Айкидо: религия или боевое искусство?

0
613
Будо Каратэ

Айкидо в историческом разрезе. Айкидо, как реформированная школа дзю-дзюцу.

Начнем с того, что наименование системы, являющейся родоначальницей айкидо – айки-дзю-дзюцу (合気柔術).  Если говорить о том варианте этой системы, который был создан учителем Уэсибы Такэдой Сокаку, то он назывался дайто-рю айки-дзю-дзюцу (大東流合気柔術). Из этого названия видно, что данная система является ничем иным, как разновидностью дзю-дзюцу (джиу-джитсу). Слово «дзю», когда говорят об этой системе, часто пропускают, из-за чего создается ошибочное впечатление, что это какая-то совершенно специфическая система, принципиально отличная от джиу-джитсу. Таким образом, надо понять, что айкидо представляет собой реформированное джиу-джитсу.

Болевые на кисть, это один из ключевых разделов «исторического» джиу-джитсу. Уэсиба, будучи, учеником Такеды Сокаку, впитал традицию стиля айки дзю-дзюцу. Но стоит понимать, что это не все джиу-джитсу, плюс к этому нужно учесть, что у Уэсиба многое идет от школы фехтования кендо, в котором он значительно преуспел. Кроме того, следует отметить, что основатель айкидо был просто физически сильным человеком, огромное значение придававший общефизической подготовке. Это уже позднее, сформировался образ некоего худощавого старца. Если взглянуть на фотографии молодости, то мы увидим довольно крепкого мужчину.

И здесь следует отметить, что айки-дзюцу, как и все самурайские школы шли от ситуации боя в рамках средневековых представлений о нем. То есть, когда человек, к примеру, нападает на вас с мечом, в доспехах.

То есть это было обучение для форс-мажорных обстоятельств, когда ни лука, ни меча у самурая не оставалось.

При этом не следует думать, что  все джиу-джитсу сводилось к болевым на кисть. Некоторые школы развивали партер, считая именно его наиболее боевым, так как противника легче всего было задушить или зарезать, когда тот оказывался на земле (например, фусэн-рю дзю-дзюцу, оказавшая большое влияние на становление и развитие дзюдо). По всей вероятности, именно такие школы стали источником для становления дзюдо, а позднее и бразильского джиу-джитсу, воспринявшее дзюдо, в его ранней, до олимпийской формы.

Прикладное значение айкидо.

Если говорить о прикладном значении айкидо, то отметим, что оно, действительно, идет от прикладных техник айки-дзю-дзюцу. Но проблема в том, что дзю-дзюцу исторически прикладывалось к ситуации средневекового боя, а не к тем ситуациям, которые могут возникнуть в наше время в ходе самообороны.

Техника айкидо настолько специфична на сегодняшний момент, так как ориентируется на ситуацию средневековой атаки, когда противник бежит, облаченный в доспехи, руки заняты мечом или другим оружием и, в связи с этим, он движется с инерцией. Быстро остановиться или поменять направление движения ему сложно. При этом, бегущий в атаку самурай тоже человек и ему тоже страшно, что также препятствует адекватному и быстрому реагированию с его стороны. Таким образом, мы получаем со стороны атакующего, мало контролируемое им самим, но при этом достаточно инерционное движение. Тут и начинается искусство перенаправление этого движения с сохранением его инерции, с сохранением кинетической  энергии.

Отметим, что энергия, в данном случае,  – это именно механическая энергия. Легко видеть, что во время демонстрации атакующий, очень часто, именно бежит на защищающегося оппонента или делает подскок, чтобы иметь эту кинетическую энергию. Тогда оказывается возможным продемонстрировать ключевую идею айкидо: использовать силу противника против него самого, Именно в этом случае возникает ощущение  легкости и изящества в управлении атакующим оппонентом, и  появляется характерный облик айкидо.

Айкидо и другие школы боевых искусств.

А когда мы видим противостояния другим школам боевых искусств, то бросается в глаза, что вся «воздушность» айкидо исчезает, и начинается обычное джиу-джитсу. Это мы можем видеть на видео, в том числе, с участием старых мастеров, учеников Уэсибы. Посмотрим поединок с дзюдоистом того же Коичи Тохея, видео с которым мы видели выше. При этом надо иметь в виду, что Коичи Тохей также имел черный пояс по дзюдо.

Отметим также, что эти ситуации предполагали, что контратака будет не продолжительной. Она либо превратиться в драку, с последующим падением и возней, в том случае, если вас сразу не зарубили, либо, в положительном исходе, атака будет отражена, и вы постараетесь найти любое оружие на поле боя. Поэтому демонстрация айкидо могла бы выглядеть реалистично применительно к средневековому бою. То есть предполагалось, что для дальнейшей атаки дело не найдет. Можно сказать, что айкидо использует арсенал техники в довольно специфических узконаправленных ситуациях.

Айкидо, как мессионерство.

Уэсиба придал мистический характер своему учению, так как принадлежал к религии Оомото-кё, которая была официально зарегистрирована как «сектантский синтоизм» (такая юридическая категория была в Японии того времени, и вписаться в нее можно было любому желающему).  Секта сформировалась под влиянием, в том числе и христианства, с его идеей непротивления злу насилием. Но следует сказать, что в молодости Уэсиба придерживался националистических и милитаристких взглядов и даже добровольцем ушел на Русско-японскую войну.

Позже у него сформировалась идея создания боевого искусств «без насилия». Это находило свое выражение в таких идеях, как например, что болевые полезны для суставов и техника айкидо является неким массажем. Отсюда возникли странные традиции, когда после того или иного приема, особенно после броска, оба оппонента должны были рассмеяться, дабы погасить агрессию – «обратить ужасающую злобу в веселый смех». Таким образом, айкидо априори не рассматривалось как нечто, предназначенное для боя или войны, хотя основная идея этого сохранялась.

Само Омото-кё рассматривало айкидо, как метод миссионерства. Считалось, что само учение слишком сложно для иностранцев, поэтому айкидо будет для них этаким облегченным вариантом.

При этом, следует отметить, что сам Морихеи Уэсиба был глубоко верующим синтоистом. Но здесь есть любопытный момент: хотя он и считал, что синтоисткий мистицизм является основой высшей ступени мастерства в айкидо, но систематически он никого именно мистической стороне не учил. Он считал, что это его личная практика. Как-раз мистический уровень каждый человек должен постичь сам.

Позднее, те ученики, которые учили именно мистической составляющей айкидо, фактически, реконструировали ее сами, по отдельным высказываниям Уэсибы, либо наблюдением за его личной практикой.

Будо Каратэ

Айкидо и «бесконтактный бой».

Наряду с бесконтактными стилями в ушу, айкидо стало одним из источников для всех бесконтактных стилей. Надо сказать, что в самом айкидо бесконтактные техники излагались нечасто, ограничено и довольно скромно. Сам Уэсиба не выстраивал айкидо на основе этих техник.

Уже в поздние годы, это было доведено до абсолютизма, считая бесконтактные техники неким универсальным и действующим боевым искусством, причисляя их к, якобы, системам спецназа. И прочие чудачества.

Мы можем посмотреть на видео Уэсибы и учеников и увидеть, что они вполне контактно взаимодействуют с оппонентом. Красивые падения в айкидо, изначально носили характер ухода от кистевых захватов и бросков, не предполагая какую-либо самоцель. Тем более, не предполагалось, что бросающий может заставить так «летать» соперника.

Каждая попытка сделать айкидо «работающим», приводит к тому, что оно превращается в свои истоки, а именно в джиу-джитсу.

Как было сказано выше, айкидо рассматривалось как адаптированное религиозное учение. И здесь имеется ввиду, что это не какая-то слабость айкидо, именно в медитативности и определенном духовном воспитании заключен его смысл.

Рассматривать айкидо, как разновидность рукопашного боя примерно тоже, что учиться драться с помощью оздоровительного тайцзи-цюань или цигун.

В айкидо довольно умиротворяющая обстановка, это хорошее средство расслабиться после работы, почувствовать дух традиционной Японии. Кроме того, надо понимать, что айкидо, несмотря ни на что, происходит из джиу-джитсу, поэтому отдельные элементы, физическая подготовка в целом, могут играть вполне прикладную цель. Просто не следует покупаться на маркетинговые ходы и ожидать какой-то фантастики.

Материал подготовлен при содействии доктора философских наук, востоковеда А.В. Арапова.

- Реклама -