Эволюция правил спортивного каратэ

1
617

Каждый год, по многу раз участвуя в судействе соревнований по каратэ, от крупных международных турниров до клубных состязаний, приходится сталкиваться с вопиющей неосведомлённостью некоторых коллег-судей, тренеров и спортсменов, которая едва ли не граничит с безграмотностью.

Каждый год, после подобных наблюдений, появляется желание хотя бы немного просветить тех, кому интересны традиции спортивного каратэ и вот теперь я нашёл немного времени для этого.

Понимаю, что не у каждого хватит терпения дочитать написанное здесь до конца, но льщу себя надеждой, что хотя бы некоторым это удастся и пойдёт на пользу.

Люди, пришедшие в каратэ сравнительно недавно, склонны воспринимать современные правила как нечто цельное и законченное, но между тем это совсем не так и правила различных дисциплин спортивного каратэ продолжают изменяться.
Для того, чтобы лучше разобраться, с чем же нам приходится иметь дело, желательно проследить историю турнирного каратэ с самого начала.

Принято считать, что первые крупные соревнования состоялись в Японии в 1957-м году. Наверняка какие-то состязания случались и до этого, но единые правила, по которым стали определять победителя, были разработаны именно тогда.

Была принята форма “бесконтакта”, то есть атаки было запрещено наносить в полную силу, их останавливали в нескольких сантиметрах от зачётных зон, в которых были расположены наиболее уязвимые части человеческого тела. Считалось, что такая атака, выполненная в полную силу, приведёт к нокауту или даже смерти, поэтому она оценивалась как “Иппон” (в дословном значении “одно очко”, что было синонимом “чистой победы”). Если же удару не хватало хотя бы одного процента до такого потенциала, то его оценивали в “Вадза-ари” (половина техники) и две таких оценки складывались в Иппон (Вадза-ари авасэтэ иппон!) принося победу.

Проводя параллель с боем на мечах, объяснялось, что “вадза-ари” означало серьёзное ранение, а “иппон” – смерть. Из-за того, что у человека только одна жизнь, то и соревновательный поединок проводился до одного “иппон” и назывался такой формат “Шобу Иппон” (Победа или поражение до одного очка).

Стоит сказать, что такой подход был “калькой” с критериев соревнований по дзюдо, которое на тот момент уже было хорошо известно во всём мире и боролось за олимпийский статус. Следует заметить также, что первоначально в Шобу Иппон не было разделения на весовые категории и все участники боролись лишь за один высший титул.

Автор Статьи Игорь Сироткин.

Некоторое время спустя, чтобы увеличить массовость и заинтересовать в участии большее количество спортсменов, стали вводить весовые категории и создали формат “Шобу Санбон” (Победа или поражение до трёх очков), чтобы у бойца, пропустившего “чистый” удар, сохранялся шанс отыграться и победить.

Это сразу же внесло путаницу в критерии.

В протоколах “вадза-ари” стали записывать как “одно очко”, а “иппон” – как “два очка”, то есть для полной победы нужно было набрать не три (Санбон), а шесть очков. Кроме того, по критериям дзюдо, высший бал всегда обеспечивал победу, даже если у противника имелось любое количество низших. Дело в том, что в дзюдо имелось ещё две оценки – “Юко” (Эффективность) и “Кока” (Результат). В протоколах дзюдо их записывали так – кока 3 очка, юко 5 очков, вадза-ари 7 очков, иппон 10 очков. Это делалось только для того, чтобы протоколистам было понятно, какая из оценок выше.

Оценки “кока” и “юко” не складывались. Если вы сделали три броска, оцененных в “кока” и до конца схватки счёт не изменился, то вам присуждали победу со счётом 3:0 (а не 9:0). Если вы заработали две “кока” и пять “юко”, то побеждали со счётом 5:0 (а не 31:0). А если ваш противник смог за свой бросок получить “вадза-ари”, то он побеждал вас со счётом 7:5, так как его бросок был технически более совершенен! Чистая победа записывалась как 10:0, с таким же результатом записывали победу при получении двух “вадза-ари”. В Шобу Санбон заработавший три “вадза-ари” побеждал противника, получившего только один “иппон” за отличный удар, то есть качество уступало место количеству и вторым разочарованием для ревнителей традиций было то, что человеку “дарили” три жизни.

Другими словами, соревнования Шобу Санбон стали ещё большей игрой в каратэ, нежели прежний Шобу Иппон.

Но и на этом популяризаторы спорта не пожелали остановиться, придумав новый формат “Шобу” и три оценки “Иппон” (одно очко), “Нихон” (два очка) и “Санбон” (три очка), разделив их по сложности и зрелищности, а не по эффективности. Не вдаваясь в нюансы можно сказать, что “санбон” присуждался за удары ногами по верхнему уровню и добивание после разрешённых бросков, “нихон” – за удары ногами по корпусу, “иппон” – за удары руками в любую из зачётных зон. Чистую победу приносил разрыв в восемь очков, так что у равных соперников всегда был шанс склонить чашу весов на свою сторону, если им хватало для этого отведённого времени.

Если сравнить эти три формата соревнований кумитэ (боёв) то стоит сказать, что наиболее критично судьи оценивают действия спортсменов в “Шобу Иппон”. В “Шобу Санбон” оценки дают “охотнее”, а в “Шобу” не обращают большого внимания на такие основополагающие принципы как баланс, присутствие духа (дзаншин), концентрацию (хотя в правилах всё вышеперечисленное имеется). Я никоим образом не хочу сказать, что какой-то формат лучше, а какой-то хуже. Проблемы начинаются тогда, когда спортсмены или судьи, специализирующиеся на одном, решают поучаствовать в другом. Как результат – судейские ошибки и необоснованные протесты (не имеются в виду протесты по поводу судейских ошибок).

Ещё большую неразбериху внесли создатели формата “Шобу”, когда решили переименовать оценки. Теперь за результативную атаку, приносящую 3 очка они объявляют “Иппон” (что дословно переводится как одно очко), 2 очка – “Вадза-ари” (которое за десятилетия также привыкли считать одним очком), 1 очко – “Юко” (термин “эффективность”, позаимствованный у дзюдоистов).

Следует признать, что прежние термины (Санбон, Нихон и Иппон были логичнее и более к месту, не входили в противоречие с японским языком и традициями). На этом фоне совсем теряется прежний смысл термина “Иппон”, означающий чистую победу за великолепную технику. Это, пусть и утопическое, но стремление к труднодосягаемому – победить одним ударом. То есть воспитание учеников в духе “Иккен Хиссацу”, от которого спортивное каратэ нас уводит всё дальше.

- Реклама -

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. На мой взгляд, правила “одним ударом”, “одним броском”только привели к деградации единоборств. как правило, подготовленного противника так просто одним ударом или одним броском не победить. особенно в реалиях жестокого боя, когда речь идет о жизни и смерти, в нем каждый будет рвать и грызть, чтобы выжить. а правила, а-ля кендо приводят к полной профанации, посмотрите на WKF, дзюдо.