углеродом от сжигаемого древесного угля, что позволяет получить высокоуглеродистую сталь (процент содержания углерода потом снижается во время ковки).

«Татара» представляет собой жёлоб, сделанный из глины. Размеры печи – около 2х метров в длину, 1го метра в ширину и около 1-2х метров в высоту.  Толщина стен около 30 сантиметров. Фундамент «Татара» тщательно подготавливают, создавая подземные сооружения из глины, камня, и дерева. Подземные конструкции служат много лет, предотвращая остаточную влажность от испарений и снижения температуры в течение плавки.

Японская печь «Татара» в разрезе.

Потом, в этой самой печи, три дня и три бессонные ночи варят сталь, правильно поддерживая необходимую температуру в печи и подсыпая железный песчаник и уголь. Мастера определяли температуру по звуку пламени. Она равно примерно 1000 градусов.

Утром четвертого дня, после того, как мастер определяет  — готова сталь или нет, печь «Татара» разбивается, и из нее извлекают железный пласт – «Кэра», весом примерно около 2х тонн. Необходимая необработанная сталь для изготовления «Катана», которая называется «Тамахаганэ», находится только по краям этого пласта. Так заканчивается первый этап.

На фото — «Тамахаганэ».

Потом эти куски стали отсылают другому мастеру. Он тщательно выбирает куски, определяя их по цвету, из которых впоследствии получится совершенный клинок — «Катана».

Затем, при температуре 1200-1300 градусов, он соединяет куски необработанной стали «Тамахаганэ. В процессе ковки, кузнец очищает сталь от всех вредных примесей. Расплющивая сталь и складывая ее вдвое, в слои, он равномерно распределяет углерод по всей длине. Около 5000 слоев.

Далее, он смешивает эту сталь с более мягкой сталью и кует из этого уже меч. Затем, кузнец наносит глину на кромки лезвия меча, чтобы при закалке появилась Джихада (кожа меча). Меч нагревают до температуры 800 градусов и после опускают в холодную воду. Температуру клинка мастер также определяет на цвет. Он должен стать алым, как закат солнца.

После этого, мастер приступает к шлифовке. Шлифуется клинок на каменных флюсах (брусках) – день за днем. В начале кузнец точит лезвие об более грубые камни и в последствии переходит к более гладким. Так лезвию придается форма.

После этого мастер приступает к полировке, заточке и лужению клинка. Полируется лезвие самым мелким флюсом, который называется «Джизуя», которое порой размером с рисовое зернышко. И все это выполняется медленно, не спеша, с терпением и с сосредоточением. По завершению, кузнец передает клинок другому мастеру, который изготавливает для этого меча гарду «Цуба», рукоять и ножны, а так же делает декоративные украшения на мече. Впрочем, посмотрите сами. Есть и видео от National Geographic.

Я могу писать об этом еще больше, но думаю, что вы уловили суть.

Вот теперь представьте, как сейчас на западе изготавливают клинки. Никто не точит вручную лезвие об камень. Есть шлифовальные машинки и станки на моторе. Есть масса конвейеров и масса новых технологий с лабораториями и т.д. Западный человек, с пеной у рта может утверждать, что современная сталь ничем не хуже старой японской и то, что современные технологии могут создать меч острее. Но вы забываете одно, мои друзья. Никому не придет в голову, назвать изготовление такого клинка в современных условиях – Искусством и уж тем более никто не сравнит такой клинок с Человеческой Душой!

Вот и вы задумайтесь, кто стремится постичь Каратэ-До, не утруждая себя — без боли и усердия, при этом пытаясь найти легкий путь и затратить при этом минимум времени. Искусство ли то, чем вы занимаетесь или это банально — рукопашный бой? Постигаете ли вы Путь или вы просто упражняетесь? Готовы ли вы тратить на это больше времени, или лучше личное время потратить на удовольствия и на то, чтобы «убить время»?

Вы должны так же, как и песок, «под высокой температурой», в огне превратиться в сталь, затем, под ударами молотов сложиться в многотысячные слои, превратиться в клинок и из пламенного горна опуститься в леденящий холод, чтобы закалить себя.

Хорошая и крепкая сталь, это только скрытый в вас потенциал. Вы должны открыть его, подобно тому, как кузнец из кусочков «Тамахаганэ» создает меч. За тем вам придется долго и упорно шлифовать свою технику в Кихон, Ката и Кумитэ, подобно тому, как кузнец шлифует «Катана». Только за этим следует полировка до блеска и заточка, а уж потом украшения. И если вы не будете спешить, тратить свое время на поиски легких путей, гнаться за результатом — вы обретете как и меч Катана — душу.

Душу воина!

Да! Главная цель боевого искусства — победа в бою. Так же, как и меч предназначен для того, чтобы разрубать врага. Но только и тупой топор может рубить плоть…

Я думаю, если каждый человек, кто практикует боевые искусства, иногда будет задумываться о более глубоких вещах, чем банально о медальках, дипломах, деньгах и о том – эффективно это или не эффективно, работает это на улице или не работает… Может быть тогда, размышляя о более глубоком, мы сможем понять то, что завещали нам старые мастера, наши учителя и о чем нам когда то говорили наши родители.

- Реклама -
Армен Мовсесян
Родился в 1973 году. В Каратэ-До с 1987 года. Инструктор Международной Федерации Шотокан Каратэ-До России - S.K.I.F. Ветеран отряда специального назначения.