«Фанат» каратэ. Интервью с Борисом Кантемировым

4
1042
Борис Кантемиров

Это одно из моих первых интервью. Речь пойдет об одном из идейных вдохновителей легендарного фильма о каратэ «Фанат». И я не могу не выложить его на будокаратэ.

Когда-то в свои юные и детские годы я даже и представить не мог, что смогу пообщаться с легендарным Борисом Маирбековичем Кантемировым.

Борис Маирбекович оказался очень интересным, открытым, а главное, очень добродушным собеседником, в котором сочетались сила, напористость, юношеский задор, и, вместе с тем, зрелость, рассудительность и даже некая умудренность. Разговаривать с ним было одно удовольствие, словно ты увидел перед собой целый вулкан, целый поток знаний.

Часто просматривая ролики с боевыми искусствами, а также фильмы «Фанат», «Человек в зеленом кимоно», «Не бойся, я с тобой» я и мои товарищи мечтали пообщаться с актерами и создателями этих фильмов. Хотелось многое спросить, хотелось о многом узнать и вот, через много лет, я получил такую возможность.

Борис Маирбекович Кантемиров родился 14 сентября 1963 года в осетинской семье. Отец Бориса, Маирбек Казбекович, всю жизнь проработал шофёром. Мать, Варвара Каламурзаевна, трудилась бухгалтером. В детстве занимался вольной борьбой, но юные годы для Бориса Маирбековича ознаменовались страстной любовью к каратэ и эта любовь так и не оставила его, сопровождая на всех этапах жизни.

Спортом Борис Маирбекович увлекался с детства, в юные годы, сдавая нормативы, он мог легко подтянуться 46 раз, когда учился во ВГИКе входил в состав сборной ЦСКА. На первом курсе института и произошло его знакомство с каратэ, через одного из консультантов по боевым сценам в сериале «Огненные дороги». На тот момент, это был еще малоизвестный и малопопулярный стиль каратэ, вадо-рю (стиль, который совмещал в себе классическое каратэ с приемами и принципами ведения боя японского дзю-дзюцу).

Олег Даурбекович Кантемиров
Олег Даурбекович Кантемиров

Знакомство со своим дальним родственником Олегом Даурбековичем Кантемировым,
дало толчок для новых открытий в, набирающем популярность, каратэ. При каждой свободной возможности, как вспоминает Борис Маирбекович, он старался полностью отдаться занятиям каратэ, либо просто выполнять физические упражнения. Каждое утро, в 6 часов, независимо на сколько поздно окончился его предыдущий день, он совершал пробежку до Яузы, в обеденный перерыв с товарищами играл в волейбол, вечером отдавался занятиям каратэ.

Как известно, для многих рядовых советских граждан, каратэ, было чем-то таинственным и малоизвестным. Как вспоминали многие адепты, да и сам Б.М. Кантемиров, не зная правил и принципов ведения спортивных соревнований, они, буквально, сражались друг с другом и, не смотря на попытки смягчить свои удары и броски, все же проводили кумитэ бескомпромиссно, до того момента как кто-нибудь не оказывался на земле.

На тот момент, любая техника восточного единоборства, любые единоборства, которые врывались в жизнь советских спортсменов, впитывались, словно губкой.

Такой небывалый интерес невозможно было скрыть, те, кто занимался восточными единоборствами, буквально «болели» своими увлечениями и рано или поздно этот интерес должен был воплотить себя в искусстве. Именно эта «болезнь» и вдохновила создателя легендарного фильма «Фанат». Фильм, буквально, взорвал советские экраны, популярность его еще долгие годы могла соперничать со многими западными аналогами.

Глядя на Бориса Маирбековича (сыгравший в фильме дембеля Казбека, обучавшего Малыша жесткому ведению боя) и его единомышленников, будущий режиссер фильма признавался, что именно они, своим страстным и неподдельным интересом к каратэ натолкнули его на идею создания «Фаната».

Интересна была и судьба некоторых участников фильма. Колоритный персонаж Вышибала, могучий каратист, обладавший невероятной силой, с которым пришлось главному герою Малышу, в исполнении Алексея Серебрякова, встретиться в своей финальной схватке, был сыгран непрофессиональным актером, а ныне знаменитым в своей округе кузнецом. Как рассказывает Б.М. Кантемиров: в своей среде общения и в семье никто не мог даже представить, что этот человек сыграет роль в кино, мало того, отправляясь на съемки, будущий кузнец ничего не сообщил своей семье, поэтому после возвращения, жена отказывалась верить ему и только выход на экраны фильма, смог примирить супругов.

Сам Алексей Серебряков до съемок фильма каратэ не занимался, но был отлично подготовлен физически (в прошлом он занимался акробатикой), а главное, напористость актера, его бойцовский характер удачно ложился на эту роль, как считает Борис Маирбекович, именно этот бойцовский дух Серебрякова, во многом «вытаскивал» картину.

Вторая часть картины мало что имеет общего с первым фильмом, и это видно не только по сюжету фильма, который больше повторяет голливудские боевики, с их лишенными настоящего искреннего драматизма, сюжетами, но и по игре актеров, по духу главного персонажа. Я не стану вдаваться в подробности причин, повлиявших на то, что главные вдохновители и участники фильма покинули картину, скажу лишь, что в дело вошла финансовая сторона, да и сам сюжет фильма стал слишком примитивен по сравнению с первой частью. Только О.Д. Кантемиров, тот самый тренер Малыша, согласился сыграть эпизодическую роль в начале фильма, чтобы хоть как-то увязать обе части.

Но на «Фанате» кинематографическая карьера Бориса Маирбековича не остановилась, новые силы были вложены в фильм «Человек в зеленом кимоно». Правда, ожидания от фильма не оправдались, хотя в основу были положены ситуации из жизни, которые происходили в переломный момент жизни постсоветского общества, а главную роль и вовсе, сыграл артист, далекий от боевых искусств и, во многом, это повлияло на фильм.

Карьера в кинематографе стала не основополагающей для Бориса Маирбековича, все же занятия каратэ и обучение каратэ полностью наполнили его жизнь. Кроме выступлений по своему стилю, он, со своими учениками, успешно выступал и по контактным соревнованиям, например, на чемпионате по косики каратэ, по полноконтактному рукопашному бою. Но кумитэ и нокауты были не главным для Бориса Кантемирова, как и для многих его учеников, свои силы они уже проверили и показали другим, что вполне могут учавствовать и в контактных боях, главное же для них было именно ИСКУССТВО, искусство как каратэ и каратэ как искусство.

[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=nQ9MHzm5tF8[/embedyt]

По признанию Бориса Маирбековича, один из первых международных турниров показал для него, как именно нужно относиться к сопернику за пределами татами, ковра или ринга, как вообще нужно относиться к занятиям спортом и боевыми искусствами.

В их среде было принято начинать кумитэ еще до выхода на татами, стараясь победить будущего соперника морально, подавить его духом, но на крупных международных турнирах, на которых выступали сильнейшие каратисты планеты, мой собеседник увидел довольно дружеское и легкое отношение соперников друг к другу за пределами татами. Их соперничество начиналось и заканчивалось только в момент кумитэ, вне его же, оставались приятельские беседы, дружеские шутки, совместные прогулки, было удовольствие от того, чем ты занимаешься. Именно УДОВОЛЬСТВИЕ от каратэ, от любого другого боевого искусства или вида спорта, должно вас сопровождать. Но удовольствие можно получить от того, чем ты занимаешься, если только относиться к своим занятиям как к искусству, о чем уже ранее говорилось.

На семинаре мастера Хакаичи, Б. Кантемиров увидел, по его признанию, что боевое искусство и, в частности, каратэ может стать поэзией. А не просто разновидностью рукопашного боя. Японский мастер не был супербойцом, однако его отношение к каратэ порождало тягу увидеть в нем нечто новое, нечто выходящее за грани единоборства, но второй переворот в сознании Бориса Маирбековича произошел. Когда через много лет, он снова увидел легендарного сэнсэя, который, не смотря на свои годы, был все также активен и бодр. Подойдя к нему, мой собеседник признался в том, что мастер дважды перевернул его представление о каратэ: первый раз, когда заставил увидеть в нем своего рода поэзию и второй, когда помог понять, что после твоих занятий у тебя должно прибавляться здоровья, а не уменьшаться.

Кстати говоря о смешанных единоборствах: именно как к коммерческим боям, Борис Маирбекович указал на негативное отношение к подобным «гладиаторским боям». Причина проста, ведь в финансовом плане, люди, участвующие в этих боях получают куда меньше, чем футболисты, например, либо те же боксеры, но риск получить травму куда выше, выходит, они тратят свое здоровье на потеху публике.

[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=QhG5YgSG8b4[/embedyt]

На вопрос, почему в мире микс файта мало представителей восточных единоборств, в частности того же каратэ, мой собеседник указал именно на идейную причину, на его взгляд участие в боях «на потеху публики», противоречит духу каратэ.

Немаловажным вопросом для многих, кто занимается боевыми искусствами, либо имеет какие-либо проблемы со стороны агрессивных окружающих его людей, является вопрос избавления от страха. Драться бояться все, просто кто-то умеет страх перебороть, а кто-то нет. У Бориса Маирбековича был один из учеников, которому так и не получалось перебороть свой страх, даже пришлось приглашать психолога. Причина лежала в детстве, в отношении родителей, но это наиболее запущенный случай, в котором пришлось прибегать к помощи психолога. В иных же случаях, вполне достаточно «механического» подхода, заставляя ученика отрабатывать то или иное действие, отражать атаку много раз.

Ну, и напоследок, я спросил мнения у Бориса Маирбековича, что на его взгляд, следовало бы взять из каратэ другим единоборствам и что в каратэ стоило бы изменить, либо на какой недостаток обратить внимание. По мнению мастера, негативным моментом для многих школ каратэ является фиксация на ударе, когда совершив то или иное действие, спортсмен ждет решения судьи, тем самым исчезает динамика. Кстати, некоторых каратистов, которые выступали на смешанных боях именно это и подвело. В свою очередь, в каратэ большое значение имеет скорость, именно нюансы скоростной подготовки каратистов стоило бы взять на вооружение.

Беседа прошла незаметно, но мне не хотелось сильно утомлять собеседника своими расспросами, хотя многое хотелось спросить, многое узнать, но злоупотреблять радушием тоже не хотелось.

Надеюсь, на новые встречи с Борисом Маирбековичем и хочу от своего лица и лица читателей пожелать ему здоровья и новых достижений в постижении БУДО.

- Реклама -

4 КОММЕНТАРИИ