Каратэ-фильмы и формирование спроса на боевые искусства. Как было?

9
649

Фильмы в жанре «экшн», или по нашему говоря – «боевики» уже давно стали отдельной нишей для творчества кинематографистов. Но и в этой нише появилась своя отдельная и довольно глубокая ячейка, о которой и пойдёт речь в данной статье.
Для начала – определение. Принципиальным отличием каратэ-фильмов от обычного фильма в жанре “экшн” в том, что в противостоянии персонажей упор делается не на применение огнестрельного оружия, а на рукопашные схватки с применением приёмов восточных единоборств.

Первым, кто познакомил западного зрителя с подобным жанром был, конечно же, Брюс Ли.

В отличие от героев Шварца или Сталлоне, он не обвешивался всеми видами оружия с головы до пят. Максимум, что он использует – это холодное оружие (в основном это нунчаки, и то – при явно превосходящих силах противников) и метательные дротики (на случай, если у врагов имеется огнестрельное оружие). Тем не менее, столь скудный арсенал оружия не мешает ему разделываться со всеми своими врагами в стиле «кунг-фу».

Кстати, термин «кунг-фу» не совсем верен, поскольку правильнее было бы использовать термин «у-шу» («боевой кулак») – собирательное название всех китайских стилей единоборств, в то время как «кунг-фу» правильнее было перевести как «искусство», причём, не обязательно боевое. Но, как это обычно бывает, что неправильно – то и укоренилось в головах и речах людей.

Сюжет данных фильмов, так же как и обычного боевика, незатейлив. Герой Брюса – с виду обычный парень, но в отличие от многих по определению уже обладающий выдающимися боевыми навыками. Где и как он ими овладел, история обычно умалчивает. А начинается завязка сюжета обычно с того, что приезжая в новое для себя место (фильмы «Большой босс» и «Путь дракона»), наш герой сталкивается с произволом местных бандитов, привыкшими за счёт превосходства в грубой физической силе и количестве держать в подчинении своих жертв. Разумеется, положительный герой, сталкиваясь с такой несправедливостью, встаёт на защиту обездоленных. Такой себе Зорро, получается, только вместо шпаги – свои руки и ноги, а также, время от времени, кое-какое НЕОГНЕСТРЕЛЬНОЕ оружие.

Собственно говоря, подобная особенность сюжетной линии, как раз и обуславливает специфику «карате-фильмов» – главный герой для победы над врагами использует исключительно свои навыки в области боевых искусств. Говорим боевое искусство, подразумеваемый рукопашный бой (а также – ногопашный:-).

Вполне логично, что для современного сюжета это создаёт дополнительные трудности – зачем устраивать рукопашные поединки, когда героя можно просто-напросто пристрелить. Но сценаристы фильмов с Брюсом Ли с подобной непростой задачей справились вполне успешно (по странному стечению обстоятельств сценаристом, а заодно – постановщиков боевых сцен этих фильмов был сам Брюс), что, в свою очередь, послужило мощным катализатором для всплеска интереса к восточным единоборствам.

Хотя в сфере «любителей боевых искусств» даже до сей поры не утихают споры – что лучше бокс или карате/ушу, надо признать, что выбор именно восточных боевых искусств для фильмов подобного жанра вовсе не случаен.

Брюс Ли на киноэкране демонстрировал потрясающе эффектную и до того времени невиданную технику, включающую  как и эффектные серии ударов ногами, так и разного рода приёмы по выведению противников из строя, что у многих до сей поры ассоциируется именно с восточными единоборствами.

Запомним этот момент и проследим дальнейшее развитие жанра «карате-фильм».

А дальше на смену Брюсу Ли пришёл герой-лицедей Джеки Чан и «спецназовец» Чак Норрис.

Хотя в случае с Чаком Норрисом наблюдалось, своего рода, смешение обоих жанров, фильмы с его участием также можно отнести к жанру «карате-фильмов», поскольку герой Чака при проведении очередной военной или полицейской операции не упускал ни одного случая показать своё искусство в области рукопашного боя. Прямо как тот горе-спецназовец, который “провтыкал” всё своё оружие и встретил такого же “вояку” из противоположного лагеря:-). Неудивительно, что такая игра в «крутого мужика», породила множество фактов о Чаке Норррисе.

Но вернёмся к нашим героям, а точнее к жанру каратэ-фильмов. Достойным продолжателем дела Брюса Ли оказался бывший каскадёр Джеки Чан, успевший засветиться в ряде фильмов самого Брюса.

И это несмотря на то, что герой Джеки Чана кардинальным образом отличался от героя Брюса Ли – он падал, пропуская удары, на протяжении фильма то и дело попадал в разные неприятные и комичные ситуации, терпел поражения в отдельных схватках, но зато в финале, как правило, оказывался победителем. 

С героями в исполнении Брюса Джеки Чана связывало лишь одно – герой Джеки по-прежнему использовал исключительно свои навыки боевых искусств (и это несмотря на то, что довольно часто ему приходилось играть полицейских), тем самым продолжая популяризировать жанр «карате-фильмов».

Одновременно с фильмами Джеки Чана на экраны выходят множество фильмов о ниндзя, о которых, в принципе, никто ничего толком не знал. Что однако не мешало кинопродюсерам штамповать фильмы с разным по качеству сюжетами и боевыми сценами о неистребимых японских (и не только японских) лазутчиках с завидной регулярностью.

Наиболее популярными в этом поджанре были, конечно же, фильмы фильмы с участием Сё Косуги,

а также киноэпопея “Америкаский ниндзя”, главную роль в которой исполнил Майкл Дудикофф, к которому чуть позже присоединился Дэвид Брэдли.

Как мы понимаем, герои подобных фильмов всё так же «принципиально» не использовали для решения своих непростых задач огнестрельное оружие.

Вместе с тем на просторах Советского Союза в телеальманахе «Вокруг света» с огромным успехом прошёл фильм “Боевые искусства Шаолиня” с участием тогда ещё никому не известного Ли Ляньцзе, который позже станет известен под именем Джета Ли.

Из этого фильма наши люди впервые узнали о монастыре Шаолинь и непревзойденных навыках в области боевых искусств его монахов.

Сразу же произошёл бум, связанный с интересом к этому монастырю (благо “подоспели” и другие фильмы на шаолиньскую тематику) и к самой технике «ушу». Повсюду начали открываться всевозможные школы, начал налаживаться обмен опытом с восточными мастерами и всё такое прочее.

Что характерно, в случае с Шаолинем и воинами-ниндзя интерес к боевым искусствам был обусловлен уже интересом не к отдельным персонам, как в случае с Брюсом, а самой техникой и особыми навыками, которыми, по идее должны были обладать последователи этих школ.

Кроме того, интерес к ушу «подогревался» и китайскими фильмами с участием Джеки Чана, в которых фигурировали различные «звериные» стили, а также небезызвестный «пьяный кулак».

В общем, из всего этого разнообразия японских и китайских школ каждый был волен выбирать то, что ему больше по душе. Лишь бы было желание. А желание благодаря вышеозначенным фильмам было огромным.

Но, пожалуй, переломным моментом в жанре фильмов, популяризирующим боевые искусства, стал 1988 год. В этот год на экран выходят – “Кровавый спорт” с участием Жана Клода Ван Дамма и фильм “Над законом” с участием Стивена Сигала.

С этого момента в лагере поклонников фильмов о восточных единоборствах наметился серьёзный и окончательный раскол. Одним, видишь ли, подавай драматические поединки (ну это когда главного героя сначала избивают почти до полной потери сознания, а потом он, как ни в чём ни бывало, встаёт и начинает метелить своего вдруг резко ослабшего противника). Главная зрелищная составляющая отводилась эффектным ударам ногой в прыжке, крайне желательно ещё и с разворота.

Другим больше импонировал непобедимый герой Сигала, который с невиданной до сей поры лёгкостью при помощи каких-то особо секретных приёмов в пух и прах разделывал своих врагов голыми руками «оптом и в розницу».

Почему я считаю этот момент переломным? Во-первых, нам зрителям была показана или хотя бы упоминалась эволюция героя как Мастера боевых искусств. Во-вторых, в данных фильмах присутствовала прямая отсылка к тому или виду боевого искусства. Все знали, что Стивен Сигал – это айкидо, а Ван Дамм – кикбоксинг и его “родственники”. По времени это совпало с интересом к новой волне боевых искусств – муа-тай, тхэквондо, хапкидо и уже упоминаемое айкидо.

Во многом благодаря этим персонажам (герои Сигала и Ван Дамма), а также тому, что, несмотря на все свои травмы, Джеки Чан всё ещё оставался в строю, фильмы эксплуатирующие тему боевых искусств, стали набирать всё большую популярность у зрителей. Сначала на киноэкран потянулись все, кто имел какое-то отношение к каратэ и кикбоксингу – от таких “зубров” как десятикратный чемпион мира по кикбоксингу Дон «Дракон» Уилсона и пятикратной чемпионки по ушу (его американизированная версия) Синтия Ротрок до Саши Митчелла, занимавшегося боевыми искусствами лишь в детстве, а затем до создателей подобных фильмов «дошло», что и отношение это вовсе не обязательно…

Читайте также:
Каратэ-фильмы и формирование спроса на боевые искусства. Что есть?
- Реклама -

9 КОММЕНТАРИИ

  1. У меня знакомство с кинобоевиками сложилось без Брюса Ли. С одной стороны, это неплохо, как взгляд со стороны, хотя тоже голова была забита всеми этими боевиками))) грезили о каратэ, потом об ушу. Смешные были.
    А вообще, мне Джеки был более симпатичен. в отличие от Брюса. как вы правильно заметили, он был уязвим. И ты смотрел на него и понимал, да он такой же как и ты, значит. это еще не самое страшное, что тебя побили, ты проиграл.
    А вот Сигал с его, особенно, поздними шлепками, которыми он сбивал сто килограммовых мужиков…
    Сейчас не могу смотреть ни один из этих фильмов.

    Как представителей современных “каратэшных” боевиков порекомендую “Красный пояс” и “Воин” (исконный американский вариант)

  2. Да, что мне сейчас не нравится в таких фильмах, так это то, что актеры, снимающиеся в боевиках не являются мастерами боевых искусств. Получается обман какой-то. Мелочь, а не приятно. Понятно, что на спецэффектах и монтаже всё вытянут, но не правильно это.
    Это как певцов сейчас штампуют на всевозможных фабриках, а голоса компьютером выправляют. Вот раньше, если ты талант, то и музыку и слова пишешь, люди своим трудом добивались, а сейчас конвейер силиконовых сисек…

    • Тенденция времени, блин! Кроме того, всё зависит от подхода к делу постановщика боевых сцен. Можно и без больших мастеров сделать классный поединок (например, “Багровые реки”). А можно и с Мастером сделать чёрт знает что – летания по воздуху, суперудары и тому подобное.

    • Да, кстати, тогда тоже не всегда чистые бойцы были. Брюс Ли из танцев пришел, Джеки Чан просто акробат хороший, как и Джет Ли (он выходец из ушу таолу).

      Кстати Лунгрен был бойцом, при том чемпионом по киокушинкай, Дон Дракон, это вообще зверь просто, кажется десятикратный чемпион мира по кику, но в кино как-то он не особенно запомнился, ну Чак конечно, Ванн Дам тоже, кажется.

      А наши фильмы возьмем: Серебряков каратэ не занимался, он был акробатом, Певцов был танцором.

      • Вот-вот, бывшие бойцы в кино, как правило, не очень эффектно выглядят. Только Уркидеза и можно вспомнить, но там с ним Джеки Чан “поработал”. Хореография сценических боёв это отдельное искусство, в котором есть свои тонкости. Далеко не каждому они оказались по зубам, хотя универсальные формулы, я думаю, присутствуют.
        То, что Брюс пришёл из танцев любят часто вспоминать, но после танцев он серьёзно занимался боевыми искусствами, этого нельзя отрицать. А к нашим фильмам я вообще отношусь скептически.

        • Да нет, я ничего не говорю про занятия Брюса, просто он тоже больше актер и то, что он показывал в кино, в прежнюю очередь отобраны для кино, как и все остальные, исключения это некоторые из современных фильмов, ну, может постсоветские немного.

          Кстати, скоро мой пост выйдет, посвященный постсоветским и советским боевикам.