Всё, что вы хотели знать о Шотокан

0
2116
Shotokan

Шотокан (松涛館 –shotokan)  – стиль японского каратэ-до, имеющий корни с острова Окинава. В русском произношении многие называют его как «Сётокан». Более точное звучание на японском языке – «Щиотокан».

Шотокан Каратэ-До – самый массовый и классический стиль Каратэ-До не только в Японии, но и во всем мире, и относится к четырем крупнейшим стилям каратэ-до, наряду с Годзю-рю, Шито-рю, и Вадо-рю. Основан окинавским мастером Гичин Фунакоши. Шотокан в дословном переводе означает “Дом Шото” и под этим названием существует с 1936 года.

Многие ошибочно считают, что название стиля переводится как “дом сосны и волны”. На самом деле “Шото” это литературный псевдоним Г. Фунакоши, взятый им еще со времен пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище, в г. Шури (Сюри). Там же у Г. Фунакоши была своя школа, под названием “Шото Гакко”, где он преподавал каратэ. Вот именно псевдоним “Шото” переводится как “сосны и волны”, но это не имело никакого отношения или связи с самим Каратэ-До, до тех пор, пока ученики Г.Фунакоши не построили в знак благодарности своему учителю “Додзё”. Над входом они повесили вывеску, на которой написали прозвище учителя. Было написано “Дом Шото”. Отсюда школа Фунакоши и получила название Шотокан.

Красный круг, охваченный белым полумесяцем – символическое изображение солнца и луны, представляет собой эмблему стиля Шотокан и означает единство двух противоположных начал мироздания – Инь и Ян – Луны и Солнца.

Тотемный знак – стилизованное изображение тигра с поднятой передней лапой. Ранее, еще над задней лапой тигра бил изображен иероглиф “Кё” (Учение). В наши дни на эмблемах многих организаций иероглиф отсутствует.

Как известно корни стиля ведут из Японии на остров Окинава, где Г. Фунакоши обучался у своих учителей, а из Окинавы в Китай, в монастырь Шаолинь. Именно там был создан стиль Хунгар – “Школа Пяти Зверей”, в которую вошли стиль Дракона, Журавля, Змеи, Леопарда и Тигра. Далее стиль Тигра выйдя за пределы монастыря Шаолинь существовал и практиковался независимо, как отдельная школа Ву-Шу (У-Шу).

В Шотокан сохранились по сей день сильные низкие позиции, взрывная скорость и мощные удары, как это практиковалось в монастыре Шаолинь. В дальнейшем стиль изменялся и дорабатывался. О самом факте происхождения стиля предпочитали умалчивать как в Японии, так и на Окинаве, из-за политических трений тех времен. По той же причине “Искусство Китайской Руки” в Японии превратилось в “Путь Пустой Руки”.

Шотокан представляет собой вариант адаптированного Шури-Тэ (Сюри-Тэ) и генеалогически является прямым его наследником, поскольку Г. Фунакоши подверг основательной переработке систему, которую изучал у своих учителей, великих мастеров – Итосу и Адзато, учеников самого Сокон Мацумура.

Гичин Фунакоши сформировал из наиболее эффективных элементов техники и формальных комплексов “Ката” новую систему, которую он сам назвал просто “Каратэ-Джицу” (Искусство Китайской Руки) и лишь позднее, с 1936 года “Каратэ-До” (Путь Пустой Руки).

В 1935 году последователи каратэ всей страны учредили комитет, который создал фонд для строительства первого, независимого “Додзё”, предназначенного для постижения только каратэ, т.к. до этого не было специальных Додзё Каратэ и мастера были вынуждены преподавать в школьных и университетских залах. Строительство здания началось в 1935 году и было завершено весной 1936 года. В знак благодарности Мастеру – брусок над входной дверью был украшен тремя иероглифами – “Шо-То-Кан” (Дом “Шото”). Учитель, в возрасте 67 лет разулся и вошел в первое “Додзё Каратэ-До”. Так школа и получила название Шотокан.

В 1949 году ученики Фунакоши сэнсея создали официальную организацию “Нихон Каратэ Кёкай” (JKA – Японская Ассоциация Каратэ) и избрали мастера Фунакоши главным наставником.

После смерти Учителя, в среде последователей наметилась трещина, разделившая их на два лагеря: сторонников и противников учения Фунакоши. Последние считали некоторые положения, доктрины учителя слишком догматичными и жесткими. Результатом конфликта стало организованное отделение единомышленников Шигеру Эгами и Геншин Хирониши в виде самостоятельного течения – Каратэ-До Шотокай. Так же отделившись Хиронори Оцука создал Каратэ-До Вадо-Рю. Позже, когда во главе школы стоял его приемник Масатоши Накаяма, появились раздоры в руководстве JKA. В 70х годах группа инструкторов Шотокан Каратэ-До, выступавшая против спортивного уклона, предпочитающая жесткую традиционную форму Шотокан, а так же те, кто был против политических и идеологических амбиций руководства JKA, отделилась от ассоциации и создала свои международные организации. Это были Shotokan Karate-Do International Federation (SKIF) под руководством Хирокадзу Канадзава, International Traditional Karate-Do Federation (ITKF) под руководством Хидетака Нишияма. Ряд ведущих мастеров, возвращаясь к истокам, пытались заново постичь мистическую природу БУДО.

         

Спортивное каратэ-до в настоящее время, особенно на Западе, представляет собой изрядно упрощенную систему единоборства с направленностью на результат. Это касается соревнований как по Кумитэ, так и по Ката. Вместе с тем, многие современные мастера конца XX века и начала XXI века пытаясь вернуться к истокам, создавали новые организации, переосмысливая древние традиции. Среди таких мастеров имена великих сэнсеев Х. Нишияма, Т. Казэ, Х. Канадзава, Т. Окадзаки, Т. Ошина, Т. Асаи, Х. Шираи, М. Яхара и т.д. Многие из них считали, что Шотокан в погоне за массовостью и с популяризацией состязательной части каратэ стал менее эффективен и стал отдаляться от духа БУДО.

Изучение Шотокан Каратэ-До относительно труднее, чем изучение других стилей Каратэ-До и это обусловлено рядом причин.

Во-первых, это самый жесткий из всех стилей Каратэ-До, изначально требующий хорошей физической подготовки и предельной самоотдачи. Не случайно, на эмблеме стиля изображен тигр – тотемный покровитель. Известно, что за стенами монастыря Шаолинь XV века монахи практиковали стиль Хунгар (Школа Пяти Зверей), одним из которых являлся тигр. Стиль отличался резкими, мощными и стремительными атаками и перемещениями, и предназначался для развития и укрепления мышц и костей. В Шотокан Каратэ-До, с точки зрения требований, предъявляемых к технике исполнения, это полное соответствие канонам Шаолиня. Обязательны те же резкость, взрывная мощь, физическая сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти же качества были обязательны так же в Шури-Тэ мастера Итосу и они же «перетекли» в Шотокан. Так сохранилась традиция старошаолиньского Цюань-Фа.
Во-вторых, в каждом техническом приеме обязательна реализация совокупности нескольких параметров одновременно:

  • Правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию энергии “Ки”;
  • Своевременности действий;
  • Контроля движения ударной конечности, т.е. четкого окончания приема “Кимэ”;
  • Развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока.

В-третьих, программа обучения довольно таки обширна. Очень большой арсенал позиций, ударов руками, ногами, блоков, бросков, изучение разных техник и еще вдобавок в программу Шотокан входит изучение более 20 ката.

В Шотокан Каратэ-До особое внимание уделяется:

  • Вращательным “щелчковым” движениям бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках, особенно из низкой позиции;
  • Мышечному балансу. То есть, своевременному и мгновенному включению всех групп мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей) в конечной фазе поступательной траектории движения ударной поверхности, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или мгновенной остановкой “Кимэ”, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или так сказать ударная волна, распространяющаяся вглубь, внутрь поражаемой поверхности.

Формирование психофизических характеристик адепта идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом и техникой. Погружение в условия жесткой дисциплины и самодисциплины, а так же большой объем физических нагрузок предопределяют разрушение эгоцентризма и призванный развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.

Шотокан отличается от других стилей каратэ-до преимущественно линейным приложением силы ударной техники, поскольку кратчайший путь к цели – прямая. Это резко контрастирует, например с Годзю-Рю или другими стилями Цюань-Шу, изобилующими круговыми движениями.

Философия Шотокан Каратэ-До проста:

  • Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите – надежность и сила блока, чтобы у противника не возникло желание снова идти в атаку;
  • Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие и хлесткие удары ногами в средний уровень – “Чудан” (в корпус), подбивы и подсечки под опорную или обе ноги – “Аши-Бараи”;
  • Принцип ударов ногами: “Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной”. К тому же удар ногой в голову практически не эффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в Шотокан. “Джодан Гери” используется крайне редко и то в совокупности с комбинированнойием с ударной техникой или с использованием обманного финта.

Последователи стиля Шотокан стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино и предпочитают реализовывать принцип “Иккен Хисацу” (“одним ударом – наповал” или дословно “убить (сразить) одной стрелой”).

В данной статье, ниже, я хочу описать программу обучения и перечислить весь арсенал школы. Все то, из чего состоит классический и традиционный Шотокан Каратэ-До. Почему у меня возникло желание об этом написать? Пусть читатель, взглянув на все перечисленное, призадумается и задастся вопросами:

  • «Что я знаю о Шотокан?»;
  • «Что из перечисленного я изучал, практикуя Шотокан?»;
  • «Знаю ли я вообще о существовании этой техники в арсенале изучаемого мною стиля или я практикую только два-три удара рукой и столько же ногой, за которые я могу получить баллы на соревнованиях?»;
  • «Какова вообще моя цель в изучении Каратэ-До?»;
  • «Готов ли я годами изучать всю эту науку с целью стать сильнее физически и духовно, научиться самообороне или я умею драться и мне достаточно того, что я дерусь на соревнованиях ради славы, ради покрашенных в золотистый цвет медалей и кубков?».

О том, что Каратэ-До начинается с “рэй” и заканчивается “рэй” или о традиционных: “Шомэн ни рэй”, “Отогай ни рэй”, “Сэнсей ни рэй” я не говорю, как и о Додзё-Кун, о традиционном сэйдза или дзадзэн и последующей медитативной работой под команду “Мокусо”…

Далее…

  • Джунби Ундо – комплекс общеразвивающих упражнений (разминка),
  • Кейсей Ундо – упражнения для развития гибкости мышц и сухожилий (растяжка),

Далее рассмотрим всю базовую технику…

  • Дачи Вадза – позиции и передвижения в них:
    Хаисоку Дачи, Мусуби Дачи, Хачиджи Дачи (Шезентай), Хэйко Дачи, Учи-Хачиджи Дачи, Киба Дачи, Шико Дачи, Зенкуцу Дачи, Кокуцу Дачи, Наиханчин Дачи, Мото Дачи, Кё Дачи, Нэко-Аши Дачи, Какэ Дачи, Коса Дачи, Циру-Аши Дачи, Ганкаку Дачи, Фудо Дачи, Хангецу Дачи, Сочин Дачи, Санчин Дачи, Ханми Дзю-но-Камаэ, Шомэн Дзю-но-Камаэ.
  • Ударные поверхности:
    Руки – Сэйкен, Уракен, Тетцуи, Шуто, Хаито, Тэишо, Хаишу, Сейрюто, Кеито, Какуто, Вашидэ, Кумадэ, Иппон-Кен, Нихон-Кен, Накадака-Кен, Тохо, Удэ, Йонхон Нукитэ, Иппон Нукитэ, Нихон Нукитэ, Энпи.
    Голова- Куби.
    Ноги- Тэисоку, Коши, Какато, Сокуто, Хаисоку,  Цумасаки, Хидза (Хицуи), Шунэ.
  • Тэ Вадза:

а)Протыкающие: Сэйкен Чоку Цки, Ои Цки, Гяку Цки, Джун Цки (Мае-тэ Цки), Агэ Цки,  Татэ Цки, Кизами Цки, Нагаши Цки, Маваши Цки, Ура Цки, Каги Цки, Моротэ Цки, Авасэ Цки, Яма Цки, Рэн Цки, Санбон Цки, Гяку Санбон Цки, Мае Тобикондэ Цки.

б)Рубящие: Уракен Учи (Шомэн, Отоши, Сото, Уширо-Маваши), Тетцуи Учи (Отоши, Сото, Уширо-Маваши), Шуто Учи (Отоши, Сото, Уширо-Маваши), Хаито Учи (Сото, Отоши), Хаишу Учи (Сото, Уширо-Маваши), Удэ Учи (Агэ, Отоши, Сото, Уширо-Маваши), Куби Учи (Мае, Уширо, Отоши), Энпи Учи (Татэ, Мае, Отоши, Йоко, Уширо, Уширо-Маваши).

      • Укэ Вадза:
        Агэ Укэ, Сото Удэ Укэ, Учи Удэ Укэ, Гедан Бараи, Шуто Укэ, Осаэ Укэ, Нагаши Укэ, Хайван Укэ, Сакуи Укэ, Какуто Укэ, Тэишо Укэ, Какивакэ Укэ, Джуджи Укэ, Моротэ Укэ, Маваши Укэ, Энпи Укэ, Шунэ Гери Укэ, Микадзуки Гери Укэ.
      • Гери Вадза:
        Мае Гери, Мае Гери Кеагэ, Кин Гери (Мае Гери Хаисоку), Йоко Гери Кеагэ, Йоко Гери Кекоми (Какато, Сокуто), Маваши Гери (Хаисоку, Коши, Шунэ), Отоши Какато Гери, Микадзуки Гери, Гяку Микадзуки Гери, Ура-Маваши Гери, Уширо Гери, Уширо-Маваши Гери, Нидан Тоби Гери, Йоко Тоби Гери, Йоко Тобикондэ Гери, Мае Хидза Гери, Маваши Хидза Гери, (так же и любой удар в прыжке) и т.д.
            • Зинтаи Кюшо – жизненно важные точки.
            • Кацу – техника реанимации, традиционная система оживления.
            • Техника перемещения – Кири-Аши (Котай-Хоко), Сури-Аши (Сурикоми), Йори-Аши, Тобикондэ (Тобикоми).
            • Каваши Вадза – Техника уклонений от ударов.
            • Таи-Сабаки – Техника ухода с линии атаки.
            • Укэми Вадза – техника самостраховок при падении.

Мае Укэми, Йоко Укэми, Уширо Укэми, Отоши Укэми.

              • Хараи Вадза (Кудзуши Вадза) – Техника Подсечек
              • Нагэ Вадза – техника бросков
              • Гатамэ Вадза – Техника болевых приемов.
              • Джимэ Вадза – техника удушающих приемов.
              • Дыхание в Каратэ-До – Кокю, Ногарэ, Ибуки.

Ката Шотокан:
1)Тайкиоку Шодан,
2)Тайкиоку Нидан,
3)Тайкиоку Сандан,
4)Хэйан Шодан,
5)Хэйан Нидан,
6)Хэйан Сандан,
7)Хэйан Йондан,
8)Хэйан Годан,
9)Тэкки Шодан,
10)Тэкки Нидан,
11)Тэкки Сандан,
12)Бассай-Дай,
13)Бассай-Шо,
14)Канку-Дай,
15)Канку-Шо,
16)Энпи,
17)Джион
18)Джиттэ,
19)Хангецу,
20)Гангаку-Дай,
21)Сочин,
22)Чинтэ,
23)Джи-Ин,
24)Ниджушихо,
25)Мейкио,
26)Унсу,
27)Ванкан,
28)Годжушихо-Дай,
29)Годжушихо-Шо,
30)Гангаку-Шо,
31)Сэйечин,
32)Сэйпай.

КУМИТЭ
Якусоку Кумитэ:
а)Танрэн Кумитэ: Гохон Кумитэ, Санбон Кумитэ.
б)Кихон Кумитэ: Кихон Иппон Кумитэ, Каэши Иппон Кумитэ.
в)Якусоку Джиу Кумитэ: Джиу Иппон Кумитэ, Окури Джиу Иппон Кумитэ.
г)Ойо Кумитэ: Хаппо Кумитэ, Кумитэ Ката.
Джиу Кумитэ:
Кйоги Кумитэ, Шиай Кумитэ.

Обучение Джиу Кумитэ:
1)Мягкие игровые спарринги,
2)Спортивные спарринги, на достижение победы по очкам.
3)Спарринги на развитие защиты (только оборона).
4)Спарринги на развитие атакующих комбинаций (только атака).
5)Спарринги с упором на контратаку.
6)Спарринг на развитие техники рук и чувство дистанции (только руками).
7)Спарринг на развитие техники ног (только ногами).
8)Спарринги с упором на Хараи Вадза (Кудзуши Вадза) (с упором на подсекание (Аши-Бараи) с последующим добиванием).
9) Спарринги с упором на Нагэ Вадза (с упором на броски с последующим добиванием).
10) Спарринги с упором на Таи-Сабаки,
11)Непрерывные спарринги с ограниченным контактом.
12)Спарринги с упором на быстроту и скорость.
13) Спарринги с упором на опережение.
14) Спарринги с упором на выполнение различных технических или тактических заданий.
15)Жесткие спарринги с полным контактом.
16)Спарринги с двумя или более противниками.
17)Спарринг-марафон – с постоянно меняющимися противниками.
18)Спарринг с упором на выведение из боя противника в кротчайший промежуток времени.
19)Спарринги с противником, вооруженным оружием: ножом Танто, Джо, Бо, Тонфа, Нунчаку, Сай, Явара, Кама, Катана (бокен).
20)Спарринги с упором на обезвреживание (обезоруживание и задержание) – метод для подготовки полиции и спецслужб.

Вот, собственно говоря и вся образовательная часть Шотокан Каратэ-До. Различия могут быть в разных организациях в терминологии, в акценте на какую то определенную технику или стратегию и т.д.

Теперь посмотрите на все это. Задайтесь вопросом, – “на сколько соответствует ваша образовательная часть изучаемого Каратэ-До Шотокан с той, что я описал?”.

Если вы, прочитав статью и весь перечисленный арсенал, ответите сами себе, используя варианты:

              • “Я изучал Шотокан. Мне не понравилось, так как этого в нем нет”,
              • “Я изучал Шотокан и то, что я изучал не эффективно”,
              • “Я изучаю Шотокан и моя основная цель соревнования, медали и кубки, а в перечисленном большая часть мне не нужна”,
              • “Я не изучал Шотокан, но я думал, что этого нет в данном стиле”,
              • “То, что я изучал, не соответствует перечисленному, а то чему меня обучали, я не могу применить для самообороны”,

то у вас не правильное суждение о школе или же вы вообще изучали не Шотокан Каратэ-До, а лишь правила соревнований по каратэ и варианты, за которые вам могут присудить ваза-ари или иппон.

Если вы изучили позиции киба дачи, зенкуцу дачи, кокуцу дачи, удары кизами цки, гяку цки, уракен учи, мае гери, маваши гери, ура-маваши гери, уширо гери и на этом ваш арсенал и познания техники заканчиваются, то это не значит, что вы изучили Шотокан. Даже если вы изучили дюжину ката и бункай к ним – это тоже не значит, что вы изучили Шотокан. Вообще, не факт, что вы изучали именно Шотокан Каратэ-До.

Если вы хорошо владеете техникой Ши-Ай Кумитэ, в которой вы умеете мгновенно сокращать дистанцию и используя кизами цки или гяку цки зарабатывать ваза-ари или иппон, у вас много медалей, кубков и грамот – это тоже еще не Шотокан.

Говорят, что Каратэ-До состоит из трех важных аспектов – Кихон, Ката и Кумитэ. Так ли это? Это базовая техника Каратэ-До состоит из этих трех важных составных, а помимо этого есть очень и очень много всего, из чего состоит Каратэ-До и на изучение всего этого уходят годы, чтобы хоть как то научиться основам школы, а самым упорным последователям требуется десятки лет и даже вся жизнь, для того, чтобы познать Каратэ-До.

А мне говорят, что занимаясь Каратэ-До, можно научить человека драться за пол года. Нет, нет и еще раз нет! Дав человеку несколько уроков самообороны из базы Каратэ-До, можно научить самообороне, но не изучая Каратэ-До в целом. Вы можете научить его нескольким ударам, блокам, гонять его в кумитэ, набивать и укреплять тело и он научится в короткие сроки самообороне, но он не станет каратэкой. Точно так же и в спортивном разделе, – можно обучить в короткие сроки нескольким ударам, обучить правилам WKF и ежедневно гонять его в Кумитэ с упором на результат. Он будет брать призовые места, приносить победы в копилку организации, но он не будет каратэкой. Он будет спортсменом WKF, но не каратэка Шотокан, так как этот человек будет не грамотным в области Каратэ-До и его познания будут расти только в спортивной области.

Сам Хирокадзу Канадзава говорил, – “Спорт это хорошо. Мы любим спорт. Но вы должны не забывать, что спорт это только маленькая часть Каратэ-До. Это только 15% от всего того, что есть Каратэ-До”.

Говоря об образовательной части в школе Шотокан Каратэ-До – я перечислил все, что входит в данный стиль Каратэ-До.

Если человек в средней школе изучил арифметику, математику, алгебру, геометрию и высшую математику, то нельзя сказать, что этот человек имеет среднее образование, т.к. он не грамотен в языке, истории, химии, географии, физике, биологии, и тд. Я учился в школе и любил такие предметы, как: история, география, зоология, биология, физкультура, НВП. Но это не значит, что я не изучал литературу, геометрия, химию, иностранный язык, музыку.

То же и в Каратэ-До Шотокан. Изучаете Шотокан Каратэ-До? Будьте любезны, – изучайте все что включает в себя данная наука, а не вырывайте из всего этого те предметы, которые вам по душе или, как вы считаете, более важны для вас, чем другие.

Если вы пришли в секцию Шотокан Каратэ-До и год “ходили” Кихон в Зенкуцу Дачи – это вовсе не значит, что вы за год изучили Шотокан и поняли, что Шотокан полная фигня, бросив обучение. Есть стандартная программа обучения, как в средней школе и нельзя это познать все и сразу за год. У всех мастеров на это уходили десятки лет, прежде чем они понимали, что, зачем и почему.

Я не считаю себя великим мастером, но даже я, сдал впервые экзамен на первый дан, в возрасте 28 лет, спустя 14 лет изучения Каратэ-До, и только тогда я понял, как правильно выполнять блок “Гедан Бараи”. Блок, который изучал с первого дня моих тренировок. Гичин Фунакоши, в глубокой старости, сидя в кресле перед сном воскликнул – я понял как правильно выполнять Сейкен Чоку Цки. Что уж говорить о нас? Мы учимся. Все мы ученики, независимо, сколько лет мы изучаем Каратэ-До и какой у нас дан.

Помните, – не каждый человек в белом каратэги – каратэка. Не каждый бьющий ногами – каратэка. Не каждый, кто стоит в Зенкуцу Дачи – Шотокановец. Не каждый шотокановец – спортсмен. И не каждый спортсмен каратэка. Никогда не судите о том, с чем не знакомы.

Еще хочу опровергнуть слова некоторых мною уважаемых коллег. Они считают, что Каратэ-До, будучи классическим или традиционным, не может развиваться и усовершенствоваться, а все классическое и традиционное это “застрявшие водоросли в водосточной трубе”. Это сказано предвзято. Они думают, раз речь идет о соблюдении традиций, то речи о развитии и усовершенствовании быть не может.

Давайте возьмем, к примеру, классический костюм. Он, по прежнему состоит из пиджака, брюк и галстука. Иногда и жилета, если это костюм тройка. Это классика и ничего не меняется в этом. Тот, кто хочет улучшить что-то, тот усовершенствует качество ткани, улучшает качество пошива, развивает лучшее производство для пошива, а не вносит изменения в фасон по веянию моды. Те же туфли под костюм. Это тоже классика и их так же улучшают. Например, улучшают состава подошвы, качество и обработку кожи, качество ткани, нитей. Не делают новый дизайн, типа длинный носок, квадратный носок, острый носок, подкошенный каблук, прямой каблук. В таком случае это будет уже погоня за модой. А мода нужна тем, у кого нет своего собственного вкуса. Все эти нововведения приходили и уходили так быстро, что одежда не успевала состариться.

То же самое мы наблюдаем не только в боевых искусствах, в пошиве обуви или одежды. Оно применяется во всем. Даже большая часть японской культуры была заимствована и усовершенствована.

Так же, напомню вам, что автомат Калашникова и винтовка Мосина, актуальны по сей день, а самурайский меч «катана» – непревзойденное произведение искусства!

А теперь, хочу опровергнуть мнение, что традиционный Шотокан не усовершенствовался.

  1. Сам Гичин Фунакоши усовершенствовал стиль Шури-Тэ. Переработке подверглась не только техника школы, но и сам подход к образовательной части школы. Гичин Фунакоши называли отцом современного Каратэ-До.
  2. Раньше в базовой технике Каратэ-До были лишь удары ногами: Мае Гери, Йоко Гери, Микадзуки Гери и Уширо Гери (без разворота, просто удар назад). Йошитака Фунакоши внес в Каратэ-До такие удары в верхний уровень, как Маваши Гери, Ура-Маваши Гери, Уширо Маваши Гери и Уширо Гери (с разворотом вперед). На сегодняшний день эти удары присутствуют почти во всех школах Каратэ-До.
  3. Вадо-Рю тоже является не менее традиционным стилем Каратэ-До. Хиронори Оцука так же приложил руку в усовершенствовании арсенала Каратэ-До, включив в базовую технику огромное количество бросков из джиу-джицу и айки-джицу.
  4. Хирокадзу Канадзава переосмыслил и усовершенствовал многие Ката Шотокан, незначительно их изменив. Так же, он включил в арсенал Шотокан еще три ката, которые ранее не практиковались в традиционном Шотокан.
  5. Многие мастера дорабатывают и усовершенствуют технику традиционного Каратэ-До, среди которых не только японские мастера, но и западные приверженцы традиционного будо-каратэ. Примером послужит для вас доктор Илья Йорга. Кто может сказать, что он преподает не японское традиционное Каратэ-До и кто скажет, что он его не усовершенствовал?

Таких примеров можно приводить еще и еще.

То, что приверженцы традиционного каратэ – совершенствуют искусство пустой руки, не отклоняясь от принципов Будо – это факт. Одно дело вы пытаетесь улучшить или усовершенствовать уже существующее единоборство, делая его лучше, сильнее, а совсем другое дело, когда вы вычеркиваете из него 70% техники и “затачиваете” его под спортивные состязания. В таком случае, в связи с такими реформами считаю правильным переименовать то, что из этого получается. Так в США, не сумев понять сложную для западного человека стихию будо, приверженцы спорта и шоу-бизнеса создали новые виды единоборств, переименовав каратэ. На свет появились Full Contact Karate, All Steel Karate, а позже это назвали Kickboxing. Да и само Каратэ-До, как я писал выше, произошло благодаря кардинальному изменению Шури-Тэ.

Вообще для многих людей в нашем европейском обществе, особенно среди молодого поколения слово “новое” ассоциируется с нечто хорошим, лучшим, добрым, нужным, надежным и эффективным, а со слово “старое” – только отрицательные ассоциации. Только с годами, спустя время многие поймут, насколько они заблуждались в своих суждениях, а Каратэ-До, даже традиционное, всегда развивалось, развивается и будет развиваться, ибо «Под лежачий камень вода не течет, а стоячая вода воняет ©».

Изучайте то, что вам более по душе и не осуждайте других, глядя через забор, со своего огорода. Пройдя по грядкам чужого огорода, глядя на растущую капусту и свеклу, не стоит судить о том, что ваш борщ вкуснее.

С уважением, до мозга костей Шотокановец.

- Реклама -