Шоу, снобизм и философия в боевых искусствах

6
614

На первый взгляд может показаться, что в заглавии все намешано, но это не так. Хотя, признаюсь, хотел написать только об элементах шоу в боевых искусствах, но потом решил, что там, где стоит вопрос о шоу в единоборствах, там найдется тот, кто будут говорить о философской составляющей, в противовес первому явлению.

Когда-то, в пору своих занятий восточными единоборствами, я, категорически не мог переносить «смешанные» турниры. Я их считал возней, «гладиаторскими боями», шоу, где все куплено, как в любых спортивных турнирах. С моим научруком в университете мы обсуждали вопрос о написании курсовой на тему философии боевых искусств, ведь среди философов серьезных исследований в этой области не проводилось.

Не проводилось… Шоу…

И так – ШОУ:

%d0%bf%d0%be%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d1%83%d1%85%d0%b0А вы знаете, прошло много лет с тех пор, я успел позаниматься «западными» единоборствами, и пришел к выводу, что не с того начал. Слишком я идеализировал «утонченность» единоборств Азии. Если говорить языком дзен-буддизма, наши умы поглотил демон одержимости разделения на «боевые» и «не боевые», мы застряли на одной мысли, видели все только через призму этого симулякра единоборств.

Чтобы все прояснить, давайте начнем с «Шоу». А шоу, как известно, должно продолжаться.

«Бои без правил», UFC, Прайд, Панкратион, К-1, профессиональный бокс. Всем на ум приходят менеджеры, промоутеры, рейтинговые турниры , имидж, порой, искусственно созданный.

Все верно. Но есть одно «но».

Шоу есть везде. Сама суть востока, особенно в Японии, в Китае, это формализм, ритуалистика, с другой, это яркая маска, в духе Пекинской оперы, театра Но, Кабуки. Это некая статика, намек, мазок и остановка, чтобы замереть в статичности. Отсюда и своеобразный, порой условный характер поединков в каратэ или ушу. По сути, это обратная сторона шоу. Только турниры по смешанным единоборствам, профессиональный бокс, К-1 говорит об этом открыто. Хочешь, приходи – дерись, не хочешь – не дерись. Эти турниры и единоборства не берут на себя много, не хотят выглядеть как-то иначе, чем они есть на самом деле.

ntfnh

Да – шоу. А тамешивари, разве не элемент шоу? Кстати, даже некоторые мастера восточных единоборств это признают. Я не говорю о разбивании предметов, как о технике, хотя, давайте уж на чистоту, прикладного навыка в тамешивари немного. Сколько бы вы не разбивали черепиц или ледяных глыб, они вам сдачи не дадут и с линии атаки не уйдут.

В Америке популярны чемпионаты, по, так называемым «боевым искусствам». Когда представители тех или иных школ восточных единоборств выходят в красивых разноцветных кимоно, дабы показать театрализованное действо. По сути, это чемпионат ката, только с добавлением театрализации.

Многие читатели скажут, это не каратэ, это не ушу, это просто представление, шоу. Но тогда и я скажу, что есть техника смешанных единоборств, теперь уже техника, а есть коммерческие турниры по правилам этих единоборств, это, немного разные вещи.

Вернемся снова к востоку. В свое время выйти из тени Фунакоси, Кано, Оямы, Мияги, да и многим другим позволил именно элемент шоу. Среди всех цветистых стилей нужно было как-то прорекламировать свой стиль.

Красивые ритуалы, красивые кимоно, эмблемы, фотографии патриархов стиля. Дань традиции или элемент внешнего антуража. Этакая подпитка себя, чтобы не стало однообразно?

Мы всегда ищем экзотики. Многие находят ее в восточных стилях, кто-то в ММА. Только, как правило, секции бокса, самбо, выглядят проще, в силу не такого высокого финансирования, как в секциях айкидо, ушу, БЖЖ.

Если мы посмотрим показательные выступления, то картина будет такая же. Чем более «традиционней» школа, тем больше театрализованного представления она даст зрителям. А многие и вовсе уходят на стезю, так называемых «театров боевых искусств».

Так выходит, где же больше элемента шоу?

ФИЛОСОФИЯ:

Все-таки, тему философии боевых искусств в курсовой пришлось отложить. Я выступил с ней на конференции и только. В курсовой же пришлось поднять более серьезный пласт, уйдя в тематику «Китайской военной стратегии» (тогда меня вдохновил сборник В.В. Малявина).

И я правильно сделал. Дело в том, что где, на самом деле «боевое», «воинское», там мало философии. Философствовать просто некогда, когда ежеминутно твоя голова занято тем, как тебе выжить. Все философствования, красивые речи и система подготовки начинается, когда на это есть время. Но, обратная сторона этого процесса: боевые искусства теряют «боевую» составляющую. Заниматься боевыми искусствами могли только аристократы, если мы говорим о Японии. Даже на Окинаве, первые «каратисты» были выходцами из аристократических слоев, при этом, зачастую, даже им запрещалось носить оружие. Окинавское каратэ, изначально несло в себе элемент мистики, как, впрочем, многие из нынешних японских направлений, таких как айкидо, дзю-дзюцу, как многие из китайских стилей ушу.

И здесь мы подошли к главной проблеме.

Многие, даже не в боевых искусствах, путают ритуалистику, эзотерику и мистику с философией. И, теперь, смотря на студента-философа, который хочет писать научную работу по вопросам философии в боевых искусствах, я начинаю понимать, что под звание «философии» мы очень многое «подтягивали за уши».

Нет, я не говорю, что философии в единоборствах нет совсем, я намекаю на то, понимает ли предмет разговора те, кто активно эксплуатирует термины «духовность», «философия».

СНОБИЗМ:

Я мало слышал снобизма от боксеров, самбистов, ММАшников (хотя были и такие), но вот «национализм» я встречал от поклонников восточных стилей. Особенно яростно нападают на другие стили и направления ребята из стилей, отказывающихся от поединков. Хочется их спросить: «А какая вам разница? Человек боксирует и боксирует, выходит на татами, пусть он занимается спортом, это его выбор. Вы считаете, что все «игрушки», выйдите-докажите. Сможете ли доказать?».

Какая странная не любовь у ребят из, к примеру, WKF к киокушинкай. Мол, стиль однообразный, упрутся друг в друга и лупят по животу и бедрам. Знаете, я так тоже раньше думал. А потом, вдруг меня словно осенило. Так было с боксом, ММА, я вдруг понял «дао» этих направлений. Я, вдруг, увидел красоту в киокушинкай. И хотя заниматься я бы им не стал, но встречался в спаррингах с ребятами из киокушинкай, которые разнообразили технику. Должен сказать, что они хорошо адаптируются к другим условиям, их идеология проверки боем сыграла хорошую роль. Я всегда придерживался мнения, что стиль только тот может называться «боевым», который может противостоять другим направлениям, а не «варится в собственном соку».

Когда я ушел в дзюдо, многие меня вообще не понимали, потом, к сожалению, запоздалые увлечения боксом, так же вызвали непонимания у тех, с кем я занимался тэквон-до, йогой, ци гун. Им все это казалось таким скучным, ограниченным. А меня, буквально, начало воротить от всей этой яркости и мишуры. Немного прозанимавшись кикбоксингом и боксом, я просто отдохнул душой.

%d0%bf%d0%be%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d1%83%d1%85%d0%b0

И знаете, вот именно после борьбы я понял «ударку», а после бокса я снова смог принять восточные единоборства.

Я бывал на секциях «боевых искусств», там где даже слово «спорт» вызывает сразу негодование. Помню, как приемами из тэквон-до и дзюдо одолевал соперников, а тренера усмехались, все это спорт, так не надо делать. Тогда я был студентом и, в силу, юношеского максимализма, верил «горе-мастерам». В итоге все началось «ломаться», ничего не работало, пока я снова не вернулся к «спортивной» технике и снова все стало получаться.

После армии я снова приходил в несколько таких вот «боевых» сект/секций пришел к ответвлению этой секции. Ну и, как положено, экс-дзюдоисту, швырнул соперника, выведя из равновесия, с помощью рукава и отворота кимоно. И снова те же речи, это спортивное, боевой вариант другой. Так нож к горлу не приставляют, так против ножа не обороняются.

Кто это говорит? Офисные клерки? Они знают, как нападает вооруженный ножом человек?

И, знаете, теперь я не могу и не хочу предаваться снобизму, говорить о «духовности» в боевых искусствах, о «спортивности» и «боевитости». Мне кажется, во многих вещах, в том числе и в единоборствах, в боевых искусствах, называйте, как хотите, нужно исходить из принципа «Бритвы Оккама». Нужно отсекать все лишнее.

- Реклама -

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Жаль, не повезло Вам с учителями по восточным единоборствам. Вот этот вот снобизм о котором Вы говорите (и который, в свою очередь, подтолкнул меня к собственной писанине) я неоднократно слышал от представителей обоих лагерей. Адепты спортивных направлений говорят «Ну чем вы там у себя занимаетесь, это же не будет работать на улице». Им в ответ — «А вы там у себя в ринге (на ковре) возитесь один на один по полчаса. В реальном бою противников будет несколько и решать надо будет всё в секунды». И правы, и не правы обе стороны. Конечно, спортсмены будут иметь преимущество в контактном поединке. С другой стороны, кто мешает «традиционщикам» проверять свои навыки в спаррингах как внутри школы, так и во встрече с «контактниками»? Спортсмены заявляют о том, что они лучше подготовлены к уличным поединкам? Но это только в том случае, если шпана решила «помахаться», а не потыкать (причём со знанием дела) в кого-то ножичками. Другой вопрос, что такое «реальный поединок»? Как к нему подготовиться, наработать необходимые навыки, где найти спарринг-партнёров, в конце концов.
    Вот тут мы и подходим к такому понятию как «философия боевых искусств». Она есть (смотрите интервью с Мастерами). Это, с одной стороны то, как понимает цель и предназначение боевых искусств конкретный Мастер, с другой — их попытки достичь гармонии с самим собой и окружающим миром. Но это тема отдельного разговора.
    Что касается последнего абзаца, то «отсекание лишнего» больше подходит для спортивных единоборств (спортсмен отказывается от неудобных ему приёмов и техник в пользу более эффективных, опять же для него). А вот для боевых искусств в целом… Нет, не соглашусь.

    • Ну, это ваше мнение, навязывать ничего не хочу. но я к тому, о чем говорил пришел через личный опыт.

      На самом деле, именно «боевые» искусства все лишнее и должны отсекать. Вопрос стоит о бое, о выживании.
      Философия появляется, когда «боевое» исчезает, когда это становится традицией, ритуалом, идеологией для целой нации.

      «Реальный» поединок… Реальный поединок, это когда рисунок боя схож с тем, что бывает в агрессивных ситуациях.

      Тут уже исторический фактор, каратэ изначально зарождалось в среде окинавских аристократов, среди которых популярны были мистические школы и кружки. А изначально, «сухое» каратэ, до возникновения японского каратэ было очень лаконичным единоборством. с малочисленными ката.
      В принципе, боевые искусства Японии и Китая, в том виде, в котором мы их видим сейчас, воссоздавались ни с целью «боевого» назначения, их цель была создание некой идеологии, «реставрации».

      Если, к примеру, кикбоксинг помог достичь гармонии с миром, гармонии в себе, это тогда боевое искусство?

      • Спасибо за ответ, очень интересные замечания! Если позволите. выскажу ещё ряд своих.
        Само словосочетание «боевые искусства» как бы говорит нам о двух различных подходах к его культивированию.
        Первый — именно тот, о котором Вы говорите — Мастер почти постоянно вынужден находиться на грани жизни и смерти, сражаясь за свою жизнь (не секрет, что лучшими бойцами в средневековом Китае были разбойники и бандиты, а вовсе не монахи).
        Второй — развитие боевого искусства в рамках школы. В этом случае будет присутствовать бОльший акцент на внутреннюю работу и работу с учениками, передачу им своего опыта, как боевого так и жизненного. Тут уж без философии не обойтись:-)
        Насколько я знаю, у прежних Мастеров присутствовали оба эти варианта (в молодости — боец, в старости — Учитель, если утрировать). Полагаю, у них подобного раздвоения этого понятия не возникало:-)

  2. Задета очень важная тем. Осмелюсь высказаться исходя из своего скромного опыта на тему практики и философии. Считаю, что философствовать пора лишь после того, как «поработал на земле», т.е. после долгих банальных тренировок, поединков, соревнований, где все, о чем происходит философствование, сначала ощущается на собственной шкуре. Я видел людей, которые грешат обратным — лишь придя в зал начинают рассуждать о ци, дао, иккен хисацу, будо, причем теоретически все выглядит складно, но не выдерживает никакой проверки на татами. Я и сам этим грешил, когда только начинал заниматься тайским боксом в университете: рассуждал о мужестве и решимости в духе романтизма и т.д., но реальное понимание, что такое решимость, начало приходить ко мне тогда, когда на соревнованиях после нокдауна у меня начали ноги «заливаться свинцом». Потому что понять теоретически и пережить — две разные вещи. Однажды, придя в секцию айкидо, я увидел массу людей грешащих тем же, но совершенно этого не понимающих. Более того, даже саму проверку своих теорий они считали чем-то грязным и недостойным боевых искусств. Также с бесконтактным каратэ, когда учатся контролю удара раньше, чем самому удару. По-моему, это самообман. Такие люди занимаются симуляцией боевых искусств, играют в «голых королей», лукавят, окружая себя пафосом, тешат свое эго. Сначала работа — потом философия. На словах и я Лев Толстой…) С другой стороны, в том же боксе мне сказали однажды «это не каратэ — здесь бить нужно». Пафоса достает с обеих сторон, и растет он, как правило, от желания повысить свою самооценку не за счет личных «реальных» достижений, а с помощью «сучка в чужом глазу», когда у самого там лес густой.