Наталья Буланова об отечественном ММА без купюр

0
2238
Будо Журнал

Сегодня мы поговорим о «боевом» спорте в России и за рубежом. Есть ли будущее у отечественных ММА? Чего ждать от «прихода» в Россию UFC? В чем специфика отечественных коммерческих боев?

Об этом и о многом другом нам расскажет Наталья Буланова генеральный директор PR-агентства «Nota Bene», первый PR-директором лиги М-1. Среди проектов и клиентов: Ф.Емельяненко, А.Емельяненко, С.Харитонов, Д.Аскеров, М.Маликов, Клуб Единоборств №1, бойцовское шоу «Легенда», спортивная лига «М-1», «Pro Fc», лига «ACB» и другие. В данный момент агентство Натальи является единственным агентством в России, которое специализируется на продвижении единоборств.

Здравствуйте, Наталья! Ходят слухи, что UFC «расширяется на восток». Самый известный в мире турнир метит на Россию. Значит ли это, что многим нашим клубам придется уступить мировому гиганту?

Я думаю, речь о том, чтобы «уступить место» не идет вообще. Ведь, чтобы уступить место, его для начала надо занять. При всем уважении к российским промоушенам, до UFC еще очень далеко каждому из них. UFC – мировой лидер, и говорить о какой-то конкуренции просто глупо.

Наталья Буланова

Профессиональный «боевой» спорт в России. В чем его принципиальное отличие от западных аналогов? Когда говорят об отечественных турнирах и чемпионах, то показывают лица братьев Емельяненко, Шлеменко, Харитонова и прочих. Начинает складываться впечатление, что отечественные ММА – дом для престарелых бойцов, которые никак не могут расстаться с рингом, а из молодых мы видим, в основном кавказский контингент.

Принципиальное отличие в том, что, в США, где ММА – это уже давно бизнес, есть сформированный рынок, в России уровень развития ММА находится на уровне австралопитеков. О том, что вообще есть рынок, говорить глупо. Рынок только-только формируется, и я думаю, что нам понадобится минимум 10 лет, чтобы можно было начать говорить о конкуренции.

Соглашусь с тем, что продвижением молодых бойцов профессионально не занимается никто. Отсюда – дефицит информации о них в СМИ. Самое большое заблуждение промоушенов и менеджеров, что «оно само» как-нибудь сложится. Все думают, что если делают бои, слава, известность и освещение в СМИ как-то само собой произойдет. Забывая о том, что это – огромная работа, которая требует больших временных и материальных ресурсов. Это как в шоу-бизнесе: есть гораздо более талантливые исполнители и авторы песен, чем те, которых мы слышим 20 раз в день по всем радиостанциям, но на виду будет тот, у кого лучше продюсер. Все то же самое и с пиаром в боях.

Работали ли вы с иностранными бойцами? Насколько тяжело или легче работать с отечественными спортсменами?

Я фанат Джона Джонса и в рамках рекламной кампании нового международного проекта «Harcord» я убеждала нашу команду, чтобы именно этот боец стал лицом рекламной кампании. Я считаю его одним из лучших в плане профессионализма и отношения к работе.

Иностранный или российский боец – я не буду делить по национальному признаку. У меня есть опыт работы как с европейскими бойцами, американскими так и российскими. Такого пафоса на ровном месте и полного нежелания сотрудничать с прессой я не видела ни у кого больше, чем у российских бойцов. Если боец пообщался с несколькими журналистами и получил какие-то значимые титулы, а часто и не сильно значимые – он начинает вести себя как голливудская звезда: отказываться от интервью, хамить журналистам и т.д. Социальные сети в этом плане – условное социальное зло.

Если сравнивать аудиторию традиционных медиа и соцсетей – сравнение не в пользу соцсетей. Но общение с фанатами и лайки в инстаграм могут заставить бойца поверить в собственную популярность. Хотя, если сравнивать с охватом, которые дают СМИ, аудитория соцсетей – маленькая и ограниченная.

Наталья Буланова

Тогда как Джонс, являясь топовым бойцом, прекрасно осознает важность пиара. В один день в Москве, который мы выделили для прессы, он потратил более 9 часов на интервью. Журналисты шли потоком. И он ответил на все вопросы, пообщался с каждым. Потому что он понимает – это часть его профессии. А многие наши бойцы считают, что тренироваться  и проводить бои – этого достаточно.

Недостаточно!

Работа по продвижению бойца – это работа его команды. Но о команде мы можем говорить, когда боец достигает определенного уровня. А до тех пор, пока боец сможет позволить себе содержать свою команду, он должен пройти долгий путь к славе и известности.

В чем основная проблема отечественных ММА? Когда к «рулю» нашего отечественного коммерческого спорта придут люди, не связанные с дотациями, криминалом и просто имеющие связи, но не талант?

Я не могу заниматься такими прогнозами, но думаю, что минимум 10 лет, как я уже говорила ранее. Абсолютно согласна, что 90% функционеров от ММА – имеют отношение к криминальным структурам. И говорить с такими людьми на цивилизованном языке – это путь в никуда. Нереально объяснить тем, кто вчера бегал по горам с автоматом, важность «пиара» и значение слова «репутация» и «медийный вес». Я правда пробовала!

Принципиальное отличие в том, что, в США, где ММА – это уже давно бизнес, есть сформированный рынок, в России уровень развития ММА находится на уровне австралопитеков

Сейчас все грезят боем Хабиба и Макгрегора. Но будем откровенны, Конор уже не в лучшей форме, а рейтинг Хабиба вызывает много вопросов. Увидим ли мы бой Хабиба с топовым противником на пике формы?

Не уверена, что обладаю полной информацией о физическом и эмоциональном состоянии обоих участников поединка. Но могу сказать совершенно точно: этот бой будут смотреть все. И Конор уже залез в голову к Хабибу и пытается психологически давить на него.

Ориентирование Хабиба на «хайп» — удачный ход на ваш взгляд? Не кажется ли вам, что его PR выглядит очень эклектичным? С одной стороны образ правоверного мусульманина, с другой скандалиста. Может быть, стоило остановиться на чем-то одном?

Я не очень хочу комментировать все, что связано с Хабибом, просто в целях сохранения душевного спокойствия. Объясню: когда я в одном из интервью посоветовала Хабибу чаще посещать светские мероприятия и разбавлять тематику одного лишь спорта в своем инстаграм чем-то не относящимся к спорту, утром на следующий день мой директ и все соцсети взорвались угрозами от его фанатов, которые не поняли значения слов «светское мероприятие», почему-то решив, что я предлагаю спортсмену посетить ночной клуб. Тогда как значение в данном контексте – «неспортивное»: премьера фильма, театр и т.д. Что-то, чтобы разбавить ленту, состоящую из гор, спортзала, ужинов с близкими и боев.

Я скажу одно: фанаты Хабиба оказывают ему плохую услугу и сильно портят его репутацию. Те фанаты, которые активно ведут себя в соцсетях (оговорюсь: адекватные фанаты Хабиба тоже есть, просто они себя не проявляют никак в пабликах в ВК) – в большинстве случаев ведут себя неадекватно.

Абсолютно согласна, что 90% функционеров от ММА – имеют отношение к криминальным структурам. И говорить с такими людьми на цивилизованном языке – это путь в никуда

Это адекватно: заходить к Конору на страницу и писать оскорбления на русском? Ставить смайлы петуха под его фото с ребенком?

Я ни на одном из форумов – англоязычных – не видела столько оскорблений и мата, сколько в российских фанатских пабликах.

И молчание Хабиба на эту тему можно считать молчаливым одобрением действий его фанатов.

В одном из своих интервью вы упомянули, что есть два вида спонсорства и пока, в России, в приоритете первый вид, связанный со связями, «кумовством». Но, к сожалению, так не только в спорте. Может ли что-то измениться в коммерческих боях, пока не изменится общекультурный уровень?

Может, потому что в том же футболе мы уже наблюдаем рыночную историю: когда рекламодателям интересно размещение рекламы, и «кумовство» значения не имеет. В боях это только-только зарождается, но я уверена, что с ростом популярности единоборств, будет развиваться.

Я ни на одном из форумов – англоязычных – не видела столько оскорблений и мата, сколько в российских фанатских пабликах.

На ваш взгляд, связан ли чемпионский титул Хабиба со стремлением UFC закрепиться на российской почве?

Не думаю, что есть связь. UFC может закрепиться в любой точке мира. Им в принципе не нужно заигрывать ни с одной с аудиторией. Это бренд, который может провести турнир в любой стране, им не нужны местные представители, и они могут быть уверены, что продадут полный зал.

Наталья Буланова

Не является ли тормозящим фактором то, что самые крупные промоушены ММА в России завязаны на специфике отдельных, известных нам, регионов?

Нет, не является. Главный тормозящий фактор – тот, что все турниры – минусовые. Их не рассматривают как бизнес, а рассматривают, как затраты, которые не окупаются. Отсюда большинство проблем. Второй фактор — отсутствие платного телевидения.

Спортсмены из каких видов единоборств в России и в мире становятся лучшими бойцами, на ваш взгляд?

Бокс.

Какой вид единоборств и спорта нравится лично вам?

— ММА и бокс, а также тайский бокс.

Чего ждать от ММА в будущем, в России и за рубежом?

— В Мире популярность ММА будет расти, в России тоже, но российский рынок будет развиваться медленнее по сравнению с мировым.

- Реклама -