Интервью о самбо и боевых искусствах востока

0
741

Мы беседуем с Николаем Сокиркиным, философом и писателем, активно практикующим боевые искусства.

Приветствую, Николай Иванович! Позвольте задать несколько вопросов.

  1. Чем можно объяснить исключительный успех советских самбистов на международных соревнованиях по дзюдо в 1960-е гг.?

 Приветствую!

Я бы отметил, что успех наших самбистов виден во многих аспектах: в военных действиях, в мире борьбы и в мире смешанных единоборств. Что касается успеха в дзюдо, то, во-первых, это хорошая спортивная база и давняя борцовская традиция. Вопреки расхожему мнению, самбо это далеко не переделанное дзюдо, хотя влияние японской борьбы в генезисе самбо заметно. Но, с таким же успехом можно говорить и о влиянии джиу-джитсу на отечественное самбо (к слову, само по себе дзюдо, это синтез двух школ джиу-джитсу: Тэсин Синъё-рю и Кито-рю, чего не скрывал и сам Дзигаро Кано).

Так же в самбо заметно сильное влияние подготовки по программам спортивной борьбы (вольной и классической), кроме того, самбисты изначально сделали свою систему «открытой» для новшеств, в тот момент, как японцам, был присущ консерватизм. В первых схватках, они были удивлены увидев, как грузинский борец лихо отправляет японского визави на татами, используя броски прогибом, но засчитывать их отказывались, так как в дзюдо такой техники не было.

Так что успех можно было бы заключить в двух основных составляющих (хотя их, несомненно, больше): хорошая борцовская традиция и «открытость» самого самбо.

  1. Есть мнение, что методика тренировок советских дзюдоистов была в корне отлична от кодокановской и фактически являлась не дзюдоистской, а самбистской?

Да, собственно, так и было, по воспоминаниям первых дзюдоистов, они даже турниры по дзюдо проводили в куртках самбистов, из-за дефицита дзюдог. Плюс к этому у нас никто не разучивал ката, разве что только в некоторых секциях, да о «боевом разделе» в дзюдо слышали единицы. Даже пояса в дзюдо до сих пор носят немногие и то, начиная с первого разряда. Но это сыграло на руку нашим спортсменам, самбисткая подготовка оказалась не хуже японских систем.

  1. Распространенным упреком в адрес самбо является то, что в нем отдается предпочтение физической силе в ущерб технике. Соответственно, предполагается, что более утонченная техника дзю-дзюцу или хапкидо позволяет физически более слабому противнику одержать победу над более сильным. Как ты это прокомментируешь?

Мы все взрослые люди, неужели кто-то считает на самом деле, что разучив несколько «секретных» приемов или выучив болевые точки на теле противника, он сможет победить хорошо подготовленного бойца или опытного хулигана?

Как правило, люди это утверждающие имеют слабые представления о реальном поединке, воспринимая боевые искусства через призму фильмов с Брюсом Ли и самоиздатовским книгам по каратэ.

Я вообще не встречал ни одного сильного бойца на планете, представителя хапкидо или традиционных стилей. Можно, конечно, оправдать это тезисом: «им это не нужно», но, как известно, попытки померяться силами с представителями других стилей у вышеуказанных направлений были, но окончились неудачами, к тому же, легенды о мастерах востока изобилуют историями поединков друг с другом и с западными силачами, а тут вдруг им все это стало ненужно.

Не имею ничего против хапкидо, как единоборства (мой первый тренер, в прошлом вел занятия по хапкидо, мне знакома эта система), но когда я вижу холенные сытнинькие лица, обрюсшие животики «мастеров внутренних стилей», «боевых систем» или «продолжателей самурайской традиции», которые начинают критиковать ММА или, к примеру, тот же бокс за их спортивную составляющую, причисляя себя к «боевой» традиции, я понимаю, что они слишком оторвались от реальности и живут в своем вымышленном мирке.

К слову, если вы посмотрите архивные хроники, в которых представлено джиу-джитсу, то увидите там много, так называемых «силовых» приемов, в той же школе Тэсин Синъё-рю были распространены приемы борьбы лежа, особое внимание уделялось шимэ-ваза-технике удушения, а это, что ни на есть «силовая» борьба.

Образ джиу-джитсу, как некоего аналога айкидо возник в 20 столетии, в связи с антимилитаристской тенденцией в развитии японского общества и сведения единоборств к формально-ритуализированным составляющим, которое началось еще в период Мэйдзи. Хапкидо и вовсе создавалось, как корейский аналог японской борьбы с добавлением ударов из тэйквон-до. другой вопрос, насколько создатель хапкидо мог овладеть техникой борьбы аристократов в Японии, будучи корейцем (ненависть японцев к корейцам имеет глубокие корни), да еще и слугой. Но это другой разговор.

Что касается техники и грубой силы, то без силовой подготовки и выносливости не одолеть хорошо подготовленного противника. К тому же, «техническая» составляющая есть в любом единоборстве, будь то самбо, хапкидо или греко-римская борьба. Мнение о том, что в некоторых стилях все строиться на «грубой физической» силе, а в других, на «мягкости», расхожий миф. Вернее, есть единоборства, в которых буквально понимают принцип «мягкости», но, как правило, этот принцип не работает в реальности. Любой мастер своего направления старается затратить, как можно меньше сил на победу, если вы поборитесь с профессиональным самбистом или дзюдоистом, то сможете почувствовать насколько меньше в них суеты и грубости, чем у начинающих спортсменов.

Как правило, рассчитывающие на «внутреннюю энергию», «мягкую» технику чаще всего носят ритуально-формальный характер в своей подготовке и не имеют навыков ведения свободного поединка.

Разберем сам термин «джиу-джитсу» — «мягкое, гибкое искусство», но гибкое или мягкое не в плане приемов, в средневековой Японии так обозначались приемы с оружием и без него. Так вот «мягкие» техники относились к ведению поединка без оружия, либо с небольшим холодным оружием.

Конечно же, может менее атлетичный  боец выиграть у более «сильного», примером тому стал легендарный Грейси на первых турнирах UFC, но это немного не то, о чем говорят представители «мягких» стилей.

Николай Сокиркин
  1. Существуют разные подходы к пониманию уязвимых точек. Есть традиционная теория, согласно которой уязвимые точки связаны с системой меридианов и энергетических каналов, рассматриваемых в традиционной китайской медицине. Другая точка зрения заключается в том, что значение этих точек следует объяснять с позиций западной анатомии и физиологии (расположение нервов, костей, кровеносных сосудов). Какая точка зрения тебе ближе, и имеет ли практическое значение этот спор?

Думаю, практического значения не имеет, раньше я и сам придерживался мнения о наличии меридианов и энергетических каналов. Но со временем перешел к более сциентистким взглядам.

Что касается более «метафизического» взгляда на этот вопрос, то об успехе той же китайской медицины сложно говорить, так как мы о ней слышим, в основном из уст самих китайцев, ну или страстных поклонников восточной экзотики. Когда дело касается чего-то экстренного, спасения жизни, то все, включая самих поклонников такой медицины, спешат к обычным «западным» врачам. Как понимать эти точки, исходя из боевых искусств, значения не имеет, главное, чтобы это работало. А вот эффективность такой работы уже другой разговор.

  1. Теперь к практической стороне работы с уязвимыми точками. Тут опять есть два подхода. Согласно первому, следует оттачивать точность удара, чтобы попасть в точку, например, пальцем. Согласно второму, в реальном поединке это все равно невозможно (или освоение этого искусства займет непропорционально длительное время, которое можно потратить на освоение более полезных вещей), и имеет смысл наносить удар в более обширную область, который все равно захватит и данную точку. В этом случае важнее сила удара.  Каков твой взгляд на этот вопрос?

В любом единоборстве удар всегда наносится в наиболее уязвимое место противника. Баек и легенд о том, как некий сухенький старичок. вышедший из толпы, одним касанием поразил крепкого европейца или американца, множество, но в реальности для этого старичка все может закончиться плачевно.

В пылу борьбы с подготовленным или просто крепким соперником, воздействие на уязвимые точки либо будут иметь очень кратковременный эффект, либо вовсе его не дадут. В пору моих занятий джиу-джитсу нам разрешали применять «грязные» приемы, воздействовать на болевые точки, тянуть за волосы, но по моему опыту, ты только отвлекаешься на это, в итоге быстрее всего победа достигалась привычными «спортивными» приемами.

Один спорщик в сети пытался меня «вразумить», гордо заявив, что в толпе надо бить прицельно в горло, глаза, пах. Но этот товарищ, видимо просто никогда не был в ситуации, когда вокруг тебя собирается разъяренная толпа или, не дай бог, она тебя начала избивать. К тому же, следует учитывать, что живой человек, это не манекен, не мешок и не макивара, он подвижен, к тому же, на нем может быть плотная одежда.

Вся проблема этих утверждений в том, что носители этих идей ищут легкого пути и живут красивыми легендами. А для боевых искусств, это очень опасно.

  1. Существуют ли в наши дни в боевых искусствах тайные знания, которые являются достоянием только той или иной конкретной школы и неизвестны за ее пределами?

Да их и раньше не было. Просто в 20 столетии это мнение превратилось в целую индустрию, приносящую хорошую прибыль. Можно говорить о каких-то «тайных» знаниях с той позиции, что многие школы были изолированы друг от друга и, например, эффективные приемы борьбы в партере могли быть «секретными» техниками для другой школы.

Сейчас многие поклонники боевых искусств бывают в тех местах, где, как считалось, живут обладатели невероятных знаний и умений. Как не печально, тамошние обыватели ничем таким не обладают и вряд ли обладали.

  1. Рассмотрим мнение, согласно которому представитель каждого вида единоборства имеет уязвимость, связанную с правилами его единоборства, запрещающими те или иные действия.  В результате, у него не отработана реакция на такие действия, и он на интуитивном уровне не ожидает их во время схватки (хотя теоретически понимает их возможность).  Например, борец не ожидает удара в голову, когда он проходит сопернику в ноги, а боксер не ожидает лоу-кик  по опорной ноге. Эти уязвимости могут быть использованы соперником во время боя  по правилам, например, ММА. Насколько это соображение, на твой взгляд, резонно? Можно ли считать, что в ММА этот недостаток преодолен?

Да, такой недостаток имеет место, но это можно преодолеть, что мы и видим у представителей ММА. Хотя, я видел много спаррингов боксеров против единоборств, в которых бьют ногами, и не могу сказать, что боксеры выглядели так уж беспомощно. А борцы и вовсе долгое время держали лидерство в первых турнирах UFC.

Смешанные единоборства, действительно, смогли преодолеть это, так как подготовка проводится на «всех уровнях» ведения поединка.

  1. Есть мнение, что во время схватки с несколькими противниками ударная техника предпочтительней бросковой, так как во время броска сложнее отреагировать на нападения второго противника сзади. Аналогичными соображениями,  как правило, объясняется прикладное значение ката. Твоя позиция по этому вопросу?

Все зависит от самого человека, думаю, против толпы вам не поможет ничего. Хотя нельзя так однозначно сказать, в подобной ситуации вообще много разных моментов, нужно иметь хорошую выносливость, физическую силу, быстро передвигаться, не давать себя свалить, быстро оценивать ситуацию, просто одного сильного удара или умения бросать будет мало. А больше всего пригодится умение не попадать в такие ситуации или пользоваться тяжелым предметом, который будет под рукой.

А вот ката тут точно никак не поможет.

[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=Q2psQx0qxRA[/embedyt]

  1. Твоё отношения к курсам самообороны, в том числе, «самообороны для женщин»? Являются ли они более эффективными с точки зрения выживания в уличной драке по сравнению со спортивными единоборствами?

Нужно иметь навык конкретного единоборства (просто для уличной драки прекрасно подходит бокс), просто курсы самообороны тут вряд ли помогут. Невозможно «научиться» драться на улице, все курсы «стрит-файтинга» — коммерчески успешные проекты. Чтобы защитить себя на улице, можно овладеть конкретным видом единоборств (с контактными спаррингами) и его использовать, либо вырасти в хулиганской среде.

А курсы самообороны для женщин вообще преступны по определению, так как без хорошей спортивной подготовки, женщина ничего не сможет противопоставить взрослому здоровому мужчине. Я как-то брал интервью у  одной чемпионки по ММА и кикбоксингу, она так и сказала, что если вы не чемпионка по ММА в тяжелом весе, вряд ли вы одолеете сильного мужчину.

Конечно же, нельзя сказать, что женщины обречены в случае нападения, я бы посоветовал хорошего тренера по БЖЖ и муай тай. Удары локтями и коленями мощны, занимают меньше времени и сил, к тому же никто вам не даст выделывать красивые маваши в голову, а БЖЖ по сути необходима, так как уличная драка вообще часто заканчивается падением на землю, особенно это актуально при нападении на женщин.

  1. Как известно, в армейских наставлениях по физической подготовке имеются разделы, посвященные рукопашному бою. Насколько целесообразным является обучение этим комплексам «на гражданке»? Действительно ли в тех школах, которые позиционируют себя как «спецназовские» изучаются эти приемы и комплексы из армейских наставлений?

«Системы спецназа»  еще один пагубный миф в боевых искусствах. Мне приходилось общаться с представителями спецназа ГРУ, ВДВ, МВД, все в один голос ответили, что толком никакой «рукопашной» подготовки им не давали. Более того, я сам работаю в силовой структуре, нет у нас никакого понятия «рукопашного боя» или должности «инструктор по рукопашному бою». В МВД, к примеру, есть «боевые приемы борьбы», но ни в одном наставлении вы не встретите термина «рукопашный бой». Эти приемы напоминают джиу-джитсу годов 30-х.

 Есть либо инициатива отдельных людей по проведению занятий среди личного состава, скажем так, по «рукопашному бою», но это при наличии времени и желания.  Как правило, это обычные «спортивные» приемы. Если же говорить о специфических приемах, таких как «снятие часового», «доставление задержанного», то обучать этому можно и «гражданских», другое дело, а зачем это нужно. Куда и кого вы будете доставлять, кого вы будете «снимать»? Никто никогда в армиях мира не ведет боя голыми руками, это невозможно по принципу. В древности у воинов было клинковое оружие, а вести бой против вооруженного самурая голыми руками было бы равносильно самоубийству, сейчас, в лучшем случае, что может произойти в рукопашной схватке, это штыковой бой, атака ножом, саперной лопаткой. Но в обычной жизни вам вряд ли пригодятся навыки штыкового боя, не будете же вы ходить с АК, к которому пристегнут штык-нож или с саперной лопаткой.

- Реклама -